М униципальное бю джетное образовательное учреждение Ш алинского городского округа «Ш амарская средняя общ еобразовательная школа № 26» УТВЕРЖ ДЕНО ПРИНЯТО педагогическим советом филиала МБОУ «Ш амарская СОШ № 26» «Горная СОШ» Протокол от 31 августа 2021 № 1 ДОП О ЛН И ТЕЛ ЬН А Я О Б Щ Е РА ЗВ И В А Ю Щ А Я П РО ГРА М М А худож ест венно-эст ет ической направленност и «Ф А Н ТА ЗИ Я » Возраст детей: 7-11 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: К урзина Татьяна Евгеньевна, учит ель м узы ки и изо первая квалиф икационная кат егория Гора,2021 Оглавление Д ля программы на 1 год обучения Паспорт програм м ы ................................................ 3 Пояснительная зап иска........................................................................................... 4 Учебный п л а н ........................................................... 7 Календарно-тематическое планирование............................................... 8 Материально-техническое обеспечение 11 Список л итературы ................ \ .............*............................ '.................................................... 12 Полное наименование программы Руководитель О У Ф антазия (ИЗО) Тарасова Ирина М ихайловна Исполнитель, юридический адрес - филиал М БО У «Ш амарская С О Ш № 26»-«Горная СОШ », д.Гора, ул. 8 Марта, 12 ФИО автора К урзина Татьяна Е вгеньевна Должность автора Учитель музыки ш изо Целевые группы Обучающиеся в возрасте 7-11 лет Цель программы - подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках изобразительного искусства практическими специально-предметными навыками; создание условий для творческой самореализации ребёнка. Направленность Х удож ест венная Срок реализации программы 1 год Уровень освоения программы ознакомит ельны й Краткое содержание программы - данная программа знакомит обучающихся с техниками изобразительного искусства и оформительской деятельности, расш иряет представления учащ ихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях; позволяет освоить приемы работы с художественными материалами, бумагой, обучит изготовлению работ в технике папье-маше. По окончании освоения программы обучающийся сможет применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Обучающийся приобретёт навыки работы с бумагой в технике папье-маше, техникам традиционных росписей, приобщится к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. з Н аправлена ост ь: Дополнительная программа по изобразительному искусству «Фантазия» имеет художественную направленность и ориентирована на: -формирование и развитие творческих способностей обучающихся; -удовлетворение индивидуальных, потребностей обучающихся в художественно-эстетич еском развити и; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; - профессиональную ориентацию обучающихся; - формирование общей культуры обучающихся. Эта программа направлена на формирование эстетического вкуса, художественных различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира и носит ознакомительный характер. О писание норм ат ивно-правовой базы : Данная дополнительная программа художественной направленности разработана с учетом: - Ф едерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа М инистерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общ еобразовательным программам»; - Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Стратегии развития воспитания в Российской Ф едерации на период до 2025 года (утвержденной распоряж ением Правительства Российской Ф едерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); - «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (утвержденны постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 093242); - Устава МБОУ «Ш амарская СОШ №26»; - Образовательной программы МБОУ «Ш амарская СОШ №26». К рат кая характ ерист ика вида деят ельност и. Рисование - одно из лю бимы х занятий ребят. Если выбрать правильный метод преподавания, дети усвоят целый ряд новых навыков, укрепят зрительную память, научаться замечать цвета и формы окружающ его мира. В результате они будут пытаться воплотить и свое собственное видение. Надо поддерживать стремление детей не только рисовать с натуры, но также изображать их собственные фантазии. Н овизна: t Н овизна программы состоит в том, она разрабатывалась с учетом уже имеющ ихся знаний и умений, полученных в ходе школьного обучения. Поэтому программа дополнительного образования имеет интегративный характер, включает расширение основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Занятия проводятся с использованием музыкальных произведений, проводятся физкультминутки. Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной. Также были использованы программы авторов Краснояровой Д.М., Лисовой И.Г. и Якимовой Г.Д., которые имели узкую направленность - только живопись, только папье-маше, только роспись. В этой же программе произведена интеграция тгих видов искусств. А кт уальност ь: обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающ его мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. О т личит ельная особенност ь програм м ы состоит в модификации предыдущих программ и их интеграции, разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Ц елью програм м ы являет ся развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке через занятия художественной деятельностью и декоративно-прикладным искусством. Задачи программ ы: Образоват ельные: • углубить знания об изобразительном искусстве, продолжать ознакомление с выдающимися произведениями культуры; • овладевать практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; развивать художественно творческие способности и склонности учащихся, фантазию; В оспит ат ельны е: • воспитывать и формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Развиваю щ ие: • развивать художественные способности, jjx y c обучающихся, их интеллектуальную и эмоциональную сферы, творческий потенциал, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; В озраст детей, участ вую щ их в реализаци и данной дополнит ельной образоват ельной программы. Данная дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на обучаю щихся младшего школьного возраста с 7 до 10 лет. Данный возраст характеризуется довольно заметным формированием личности. В этом возрасте характерны новые отношения с окружающими, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое представляет ряд серьёзных требований к ученику; закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Срок реализаци и программы: данная программа рассчитана на / год обучения Реж им занят ий Год обучения 1 Кол-во часов в год 35 ч. Кол-во Кол-во занятий Продолжительность часов в неделю в неделю занятия 1 ч. 1 1 ак.ч. О собенност и организации образоват ельного процесса но дополнит ельной худож ест венной програм м е «Ф ант азия»: учебная группа формируются из обучающихся разного возраста. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе проводятся со всем составом учебной группы. Ф ормы, м ет оды и педагогические т ехнологии, используемы е в данной программе. В процессе реализации данной программы используются групповые формы обучения, лекционные и практические занятия, выполнение самостоятельной работы, выставки. Применяются словесные, наглядные, практические, информационно-коммуникативные методы, методы контроля, проблемные методы обучения. Реализуются технологии развивающего обучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология. П ланируем ы е результ ат ы освоении програм м ы : В результ ат е изучении курса учащ иеся долж ны : - знать виды декоративно-прикладного искусства, виды пейзажей и основные составляющ ие науки геральдики; - уметь применять теоретические знания на практике; - уметь планировать свою деятельность; - осознавать свою индивидуальность и в то же время чувствовать себя частицей национальной культуры. 14) Оценка образовательных результатов обучающихся по программе: Педагогическое наблюдение, анализ результатов практических работ. Учебный тиш п/п 1. 2. Программа одного года обучения Количество Наименова Все ние раздела, темы го часов ория 1 Вводное занятие Введение в 3 мир искусства. 4 П ейзаж часов Те Ирак тика 1 0 3 3 4 4 3. 4. 5. 16 Декоративн 16 о-прикладное искусство 10 «Геральдика 10 » В ниж ней чисти таблицы часы суммируются .л Итого 1 14 3 Формы аттестации/контроля 34 Календарно - тематическое планирование Темы Раздел раб. программы ол-во занятии 16 10 А нкетирование Индивидуальная практическая работа Индивидуальная практическая работа Индивидуальная практическая работа Индивидуальная практическая работа 34 Формы проведения Cpoi и часов Введение в мир искусства. 1.Ведение. Инструктаж по ТБ 2. Краски радуги:акварель. Пейзаж 3. Тёплые и холодные цвета. Восприятие и оценка информации. j Индивидуальная практическая деятельность 4. Тематическое рисование «Лето», «Осень» Учебный диалог Восприятие и оценка информации, практическая деятельность ТВиды пейзажей. Русские пейзажисты 2.Видеоэкск урсия в художественный музей. Русские пейзажисты И.Левитан, В.Серов 1 Учебный диалог Восприятие и оценка информации. Восприятие и оценка информации. Индивидуальная работа акварельными красками Восприятие и оценка информации. Просмотр презентаций. Практическая индивидуальная деятельность. Обсуждение видеофрагмента Восприятие и оценка информации. Индивидуальная практическая деятельность реализации Сентябрь У* Сентябрь Сентябрь Сентябрь У Октябрь Октябрь 3. Мои фантазии. Краски уральской природы Учебный диалог, практическая деятельность Октябрь 4. Мои фантазии. Краски уральской природы. Окончание работы над композицией И н дивиду алы т я практическая деятельность. Октябрь, Декоратив но-прикладное искусство 6 1.Видеоэкск урсия: Народные промыслы. Изделия мастеров Гжели, Хохломы, Дымково, Палеха, Ж остово, Городца 2. Знакомство с техникой папье- ' маше. Блюдце З.Изготовле ние блюдца из папье-маше 4.Роспись блюдца росписью Г жель б.Изготовле ние чайной чашки в технике папьемаше. 6. Изготовление чайной чашки в технике папьемаше. Окончание работы 7.Роспись чашки в стиле Гжель 8.Маски и маскарад. Изготовление и роспись карнавальной маски 9.Хохломск ая роспись разделочной доски Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Ноябрь Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность ^ Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Ноябрь У Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность. Обсуждение проделанной работы Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Декабрь Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Январь У Декабрь 10.Хохломе кая роспись разделочной доски 11. Изготовление блю дца из папьемаше. Городецкая роспись 12.Городецк ая роспись блюдца. 1З.Изготовл ение блюдца из папье-маше. Хохломская роспись. 14.Хохломе кая роспись блюдца. 15-Дымковс кая игрушка. Изготовление игрушки из солёного теста 16.Роспись дымковской игрушки Введение в тему «Геральдика» 0 1.Средневек овый рыцарь и его герб 2. «Орёл двоеглавный есть герб державный» Первые гербы именитых русских людей. З.Язык герба: львы, листья дуба, значение цвета. Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Январь Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Февраль Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Февраль Восприятие и оценка информации. Индивидуальная творческая деятельность Совместный просмотр фрагментов видеофильма «Рыцари» Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Февраль / Февраль Март у Март Март Март S Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Апрель 4.Язык герба: адрес его владельца и девиз. 5.Экслибрис и девиз 6.Рождение символа. Создание вариантов эскизов собственного герба Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Апрель Апрель Апрель 7. Работа над рисунком собственного герба Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Май 8.Создание эскиза герба своей семьи Восприятие и оценка информации. Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Май 9.Работа над рисунком герба своей семьи Учебный диалог. Индивидуальная творческая работа Коллективная творческая деятельность Май 10.Создание эмблемы кружка изобразительного искусства «Фантазия» 11 1I . обобщающее занятие ИТОГО: Май 35 часов М атериально - техническое обеспечение Учебное оборудование и приборы____________ Наименование Количес тво п/п Учительский Учительский У ченический Ученический стол стул стол стул 1 шт. 1 шт. 8 шт. 16 шт. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний _______________________ обучаю щ ихся _________ Количе Наименование ство п/п 1 шт. Ноутбук 1 шт. М ы ш ь компьютерная Мул ьти м е д и а п р о е кто р 1 шт. Литература 1 Гибсон П. Поделки. Папье-маше. Бумаж ные цветы,- "Росмэн", М осква 1996г. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. - М: ACT: Астрель, 2005 Колль, М ери Энн Ф. Рисование. - М: O Q O Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2010 Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМ ЭН, 2000. М ихайлов А. М. Искусство акварели. искусство, 1995. М.: Изобразительное Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Ю ный художник, 2001- 2002. Силаева К.В.. Соленое тесто. М, 2000 С эвидж Хаббард К., Спейш ер Р. Приключения в мире живописи. М.: РО СМ ЭН, 2003. Ткаченко Е. И. М ир цвета. - М.: Ю ный художник, 1999. Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМ ЭН, 2003. Ф иона Уотт. Я умею рисовать. - М: О О О Издательство «РОСМ ЭН - ПРЕСС», 2009 Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/riles/art/dpi/ Декоративно-прикладное искусство httpr/artso cietv .m /in d ex .p h p P to p ic^l 6.0 Д екоративно прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www .prosv.ru/ebooks/goryaeva prikladnoe isskustvo/02.ht Ш Художественная энциклопедия dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/ http://enc-