1. Наименование Паспорт Программы развития Содержание Полное наименование ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шалинского городского округа «Шамарская средняя общеобразовательная школа № 26» Документы, послужившие основанием для разработки Программы развития - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012 г N 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями от 12 августа 2022 г. № 732; - Федеральная основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Минпровсещения России от 18.05.2023 г. № 372; - Федеральная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Минпровсещения России от 18.05.2023 г. № 370; - Федеральная основная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Минпровсещения России от 18.05.2023 г. № 371; Национальный проект «Образование» 2019-2024, утверждённый 24.12.2018 года; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2025 года № 996-р); - Устав МБОУ «Шамарская СОШ № 26», утверждённый Постановлением Управления образованием Шалинского городского округа от 21 декабря 2021 года № 23; - Основные образовательные программы МБОУ «Шамарская СОШ № 26». Цель Повышение уровня качества образования обучающихся на 5% до декабря 2026 года. Комплексные задачи Программы развития 1. Повысить качество образовательной и воспитательной среды через вовлечение обучающихся в волонтерские отряды, организацию сетевого взаимодействия, профессиональных проб и социальных практик, вовлечение обучающихся в мероприятия внеурочной деятельности; 2. Повысить предметную и методическую компетентности 2 педагогов через построение индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных планов повышения профессиональных компетенций педагогов, обмен опытом работы, распространение практик работы педагогов школы показывающих высокие результаты обучения, методическое сопровождение педагогов, участвующих в конкурсном движении; 3. Повышение качества образования обучающихся через выявление обучающихся с рисками учебной неуспешности во всех классах школы, установления причин учебной неуспешности обучающихся, проведение мероприятий, направленных на устранения причин образовательной неуспешности обучающихся; 4. Создать разно акцентированные пространства, в том числе путем модернизации школьного пространства, использования возможностей трансформирования, зонирования школьного пространства; 5. Решить кадровый вопрос путем привлечения внешнего совместителя, привлечения специалиста в рамках сетевого взаимодействия, принятие штатного специалиста. Планируемые результаты реализации Программы развития 1.Уменьшится доля обучающихся, стоящих на различных видах учета на 2 %, через вовлечение в волонтерские отряды. 2. Увеличится доля обучающихся на 5 %, определившихся в выборе будущей профессии. 3. Повысится качество образования на 5 %, через вовлечение обучающихся в мероприятия внеурочной деятельности. 4.Будет создана система непрерывного профессионального развития педагогических работников, способствующая повышению предметной и методической компетентности. 5.Повышены предметная и методическая компетентность педагогов через построение индивидуальных образовательных маршрутов и/или индивидуальных планов повышения профессиональных компетенций педагогов, обмен опытом работы, распространение практик работы педагогов школы показывающих высокие результаты обучения 6.Увеличено количество педагогов, участвующих в конкурсах педмастерства, в системе наставничества. 7.Увеличится доля обучающихся, демонстрирующих положительную динамику в освоении образовательной программы на 5% через организацию психологопедагогического сопровождения и разработку индивидуальных образовательных маршрутов. 8. Увеличится доля обучающихся, принимающих участие во внеурочной деятельности и дополнительном образовании на 5% через развитие мотивации и создание «ситуации успеха» к участию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. 3 9. Созданы разно акцентированные пространства, в том числе путем модернизации школьного пространства, использования возможностей трансформирования, зонирования школьного пространства. 10. Решен кадровый вопроса путем привлечения внешнего совместителя, привлечения специалиста в рамках сетевого взаимодействия, принятие штатного специалиста. Сведения о разработчиках Ответственные: Тарасова Ирина Михайловна, директор МБОУ «Шамарская СОШ № 26» Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБОУ «Шамарская СОШ № 26» от 22.11.2023 Период реализации 2024 – 2026 годы Порядок финансирования Программы развития Средства субсидии Целевые субсидии Контроль реализации на муниципальное задание. Школа осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом директора МБОУ «Шамарская СОШ № 26» Корректировку программы развития осуществляет директор МБОУ «Шамарская СОШ № 26» 2. Информационная справка об ОО Общее описание и анализ текущего состояния Школы Поселок Шамары входит в состав Шалинского городского округа, расположен в югозападной части Свердловской области на расстоянии 210 км от областного центра. Через поселок проходит автомобильная дорога с асфальтовым покрытием областного значения, обеспечивающая грузоперевозки в масштабах РФ. Первоначально поселок, возникший в 1908 году, формировался как железнодорожная станция. В 1928 году в Шамарах был создан леспромхоз. На протяжении нескольких десятилетий он являлся градообразующим предприятием поселка: строил и содержал детские сады, школы, больницы, дороги, учреждения культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и многое другое. Своего расцвета наш поселок достиг в восьмидесятые годы прошлого века. В девяностые годы в леспромхозе произошел спад производства, сократились рабочие места на предприятиях, произошел значительный отток трудоспособного населения в город. В связи с этим количество учащихся в школе незначительно, но уменьшается. Развитие образования в поселке Шамары: 20-е годы – начальная школа 1936 – Шамарской семилетней школе присвоен №26 1950-1957 – школа стала средней С 2011 года МКОУ «Шамарская СОШ № 26» получила статус юридического лица, присоединив к себе в качестве филиалов МКОУ «Горная СОШ», МКОУ «Платоновская СОШ» и МКОУ «Рощинская СОШ». С 2014 года школу возглавляет Ирина Михайловна Тарасова. Все руководители образовательных учреждений – Тарасова И.М. (школа), Иванова Н.А. (детский сад), Зверев А.И. 4 (филиал Первоуральского политехникума), Токарева Л.А. (филиал Дома детского творчества «Синяя птица») – работают в тесном содружестве по подготовке учащихся к адаптации в социуме. Большой вклад вносят также педагоги музыкальной школы (Бузунова Л.А. и Банникова Л.С.) и детской юношеской спортивной школы (Новиков В.Н., Буянов А.И., Новикова Т.К.). В 2017 году был изменён тип образовательного учреждения с казённого на бюджетное. МБОУ «Шамарская СОШ №26» реализует общеобразовательные программы: - начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года); - основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет); - среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года); - образования детей с умственной отсталостью (нормативный срок освоения 9 лет); - дополнительного образования. Контингент обучающихся Общее количество детей- 663 Из них количество обучающихся из неблагополучных семей- 43 Детей из приемных семей (опекаемые дети)- 41 Дети из малообеспеченных семей – 128 Неполные семьи – 151 Многодетных семей – 240 Детей с ОВЗ - 69, из них обучается на дому – 11 Дети, состоящие на внутришкольном контроле – 16 Количество обучающихся, состоящих на учете в ПДН - 5 Количество обучающихся, состоящих на учете в ТКДН и ЗП – 4 Анализируя статистику, можно сделать вывод: количество семей и детей, входящих в «группу риска» (низкая мотивация к учебе, не исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению в отношении детей, совершение противоправных действий и административных правонарушений) снижается незначительно. Влияет, безусловно, отсутствие заинтересованности в положительном результате со стороны родителей (законных представителей) и детей. Большинство озабочены достаточным обеспечением своих семей, вынужденно уезжая за пределы поселка в поисках работы. Кроме того, с каждым годом растет число детей с ОВЗ, большинство из которых также не мотивированы на получение качественного образования, законопослушного поведения и оказание добровольческой помощи. Они особенно нуждаются в помощи и повышенном внимании в работе представителей образовательного учреждения (педагогов, классных руководителей, тьюторов, наставников, сотрудников социально-психологической службы…). Таким образом, основным видом деятельности Школы является не только реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (в том числе адаптированные программы для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и др.), но и реализация планов внеурочной деятельности и дополнительного образования, программы воспитания обучающихся. Образовательные результаты На 01.01.2023 г. в школе обучается 663 учащихся: на уровне начального общего образования – 258, на уровне основного общего образования – 353, на уровне среднего общего образования – 49, в том числе в 3-х специальных (коррекционных) классах для детей с умственной отсталостью – 14, обучающихся по очно-заочной форме обучения - 8 человека. 5 По итогам 2022 – 2023 учебного года уровень качества образования при 41 % уровне обученности составляет 52 %. 59 человек (9%) по итогам учебного года являются отличниками учёбы (из них 25 круглых отличников). На «4» и «5» окончили год 280 человек (41 %). Одну «3» по результатам учебного года имеют 28 человек (4 %). Восемь обучающихся не допущены до итоговой аттестации. 12 человек, имеющих за учебный год академические задолженности по предметам, по решению педагогического совета переведены в следующий класс условно. Начальная школа Закончили учебный год на «4» и «5» 76 человека (28%), отличников 34 человек (13 %). Качество знаний составляет 41% Основная школа Закончили учебный год на «4» и «5» 184 человек (49 %), отличников 21 человек (6 %), 6 человека переведены в следующий класс условно (2 из них занимаются по программам для детей с задержкой психического развития). Качество знаний составляет 56 %. В ОУ в 9 классе обучались 72 выпускников, в том числе 1 выпускник обучался по очнозаочной форме обучения и 5 обучающихся по программе для обучающихся с умственной отсталостью. По итогам года успевают на «4» и «5» - 25 человек, что составляет 41 % от общего количества обучающихся в 9-х классах. В 2023 году ГИА в 9 классах проводилась по двум обязательным предметам и двум предметам по выбору. На «4» и «5» сдали обязательные экзамены – 24 человека, 40% от общего количества, (2023 – 41%, 2022- 48%, 2021- 28%,). 8 выпускников (13 % от общего количества сдававших), сдали экзамен на «2» по математике, 1 человек по географии и 3 человека по обществознанию. За предыдущие 3 года аттестат особого образца получили в 2023 году 4 выпускника, 2022 году 2 выпускника (2%), в 2021 году 6 выпускников (7%). Продолжают образование в своем ОУ 17 человек (24% от общего количества выпускников 9 классов), в учреждениях СПО 35 человек (58%). Средняя школа В ОУ один 11 класс, закончили учебный год на «4» и «5» 10 человек (56%), отличников 1 человека (6 %). Качество знаний составляет 100 %. (2022 – 63%, 2021-43%, 2020- 63%). За последние 4 года к государственной (итоговой) аттестации были допущены все выпускники. Все выпускники 2023г. и предыдущих лет сдали обязательные экзамены по русскому языку и математике. В 2023 году выпускников награжденных золотой медалью «За особые успехи в учении» 4 человека, в 2022 году 2 выпускника (11%), в 2021 году 1 выпускник (20%), в 2020 учебном году 3 выпускника (12%). Общие сведения об обучающихся 11 классов Участники ГИА 11 Количество выпускников всего В том числе: Не допущенных к ГИА Недопуск по причине незачета по итоговому сочинению Недопуск по иным причинам (указать каким) Кол. чел. 17 2021 Доля % 100 Кол. чел. 17 2022 Доля % 100 Кол. чел. 19 2023 Доля % 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 6 Получившие неудовлетворительный 0 0 результат: По русскому языку 0 0 0 0 0 0 По математике - П 1 14 0 0 0 0 По двум обязательным предметам 0 0 1 6 0 0 Количество выпускников, завершивших 2 0 0 0 2 11 обучение с отличием, всего Наличие неудовлетворительных 0 0 0 0 0 0 результатов ЕГЭ у данных участников Сдавшие ЕГЭ по русскому языку на 40-60; 1 6 4 24 7 37 на 61-80; 6 35 9 52 8 42 на 81-100 баллов 1 6 4 24 3 16 Сдавшие ЕГЭ по математике (П) на 40-60; 2 1 5 50 0 0 на 61-80; 9 52 3 30 3 16 на 81-100 баллов 0 0 0 0 0 0 Сравнительный анализ результата образования выпускников показывает, что средний балл по ЕГЭ по русскому языку достаточно высок. Неплохие результаты сдачи экзаменов показали обучающиеся по базовой и профильной математике. Общие сведения об обучающихся 9 классов Участники ГИА 9 Количество выпускников всего 2021 Кол. чел. Доля % 68+2 кор 100 2022 Кол. Доля чел. % 66 + 1 100 кор 2023 Кол. Доля чел. % 72 + 100 5 кор В том числе: Выпускников текущего года, чел. 68 100 Выпускники, не завершившие основное общее образование (не прошедшие ГИА) чел. (без учета ГВЭ) Не допущенных к ГИА Получивших неудовлетворительный результат: По русскому языку По математике По предметам выбора Количество участников ГИА в форме ГВЭ Из них: Получивших неудовлетворительный результат по русскому языку 12 17 1 1 11 0 4 0 0 Получивших неудовлетворительный результат по математике 0 1 66 + 1 кор 100 72 + 5 кор 10 100 1 4 6 12 17 1 16 4 12 7 3 18 11 5 2 14 9 1 3 19 13 1 6 1 7 Количество выпускников, 5 7 завершивших основную школу с отличием Наличие неудовлетворительных 0 0 результатов ОГЭ у данных участников Количество выданных аттестатов 58+2 св-ва 84 Количество чел. на пересдачу в сентябре (с указанием предмета) 11 (мат) 1 ( рус) 16 1 2 3 2 3 0 0 0 0 48 73 75 14 21 54+ 5 св-ва 16 22 Работа по повышению качества образования в 2022 – 2023 учебном году была не совсем результативна по сравнению с прошлым учебным годом; 1 обучающийся закончил основную и среднюю школу с аттестатами особого образца, 4 обучающихся получили медаль за особые успехи учении, 16 обучающихся, сдавали экзамены в дополнительные сроки в сентябре. Сравнительный анализ результата образования выпускников показывает, что средний балл по ЕГЭ по русскому языку достаточно высок. Неплохие результаты сдачи экзаменов показали обучающиеся по базовой и профильной математике. Результаты Всероссийских проверочных работ показали, что по сравнению с прошлым учебным годом в целом по школе средний балл по предметам снижается, хотя знания учащихся еще нельзя назвать хорошими. Результаты ВПР по первичному баллу по математике и русскому языку Предмет Математика (4 кл) Математика (5 кл) Математика (6 кл) Математика (7 кл) Математика (8 кл) Средний первичный балл 2021 2022 2023 9,5 9,6 10,7 8,5 8,4 4,3 6,2 4 4,2 6,8 6 5,5 7,9 7,8 6,3 Предмет Русский язык (4 кл) Русский язык (5 кл) Русский язык (6 кл) Русский язык (7 кл) Русский язык (8 кл) Средний первичный балл 2021 2022 2023 23,6 24,2 19,4 21,4 18,9 18,5 22,3 17,5 17,4 20,1 18 19,5 20 20,3 15,4 Из таблицы видно, что идет снижение результатов ВПР по основным предметам. Результаты школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников Приняли участие в школьном этапе олимпиад Количество олимпиад Количество учащихся Количество победителей 2020-2021 уч. год 2021-2022 уч.год 2022-2023 уч.год 19 408 63 19 238 32 19 232 41 8 Количество призеров Результативность в % Приняли участие в муниципальном этапе олимпиад 60 30% 2020-2021 уч. год 58 38% 2021-2022 уч.год 59 43% 2022-2023 уч.год Количество олимпиад 19 19 19 Количество учащихся 49 52 40 Количество победителей 8 4 3 Количество призеров 15 6 7 Результативность в % 50% 19% 25% Количество желающих принять участие в олимпиаде и количество победителей и призеров увеличилось в сравнении с прошлым годом. В 2022-2023 году Всероссийская олимпиада школьников проходила в новом формате по 19 предметам. Образовательный центр «Сириус» проводил школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2022-2023 учебного года по шести предметам (физика, биология, химия, астрономия, математика и информатика) в компьютерной форме. По остальным предметам олимпиада проходила на платформе ИРО. Многие дети не вовремя заходили для выполнения заданий, не могут организовать свое время. Не у всех есть возможность выполнять работы, нет интернета, или очень низкая скорость интернета. Свои результаты дало обучение в предыдущий год дистанционно. Дети не уверены в своих силах. Профориентационная работа в школе организована в урочной, внеурочной формах и в рамках дополнительного образования. В урочной форме она реализуется на учебных предметах «технология», «окружающий мир», обществознание, физика, математика, информатика и др. Во внеурочной деятельности с сентября 2023 года в школе введен курс «Моя Россия-мои горизонты» для обучающихся 6-11 классов, наряду с этим ведется курс внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Тропинка в профессию» и «Основы профессионального самоопределения» для 5-11 классов. В дополнительном образовании профориентация реализуется через сетевое взаимодействие с ООО «Новый путь», МБУ ДО Шалинского ГО «Дом творчества», пожарной частью п. Шамары, ГБУЗ СО «Шалинская ЦГБ». Не смотря на всю организованную работу, остаются проблемы, которые выражаются в отсутствии механизмов взаимодействия с региональными предприятиями/организациями, оказывающими содействие в реализации профориентационных мероприятий; не обеспечивается посещение обучающимися профессиональных проб на региональных площадках. Условия организации образовательного процесса Кадровое обеспечение Общая численность педагогических работников в МБОУ «Шамарская СОШ № 26» и её филиалах 78 педагогов. Количественный состав педагогов по возрасту Количество педагогов До 25 лет 25-35 лет 35-55 лет 55 лет и старше 78 4/5% 15/19% 40/51% 19/24% Возрастной состав педагогических работников по преподаваемым предметам Преподаваемый предмет Общее кол-во ПР Кол-во ПР до 25 лет Доля от общего кол-ва Количество ПР пенсионного возраста Доля от общего кол-ва 9 Начальные классы Русский язык и литература Английский язык Математика Информатика История и обществознание География Физика Химия, биология Физическая культура Музыка, ИЗО 20 10 6 7 3 4 2 2 4 5 3 2 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 10 0 0 14 0 0 0 0 0 20 0 7 5 0 3 1 2 2 2 1 4 2 35 50 0 43 33 50 100 100 25 80 67 Из данных, приведенных в таблицах видно, что большая часть педагогов (75%) предпенсионного и пенсионного возраста. Особенно характерно это для педагогов, преподающих предметы: русский язык и литература, математика, история и обществознание, география, физика, физическая культура и музыка и ИЗО. Большая часть из этого перечня востребована выпускниками при прохождении выпускниками государственной итоговой аттестации. С 2020 года в МБОУ «Шамарская СОШ № 26» и 3 её филиала поступило на работу только 2 молодых специалиста. В 2020 году по программе Земский учитель в школу пришел учитель математики. Приток педагогов почти не осуществляется в связи с недостаточными жилищными условиями (нет служебного жилья), удаленностью сел от районного центра, от центральных городов, низкой оплатой труда при большой нагрузке, не желанием молодых педагогов работать в сельской местности. Укомлектованность школ кадрами осуществляется либо за счет переподготовки педагогов, работающих в школах, редко за счет привлечения внешних совместителей. В филиалах средняя численность педагогических работников составляет от 12 до 14 педагогов на обучающихся 1-11 классов. Один педагог преподает несколько предметов и имеет нагрузку от 36 до 47 часов. Характеристика педагогического состава по стажу и образованию Общее количество педагогов 78 стаж работы до 2х лет 8 2-5 лет 3 образование 5-10 лет 10-20 лет свыше 20лет Высшее профессион альное Среднее профессион альное 8 11 48 62 14 Не имеют педагогичес кого образовани я 2 (обучаются в педагогичес ком колледже заочно) Уровень профессионального мастерства педагогов школы достаточно высокий. 62% учителей имеют педагогический стаж работы свыше 20 лет, 79% - высшее профессиональное образование. Основной тенденцией остается сохранение большой численности педагогов пенсионного возраста и рост количества учителей со стажем. 10 Квалификация педагогических кадров Квалификационная категория Высшая квалификационная категория Первая квалификационная категория Соответствие занимаемой должности Не аттестованные педагоги 2021 год 2022 год 7 (9%) 6 (8%) 47 (60%) 44 (56%) 12 (15%) 13 (16%) 12 (15%) 16 (21%) 2023 год 6 (8%) 43 (55%) 14 (18%) 15 (19%) С 2021 года наблюдается тенденция снижения количества педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории: 69%, 64% и 63% соответственно. Увеличивается количество педагогов, имеющих соответствие занимаемой должности: 15%. 16% и 18%. Это связано опять же с тем, что возрастные педагоги не стремятся и не желают проходить аттестацию на квалификационную категорию и проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности. В среднем пятая часть педагогических работников не имеют квалификационной категории и соответствия занимаемой должности. Это педагоги, которые либо имеют педагогический стаж менее 2 лет, либо педагоги, вышедшие из декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком. Педагогические работники этой категории часто меняются, увольняются не проработав в школе 2 лет. Сведения о курсовой подготовке педагогических кадров. С 2020 года курсы повышения квалификации по разным образовательным программам прошли все педагоги школы. Курсовую подготовку по преподаваемым предметам прошли курсовую подготовку 36 педагогов (46%), по образовательной программе «Формирование функциональной грамотности школьников» - 78 человек (100%), по образовательным программам, относящимся к ФГОС – 66 человек, по образовательной программе «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках десятилетия детства» - все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, «Актуальные направления деятельности классных руководителей» - все классные руководители, «Особенности реализации образовательного процесса в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО» - 66 человек, «Содержание и технологии дополнительного образования детей в условиях реализации современной модели образования» – 11 человек, «Организация профилактики подростковой и молодёжной девиантности» - 5 человек. Педагоги принимают активное участие в муниципальных мероприятиях и конкурсах, представляя свой опыт работы. Ежегодно педагоги школы принимают участие в муниципальном конкурсе «Лучших учителей муниципальных общеобразовательных учреждений на получение денежного поощрения», «Педагогический дебют». В марте 2021 года 4 педагога принимали участие в муниципальных педагогических чтениях на тему «Современные технологии воспитания и обучения, как условия повышения качества образования». В октябре в рамках муниципального семинара на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с низкой учебной мотивацией» приняли участие 3 педагога школы. Ими был представлен опыт работы на темы «Опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся с низкой учебной мотивацией», «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС», «Деятельность психолого-педагогического консилиума в школе». В декабре 2021 года на муниципальный семинар по формированию функциональной грамотности школьников на уроках и во внеурочной деятельности педагогом школы был представлен опыт работы на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. В феврале 2023 года в рамках муниципального образовательного визита 11 педагоги школы делились опытом работы по теме «Развитие воспитательно – образовательной среды школы, важное условие повышения качества образования». Ежегодно педагоги Школы участвуют в экспертизе и разработке материалов для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, участвуют в работе жюри при проведении олимпиад, конференций, профессиональных конкурсов. Являются экспертами при проведении аттестации педагогических работников муниципалитета, входят в состав территориальных предметных подкомиссий при проверке ВПР и открытой части работ ОГЭ. Входят в состав экспертов по проверке заданий открытой части ОГЭ 10 педагогов, 14 человек входят в состав специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий. Учителя имеют личные электронные портфолио, сайты и страницы на сайтах в социальных сетях работников образования на nsportal.ru. Материально-технические условия Школа располагается в трехэтажном кирпичном здании, введено в эксплуатацию в 1972 г. В настоящее время все помещения используются для образовательного процесса. В школе оборудовано 20 учебных кабинетов: кабинет музыки, 4 кабинета начальных классов, кабинет химии/биологии с 2 лаборантскими, кабинет физики с лаборантской, кабинет информатики, кабинет математики, 2 кабинета русского языка и литературы, малый спортивный зал, кабинет технологии для девочек, учебные мастерские для мальчиков, кабинет географии, кабинет иностранного языка и др.) полностью оснащенных мультимедийным оборудованием, в каждом классе проведен учебный интернет. Имеется спортивный зал, а также раздевалки и душевые с туалетом для мальчиков и девочек. В 2021 году в рамках национального проекта «Образование» за счет средств федерального и областного бюджетов МБОУ «Шамарская СОШ №26» оснащена стандартным комплектом средств обучения и воспитания, приведенным в приложении № 6 к методическим рекомендациям по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей, утвержденным распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей». В состав стандартного комплекта средств обучения и воспитания входят: - цифровые лаборатории по физике, химии, биологии; - комплект посуды и оборудования для ученических опытов по физике, химии, биологии; - комплект влажных препаратов, гербариев, коллекций по биологии; - демонстрационное оборудование, комплект коллекций по химии, комплект химических реактивов; - оборудование для демонстрационных опытов по физике, оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ); - образовательный конструктор для практики блочного программирования с комплектом датчиков и образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике; - компьютерное оборудование (ноутбуки, МФУ). В школе работает библиотека. Режим работы: 08.30 – 16.00 часов. В школьной библиотеке организовано место свободного доступа обучающихся к информационным ресурсам. В образовательном процессе активно используется медиатека и цифровые образовательные ресурсы. Обучающиеся полностью обеспечены учебной литературой. Все учебники для предметов инвариантной части учебного плана рекомендованы (допущены) Министерством образования и науки РФ 12 В школе имеется кабинет СБО и сенсорная комната, для работы с учащимися ОВЗ. Пришкольная территория огороженная металлическим ограждением, на которой около 4000 кв.м занимает спортивная площадка (площадки для волейбола, баскетбола, футбола, беговая дорожка с естественным покрытием, полоса препятствия, гимнастический городок), а также имеются спортивные тренажеры, подвесной мостик, и различные спортивные игровые сооружения. С 2020 года МБОУ «Шамарская СОШ № 26» принимает участие в проекте 500+. В соответствии с рисковым профилем проекта ШНОР в школе были выявлены три риска с высокими показателями, связанные с пониженным уровнем качества школьной образовательной и воспитательной среды, недостаточной предметной и методической компетентностью педагогических работников и высокой доле обучающихся с рисками учебной неуспешности. В 2023 году школа проходила самодиагностику в рамках проекта «Школа Минпросвещения России». По результатам самодиагностики в было установлено 122 балла, что соответствует базовому уровню: магистральное направление «Знание» 32 балла из 53 максимальных, «Здоровье» - 11 баллов из 22, «Творчество» - 15 баллов из 29, «Воспитание» - 19 баллов из 22, «Профориентация» - 9 баллов из 14, «Учитель. Школьная команда» - 15 баллов из 32, «Школьный климат» - 7 баллов из 19, «Образовательная среда» - 9 баллов из 21. 13 3. Проблемно-ориентированный анализ текущего состояния и результатов самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России». № Показатель оценивания 1 Наличие соглашений с региональными предприятиями/организа циями, оказывающими содействие в реализации профориентационных мероприятий Значение оценивани я Балльн ая оценка Нет 0 Магистральн ое направление, ключевое условие Критерий Магистральное Сопровождение направление выбора «Профориентац профессии ия» Дефициты Управленческие действия/решения Отсутствие механизмов взаимодействия с региональными предприятиями/организа циями, оказывающими содействие в реализации профориентационных мероприятий. Определение сетевых партнеров (предприятия, организации) в ближайшем окружении или дистанционно, которые могли бы предоставить школе ресурсы (профессиональные кадры, материальнотехническую базу, образовательные ресурсы). Заключение соглашений с региональными образовательными организациями, предприятиями/организа циями для использования ресурсов профессиональнопроизводственной и образовательной среды, проведения совместных профориентационных 14 2 Посещение обучающимися профессиональных проб на региональных площадках Нет 0 Магистральное Сопровождение направление выбора «Профориентац профессии ия» Не обеспечивается посещение обучающимися профессиональных проб на региональных площадках. мероприятий с целью профессионального определения обучающихся, осознанного выбора обучающимися образовательнопрофессиональных маршрутов, готовности к дальнейшему обучению и успешной социализации. Разработка совместно с профессиональными учебными заведениями и работодателями инструментов развития образовательной экосистемы: образовательных ресурсов, гибких образовательных траекторий, нелинейного расписания с индивидуальным таймингом и т. д. Проведение мероприятий профессиональноориентировочного знакомства: система пробных ознакомительных занятий в Кванториумах, IT – кубах, Точках роста, Организаций высшего с среднего 15 3 Доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних года) Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших обучение по программам повышения квалификации в сфере Менее 50% педагогичес ких работников 0 Ключевое условие «Учитель. Школьная команда» Развитие и повышение квалификации Отсутствует план посещения обучающимися профессиональных проб на региональных площадках. Низкая доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних года). Низкая доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших обучение по программам повышения квалификации в сфере профессионального образования. Обеспечение участия обучающихся в профессиональных пробах на региональных площадках в виртуальном формате. Включение в план профориентационной работы участия в профессиональных пробах на региональных площадках региона. Проведение мониторинга обучения педагогических работников общеобразовательной организации по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования за три последних года. Проведение анализа имеющихся программ дополнительного профессионального образования по инструментам ЦОС 16 воспитания (за три последних года) воспитания (за три последних года). региональных институтов развития образования/институтов повышения квалификации, программ, размещенных в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования. Разработка плана мероприятий по выявлению потребности и организации курсовой подготовки педагогов по инструментам ЦОС. Организация обучения педагогических работников по программам повышения квалификациипо инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования. Организация административного контроля за организацией обучения педагогических работников по 17 4 5 Повышение квалификации штатных педагогов-психологов по программам, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования (за три последних года) Обеспечение условий для обучения учителей по дополнительным профессиональным программам, Отсутствие 0 Ключевое условие «Учитель. Школьная команда» Развитие и повышение квалификации Не пройдена курсовая подготовка педагогамипсихологами за последние 3 года. Нет 0 Ключевое условие «Учитель. Школьная команда» Развитие и повышение квалификации Низкая доля педагогов, способных осуществлять реализацию программ углубленного изучения программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования. Включение в индивидуальные образовательные маршруты педагогов плана обучения по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре. Прохождение курсовой подготовки педагогамипсихологами по программам, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования Прохождение курсовой подготовки педагогами по дополнительным профессиональным программам, 18 6 направленных на формирование у обучающихся навыков, обеспечивающих технологический суверенитет страны (математика, физика, информатика, химия, биология) (за три последних года) Участие педагогов в конкурсном движении Участие на регионально м уровне 2 Ключевое условие «Учитель. Школьная команда» Развитие и повышение квалификации предмета, профильного обучения. направленных на формирование у обучающихся навыков, обеспечивающих технологический суверенитет страны (математика, физика, информатика, химия, биология) Отсутствие педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах на всероссийском уровне. Проведение мониторинга участия педагогов в конкурсном движении (за три последних года). Повышение мотивации педагога в необходимости участия в конкурсном движении. Организация адресного методического сопровождения в профессиональном развитии педагогических работников и управленческих кадров до 35 лет в первые три года работы. Организация взаимообучения педагогических работников и управленческих кадров (в том числе – в формате внутрикорпоративного 19 7 Реализация модели Школа полного дня на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, программ дополнительного образования детей, Отсутствие 0 Ключевое условие «Образователь ная среда» Функционирова ние школы полного дня Модель «Школа полного дня» не реализуется. обучения, тренингов по командообразованию). Включение в план методической работы актуальных направлений (госполитика, учет дефицитов и ресурсов ОО и т.д.). Разработка плана мероприятий по выявлению и распространению передового педагогического опыта. Создание системы наставничества, тьюторства, сопровождения педагога в подготовке к профессиональному конкурсу. Обеспечение участия педагогов в публичных мероприятиях разных уровней: конференциях, круглых столах, семинарах, мастерклассах и т.д. Осуществление анализа ситуации, изыскание резервов, разработка модели «Школы полного дня». 20 включая пребывание в группах продленного дня Отсутствие разно акцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, помещения для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы). Дефицит педагогов, способных организовать и направить послеурочную коллективную деятельность детей и подростков. Создание разно акцентированных пространств, в том числе путем модернизации школьного пространства, использования возможностей трансформирования, зонирования школьного пространства. Решение кадрового вопроса путем привлечения внешнего совместителя. Решение кадрового вопроса путем привлечения специалиста в рамках сетевого взаимодействия. Решение кадрового вопроса путем принятие штатного специалиста. 21 Таким образом, для работы на период с 2024 по 2026 годы определено три направления с наиболее низкими баллами: «Профориентация», «Учитель. Школьная команда» и «Образовательная среда», что соотносится с рисковыми профилями проекта ШНОР. На основании проведенного анализа деятельности школы, результатов участия в проектах ШНОР и Школа Минпросвещения России были определены цель и задачи Концепции развития МБОУ «Шамарская СОШ № 26», возникла необходимость разработки Программы развития на период с 2024 по 2026 годы. 4. Основные направления развития организации. Направление в соответствии с риском 1. Профориентация/ Пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды 2. Учитель. Школьная команда/ Недостаточная предметная методическая компетентность педагогических работников Целевые показатели Повышение качества образовательной и воспитательной среды на 5 % Уменьшение доли обучающихся на 3 %, стоящих на различных видах учета Увеличение доли обучающихся на 5 %, определившихся в выборе будущей профессии Повышение качества образования на 5 % Повышение доли педагогов, имеющих действующие курсы повышения квалификации по направлениям: - по предмету до 100% и - по работе с учащихся с ОВЗ до 50% - по ФОП и обновленным образовательным стандартам до 100% Повышение доли учителей, применяющих в своей работе проектную иисследовательскую деятельность до 15% Увеличение количества и качества методических практик (семинаров, мастер-классов, проведенных открытых уроков, диагностик профессиональных компетенций) для оказания адресной помощи Увеличение количества педагогов, участвующих в конкурсах педмастерства и системе наставничества на 3% Значения целевых показателей (%) 2024 2025 2026 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 100 100 100 30 40 50 50 75 100 5 5 5 2 2 2 1 1 1 22 3. Образовательная среда/ Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности Увеличение доли обучающихся, демонстрирующих 1 положительную динамику в освоении образовательной программы на 5% Увеличение доли обучающихся, принимающих участие во 1 внеурочной деятельности и дополнительном образовании на 5% Создание разно акцентированных пространств, в том Оформление числе путем модернизации школьного пространства, пространства использования возможностей трансформирования, для школьного зонирования школьного пространства музея и школьного театра Решение кадрового вопроса путем привлечения внешнего Организация совместителя, привлечения специалиста в рамках сетевого сетевого взаимодействия, принятие штатного специалиста взаимодействия ОЦ «Точка роста» Шалинского ГО, учреждений СПО и ВПО региона 2 2 2 2 Оборудование отдельного кабинета педагогапсихолога Оборудование отдельного кабинета логопеда Целевое обучение выпускников школы, участие в Программе «Земский учитель» Введение в штатное расписание ставки социального педагога Комплекс мер по реализации Программы развития Направление в соответствии с риском 1.Профориентация/ Задача 1.Повышение качества Мероприятие Создание волонтерских отрядов в школе Сроки реализации январь 2024 Показатели реализации Участники Обучающиеся 2 – 11 классов 23 Пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды образовательной и воспитательной среды на 5 %, через вовлечение обучающихся в волонтерские отряды 2. Повышение качества образовательной и воспитательной среды на 5 % через организацию сетевого взаимодействия, профессиональных проб и социальных практик Шефская деятельность (организация и проведение мероприятий с подшефными классами) Добровольческая деятельность (оказание посильной помощи труженикам тыла, ветеранам педагогического труда и социально-уязвимым людям и людям с ОВЗ) Организация и проведение общешкольных и классных мероприятиях (предметные недели, декады, олимпиады, ВПР, конкурсы, встречи с успешными выпускниками школы) Организация и проведение классных часов, коллективных просмотров всероссийских уроков «ПроекториЯ», участие в проекте «Билет в будущее» Заключение договора с МБУ ДО ШГО «Детско-юношеская спортивная школа пгт. Шаля» о сетевом взаимодействии Заключение договора с ГКПТУ СО «Отряд противопожарной службы» о сетевой форме реализации образовательной программы Заключение договора с МБУ ДО ШГО «Домом творчества» о сетевом взаимодействии весь период весь период Повышение качества образовательной и воспитательной среды на 5 % Уменьшение доли обучающихся на 3 %, стоящих на различных видах учета По графику проведения оценочных процедур и олимпиад Повышение образования мотивации деятельности качества обучающихся, к учебной Классные руководители, педагогипредметники, обучающиеся По графику всероссийск их уроков и проекта Увеличение доли обучающихся на 5 %, определившихся в выборе будущей профессии Обучающиеся 2 – 11 классов, классные руководители. Сентябрь 2024 Директор, руководители организаций Сентябрь 2024 24 2. Учитель. Школьная команда/ Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников Определение сетевых партнеров для проведения профессиональных проб Заключение соглашений с региональными образовательными организациями, предприятиями для проведения профессиональных проб, ОЦ «Точка роста» Шалинского ГО 3.Повышение Участие обучающихся в качества Научно- практической образовательной и конференции воспитательной среды на 5 % через Участие обучающихся во вовлечение Всероссийской олимпиаде обучающихся в школьников мероприятия Предметная неделя внеурочной функциональной грамотности деятельности Январь-март Определены сетевые партнеры 2024 1. Определить начальный уровень профессиональной компетенции педагогов. Февраль-май Определен состав педагогов для повышения уровня 2024 профессиональной компетенции 1. Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников с помощью анкетирования 2. Прохождение региональной диагностики профессиональных дефицитов Августсентябрь 2024 Весь период (по плану УО) Заключены соглашения с региональными образовательными организациями, предприятиями Повышение образования на 5 %, качества Директор, руководители организаций Директор, руководители организаций Зам. директора по МР, УВР, педагоги, обучающиеся Зам. директора по МР, УВР Сентябрьоктябрь 2024 25 2. Повысить предметную и методическую компетентности педагогов через построение индивидуальных образовательных маршрутов и/или индивидуальных планов повышения профессиональных компетенций педагогов, обмен опытом работы, распространение практик работы педагогов школы показывающих высокие результаты обучения 1. Составление ИОМ для педагогов 2.Определение совместно с педагогами методических тем для самообразования на основе результатов мониторинга педагогической деятельности 3. Организация обучения педагогических работников по программам повышения квалификации по инструментам ЦОС, размещенным в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ педагогического образования 4. Прохождение курсовой подготовки педагогами по дополнительным профессиональным программам, направленных на формирование у обучающихся навыков, обеспечивающих технологический суверенитет страны (математика, физика, информатика, химия, биология) Ноябрь 2024 2024-2025 г.г. По плану курсовой подготовки По плану курсовой подготовки Составлены специалистами ЦНППМ ИОМ для педагогов, участвующих в региональной диагностике профессиональных дефицитов Выстроена методическая работа с педагогами над методическими темами Повышена доля педагогов, имеющих действующие курсы повышения квалификации по направлениям: - по предмету до 100% - по работе с учащихся с ОВЗ до 50% - по ФОП и обновленным образовательным стандартам до 100% Повышена предметная и методическая компетентность педагогов через организацию и проведение педагогами, прошедшими курсовую подготовку, семинаров, мастерклассов 26 5. Методическое сопровождение педагогов методистами регионального методического актива ЦНППМ 6. Взаимопосещение уроков и мероприятий 7. Совершенствование оценочных процедур для обеспечения объективности 3. Организовать методическое сопровождение педагогов, участвующих в конкурсном движении По плануграфику Весь период 2024-2025 г.г. 1. Мовивирование педагогов Весь период на участие в конкурсах профессионального мастерства 2.Организация и проведение Образовательных визитов школы и её филиалов, школ муниципалитета Повышена предметная и методическая компетентность педагогов через взаимодействие педагогов с региональными методистами, взаимопосещение уроков и мероприятий Зам. директора по МР, УВР Усовершенствована система оценочных процедур для обеспечения объективности Зам. директора по МР, УВР, ВР Увеличено количество педагогов, участвующих в конкурсах педмастерства и системе наставничества 3.Методическое сопровождение педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства «Педагогический дебют», «Учитель года», «Сердце отдаю детям» 27 3.Образовательная среда/ Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности 1.Выявить обучающихся с рисками учебной неуспешности во всех классах школы. 1. Проведение диагностики уровня учебной мотивации среди обучающихся школы, выявление ведущих учебных мотивов СентябрьСоставлена база данных октябрь обучающихся, подверженных 2022 -2024 г. рискам учебной неуспешности Педагог-психолог, логопеды, дефектологи, классные руководители, учителяпредметники 2.Установить причины учебной неуспешности обучающихся. 1. Мониторинг и анализ результатов текущей и промежуточной аттестации, внешних оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, Функциональная грамотность) В течение всего периода 2.Составление социального паспорта класса Августсентябрь 3.Выявление семей, находящихся в социальноопасном положении и тяжелой жизненной ситуации. В течение всего периода Заместители директора, ответственные за организацию УВР и ВР в филиалах, классные руководители, педагогипсихологи, родители 4.Выявление индивидуальных способностей ребенка, физического и психического здоровья В течение всего периода Увеличена доля обучающихся, демонстрирующих положительную динамику в освоении образовательной программы на 5% через организацию психологопедагогического сопровождения и разработку индивидуальных образовательных маршрутов. 28 3.Провести мероприятия, направленные на устранения причин образовательной неуспешности. 1.Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Сентябрьоктябрь 2.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся ППк В течение всего периода 3.Посещение уроков администрацией и взаимопосещение педагогамипредметниками. В течение всего периода 4.Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельности и дополнительное образование. Май, сентябрь 5.Взаимодействие с субъектами профилактики и социальными партнерами. В течение всего периода 6.Родительские лектории, консультирование. В течение всего периода 4.Создать разно 1. Оформление пространства акцентированные для школьного музея и пространства, в школьного театра том числе путем Январьиюнь 2024 Увеличена доля обучающихся, принимающих участие во внеурочной деятельности и дополнительном образовании на 5% через развитие мотивации и создание «ситуации успеха» к участию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Заместители директора, ответственные за организацию УВР и ВР в филиалах, классные руководители, педагогипсихологи, родители Созданы пространства для школьного музея и школьного театра Директор, зам. директора по АХЧ, зам. 29 модернизации школьного пространства, использования возможностей трансформировани я, зонирования школьного пространства 5. Решить кадровый вопрос путем привлечения внешнего совместителя, привлечения специалиста в рамках сетевого директора по УВР и ВР 2. Оборудование отдельного кабинета педагога-психолога Январьсентябрь 2025 Оборудован отдельный Директор, зам. кабинет педагога-психолога директора по АХЧ, зам. директора по УВР и ВР 3. Оборудование отдельного кабинета логопеда Январьсентябрь 2026 Оборудован кабинет логопеда 1.Организация сетевого взаимодействия ОЦ «Точка роста» Шалинского ГО, учреждений СПО и ВПО региона В течение 2024 г. Заключены договоры Директор сетевого взаимодействия ОЦ «Точка роста» Шалинского ГО, учреждений СПО и ВПО региона отдельный Директор, зам. директора по АХЧ, зам. директора по УВР и ВР 30 взаимодействия, принятие штатного специалиста 2. Целевое обучение выпускников школы, участие в Программе «Земский учитель» Апрель 2024-апрель 2026 Заключены договоры на Директор целевое обучение выпускников школы, запрос на участие в Программе «Земский учитель» 3. Введение в штатное расписание ставки социального педагога Августсентябрь 2026 Введена в штатное Директор расписание ставки социального педагога 31 5.Ожидаемые результаты реализации Программы развития (повышение, сохранение уровня). 1.Уменьшится доля обучающихся, стоящих на различных видах учета на 2 %, через вовлечение в волонтерские отряды. 3. Увеличится доля обучающихся на 5 %, определившихся в выборе будущей профессии. 3. Повысится качество образования на 5 %, через вовлечение обучающихся в мероприятия внеурочной деятельности. 4.Будет создана система непрерывного профессионального развития педагогических работников, способствующая повышению предметной и методической компетентности. 5.Повышены предметная и методическая компетентность педагогов через построение индивидуальных образовательных маршрутов и/или индивидуальных планов повышения профессиональных компетенций педагогов, обмен опытом работы, распространение практик работы педагогов школы показывающих высокие результаты обучения 6.Увеличено количество педагогов, участвующих в конкурсах педмастерства, в системе наставничества. 7.Увеличится доля обучающихся, демонстрирующих положительную динамику в освоении образовательной программы на 5% через организацию психолого- педагогического сопровождения и разработку индивидуальных образовательных маршрутов. 8. Увеличится доля обучающихся, принимающих участие во внеурочной деятельности и дополнительном образовании на 5% через развитие мотивации и создание «ситуации успеха» к участию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. 9. Созданы разно акцентированные пространства, в том числе путем модернизации школьного пространства, использования возможностей трансформирования, зонирования школьного пространства. 10. Решен кадровый вопроса путем привлечения внешнего совместителя, привлечения специалиста в рамках сетевого взаимодействия, принятие штатного специалиста. 32