ЮИД Гора

М униципальное бю дж етное образовательное учреж дение
Ш алинского городского округа
«Ш амарская средняя общ еобразовательная ш кола № 26»

ПРИНЯТО
педагогическим
советом филиала МБОУ «Ш амарская

СОШ № 26»

О

СОШ № 26» «Горная СОШ»

СОШ № 26»

Протокол от 31 августа 2021 №1
Л. Тарасова

ДО П О ЛН И ТЕЛ ЬН А Я О БЩ ЕРА ЗВ И В А Ю Щ А Я П РО ГРА М М А
Социально - гум анит арной направленност и
«Ю Н Ы Е И Н С П ЕКТО РЫ Д О РО Ж Н О Г О Д В И Ж Е Н И Я »
Возраст детей:

10 - 12

лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Бабикова Галина Викторовна,
учит ель физической культ уры и
ОБЖ
первая квалиф икационная
кат егория

д. Гора,

2021

1.
2.
3.
4.
5.
6.

П аспорт п рограм м ы
стр. 3
П ояснительная зап иска..................................................................................стр. 3
У чебно-тематический п л ан
стр. 5
С одерж ание п рограм м ы .................................................................................стр. 6
М етодическое обеспечение
стр. 8
Л и т е р а т у р а ......................................................................................................... стр. 9

I
I

т

«Ю ные
дорож ногодвиж ения»

П олное наим енование программы

инспект оры

Тарасова Ирина М ихайловна

Руководитель ОУ

И сполнитель, ю ридический адрес - филиал М БО У «Ш амарская СОШ
№ 26»-«Горная СОШ », д.Гора, ул. 8 М арта, 12
ФИО автора

Бабикова Галина Викт оровна

Д олж ность автора

У читель физической культуры и О БЖ

Ц елевы е группы

О бучаю щ иеся в возрасте 10-12 лет

Цель програм м ы - создание условий для саморазвития, самопознания,
самореализации личности; формирование у учащ ихся потребности в охране
жизни и здоровья; обеспечение защ иты прав* здоровья и жизни детей в
рамках безопасного образовательного пространства, проф илактика детского
дорож но-транспортного травматизма.
Н аправленность

Социально - гуманит арная

Срок реализации програм м ы

1 год

Уровень освоения програм м ы

ознакомит ельный

Краткое содерж ание програм м ы - П рограмма предполагает групповые
занятия и проведение различных мероприятий, посвящ енны х пропаганде
знаний ПДД и проф илактике детского дорож но-транспортного травматизма
через реализацию творческих возмож ностей детей и подростков и с этой
целью использую тся такие формы проведения занятий, как выступление
агитбригады, вы пуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс,
викторина, игра и экскурсии.

П ояснительная записка
П рограмма
«Безопасность
дорож ного
движ ения»
направлена
на
формирование у ш кольников культуры безопасности ж изнедеятельности;
основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети
обучаю тся ПД Д , поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи,
получаю т навы ки вож дения велосипеда. Таким образом, дети овладеваю т
знаниями, непосредственно относящ имися к охране ж изни и здоровья;
привлекаю тся к участию в пропаганде ПДД среди детей.
Н аправленность образовательной программы - социально-гуманитарная.
А ктуальность. Грамотная организация работы учителя в воспитании
дисциплинированного пеш ехода, является составной частью воспитания общей
культуры человека.
Н овизна програм м ы характеризуется тем, что в рамках одной программы
объединяю тся несколько видов работ по проф илактике Д Д П (аппликация и
моделирования из бумаги, оригами, пластилиновая графика по бумаге,
совмещ ение металла в творчестве с бумагой).
з

О тличительны е особенности программы . Ф ормировать устойчивые
знания и прочные навы ки культурного поведения на улице и в транспорте у детей
младш его ш кольного возраста.
Цель програм мы : создание условий для саморазвития, самопознания,
самореализации личности; формирование у учащ ихся потребности в охране
жизни и здоровья; обеспечение защ иты прав здоровья и ж изни детей в рамках
безопасного образовательного пространства, профилактика детского дорож нотранспортного травматизма.
Задачи:
О бразоват ельны е:
Повысить качество знаний и навыков детей по правилам дорож ного
движения. С оверш енствовать систему мониторинга, знаний учащ ихся по ПДД.
Развиваю щ ие:
Создать (переоборудовать, оснастить новымА наглядны ми пособиями)
уголок Безопасности Д орож ного Движения.
Воспит ат ельны е:
Организация
творческого
досуга
детей.
Воспитание
трудолю бия,
предприимчивости, коллективизма, человечности, м илосердия, ответственности,
порядочности и культуры поведения, воспитания у них граж данственности,
высокой обш ей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации,
ш ирокого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на
дорогах среди детей младш его и среднего возраста.
Ф орма и режим занятий
Форма занятий - групповая ■
Возраст детей - 10-12 лет
Срок реализации - 1 год

О жидаемы е результаты
К концу 1 года обучения, обучаю щ иеся долж ны знат ь:
Самый безопасны й марш рут от дома до школы; сигналы светофора;
правила безопасного поведения на дорогах; где можно и где нельзя играть;
транспорт и его виды; правила поведения в транспорте; виды перекрёстков;
разметку улиц и дорог;
сигналы регулировщ ика дорож ного движения; дорож ны е знаки.
П равила дорож ного движ ения, безопасны й путь в ш колу, перекрёстки и их
виды, правила пеш ехода на загородной дороге, дорогу и её составляю щ ие части
(проезжую часть, обочину, кювет, пеш еходную и велосипедную дорожку),
дорож ную разметку и дорож ны е знаки, сигналы регулировщ ика и светофора,
обязанности пассаж иров во всех видах транспортны х средств, правила
пассажиров при вы садке из общ ественного транспорта, правила поведения
пеш ехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование автомобилей и
мотоциклов специальны ми сигналами, что такое ж елезнодорож ны й переезд,
правила перехода и переезда.
Долж ны ум ет ь: правильно переходить улицу (пользуясь светофором,
зеброй,
сигналами
регулировщ ика);
пользоваться
дорож ны ми
знаками
«Пеш еходный переход», «П еш еходная дорож ка», «Д виж ение пеш еходов

запрещено»; правильно вести себя в транспорте во время посадки и высадк
правильно переходить перекрёстки; самостоятельно разметить макет дороги г
заданному образцу. Д вигаться группами и в колонне, применять правш
дорож ного движ ения для велосипедистов, вы полнить практическое задание г
специально оборудованной площ адке, оказать первую медицинскую помощ
экономно вы полнять разметку заготовок, работать по трафарету, подбират
детали для работы, собирать макет из деталей по образцу, эстетично оформлят
изделие, проявлять элементы творчества.
Способ проверки: вы полнение творческих заданий, практические занятия.
Текущ ий контроль осущ ествляется на каждом занятии - это отслеживани
знаний и умений.
Рубежный контроль действует на протяж ении всего года. Его цел1
выявление и закрепление знаний, умений и навыкрв, осущ ествляется посредство1
контроля качества работы друг у друга и диагностики.
Итоговый контроль - вы полнение зачетных работ, выставка творческих рабо
на уровне школы.
Во время изгот овления поделок и вы полнения т ворческих заданий дегт
долж ны умет ь:
Экономно вы полнять разметку заготовок, размечать по ш аблону с опорой н;
образец изделия и его рисунок; подбирать детали для работы; собирать макет и:
деталей по образцу; эстетично оформлять изделие, проявлять элементь
творчества; вы полнять рамки для творческих работ; вы полнять композиции (
объемными элементами; использовать в работе рельеф ную бумагу; применят!
технический прием - коллаж. '
О рганизовать рабочее место в соответствии с используемы м материалом г
поддерж ивать порядок во время работы; планировать последовательность
изготовления изделия и осущ ествлять контроль результата практической работы
по ш аблону, образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и парами
(группами); осущ ествлять контроль качества работы друг друга; соблюдать
правила безопасной работы с инструментами.

У чебно-тем атический план
№

1
2
3
4

С одерж ание темы

Что такое безопасность. Город, посёлок, район
- где ты ж ивёш ь?
Улица полна неож иданностей. Безопасность на
улице.
Безопасный путь в школу (практическое
ггие).
Как
правильно
переходить
улицу
(практическое занятие); разбор конкретны х
ситуаций.

К оличество часов
Всего

Теоре

1

1

.1

1

1

-

1

П ракг

1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26

Сигналы регулировщ ика дорож ного движения.
Светофор и его сигналы.
Знакомство с дорож ны ми знаками.
П рактическое
занятие
«Дружим
мы
со
знаками».
Викторина на тему «Зачем нужно знать
правила безопасного поведения на дорогах».
Где можно и где нельзя играть? Осторожно,
плохая погода!
Мы
пассаж иры.
Правила
поведения
в
транспорте. Безопасны е места для детей.
Знакомство с транспортом поселка
Транспорт, его движ ение при подходах к
ш кольному зданию (марш рут автобуса).
Виды
перекрёстков.
П ерекрёстки
рорайонов ш колы
П рактическое занятие «Я у перекрёстка».
Разбор ДТП (по материалам ГИБДД) с
приглаш ением инспектора.
Сигналы регулировщ ика.
В гостях у грузового автомобиля.
Какие бываю т машины.
П ассаж ирский транспорт.
Разметка улиц и дорог.
«Мы
переходим
улицу».
Практические
занятия, движ ение группами.
О бщ ественный транспорт. П осадка и высадка
пассажиров.
О тработка
действий
учащ ихся
по
предупредительны м
сигналам.
Закрепление
знаний и умений.
К онтрольный тест по правилам дорож ного
движ ения «П рограмма года».
П роф илактическая заклю чительная беседа «У
светофора каникул нет».
Итого

1
1
3
2

1
1
2
1

2

2

-

2

1

1

2

2

1
1

1
1

1
1
2

1
1

-

1
1

1
1
1
1

1

1
1

2
1
1
-

2

1

1

1

1

1

-

1

1

-

35

22

13

С одерж ание програм мы
Тема 1. Что такое безопасность. Город, посёлок, район - где ты живёш ь?
Урок безопасности (проводится 1 сентября), разработка схемы марш рута
«М ой безопасны й путь домой».
Тема 2. У лица полна неож иданностей. Б езопасность на улице.
П одготовка и проведение праздника «П освящ ение в пеш еходы».
Тема 3. Б езопасны й путь в ш колу (практическое занятие).
П еш еходная прогулка к ож ивленной магистрали, наблю дение за движ ением
и соблю дением Правил дорож ного движ ения с последую щ им разбором.
6

Тема 4. К ак правильно переходить улицу (практическое занятие); разбор
конкретны х ситуаций.
П еш еходная прогулка к оживленной магистрали, наблю дение за д в и ж ен и е м ,
и соблю дением Правил дорож ного движ ения с последую щ им разбором.
Тема 5. С игналы регулировщ ика дорож ного движ ения.
П роф илактическая беседа по соблю дению правил безопасного поведения во
время осенних каникул. Т ворческое занятие «На страже порядка на дорогах»
(поделки, рисунки о работе регулировщ иков движ ения).
Тема 6. С ветоф ор и его сигналы.
«Самый главны й на дороге - это дядя Светофор!». К онкурс рисунков.
Тема 7. Знаком ство с дорож ны м и знаками.
Конкурс загадок, стихов «Знаки на дорогах нам в пути помогут».
Тема 8. П рактическое занятие «Дружим мы со знаками».
Конкурс рисунков «Дорожные знаки».
Тема 9. В икторина на тем у «Зачем нужно знать правила безопасного
поведения на дорогах».
Урок творчества «Знаки своими руками» с последую щ ей выставкойконкурсом поделок.
Тема 10. Где мож но и где нельзя играть? О сторож но, плохая погода!
Приглаш ение в класс старш еклассников: беседы «Об опасности игр зимой
возле дорог» и «О сторож но, гололёд!»
Тема 11. М ы пассаж иры . П равила поведения в транспорте. Б езопасны е
места для детей.
Практическое занятие. Проезд на общ ественном транспорте. Знакомство со
спецместами (места для инвалидов, детей), запасны м вы ходом в транспорте,
кнопкой-сигналом срочной остановки.
Тема 12. Знаком ство с транспортом города.
Игра-занятие «Н арисуем нашу деревню».
Тема 13. Т ранспорт, его движ ение при подходах к ш кольному зданию
(марш рут автобуса).
Подготовка к утреннику «Красный. Ж ёлтый. Зелёный».
Тема 14. Виды перекрёстков. П ерекрёстки м икрорайонов ш колы .
П роведение утренника «Красный. Ж ёлтый. Зелёный».
Тема 15. П рактическое занятие «Я у перекрёстка».
Викторина «Вопросы дядю ш ки Светофора».
Тема 16. Разбор Д Т П (по м атериалам ГИ БДД) с приглаш ением
инспектора.
С овместный проект «Уголок безопасности класса» (обсуждение, совместное
изготовление с привлечением родителей с последую щ им участием в ш кольном
смотре-конкурсе «Лучш ий уголок безопасности»).
Тема 17. «П осещ ение автограда». У рок-практикум .
Экскурсия в автобазу ООО «Новый Путь». С овместный проект «Рисуем
автопарк»
Тема 18. В гостях у грузового автомобиля.
П росмотр кинофильма «История возникновения автомобиля». Конкурс
рисунков и поделок «Наши помощ ники».
Тема 19. К акие бы ваю т маш ины .

Экскурсия по поселку.
Тема 20. П ассаж ирский транспорт.
Рассказ о видах пассаж ирского транспорта.
Тема 21. Разм етка улиц и дорог.
Конкурс сочинений «Самые нужные правила».
Тема 22. «М ы переходим улицу». П рактические занятия, движ ение
группами.
Брейн-ринг «Светофор в действии». Беседа перед уходом на каникулы о
правилах безопасного поведения на дорогах.
Тема 23. О бщ ественны й транспорт. П осадка и вы садка пассажиров.
Правила посадки и высадки в общ ественном транспорте.
Тема 24. О тработка действий учащ ихся по предупредительны м
сигналам. Закрепление знаний и умений.
Конкурс в классе «На самого умного Знайку по ПДД!?>.
Тема 25. К онтрольны й тест по правилам дорож ного движ ения
«П рограмма года».
Конкурс рисунков «Мы едем, едем, ед ем ...» . Н арисовать самый безопасный
вид транспорта, на взгляд детей летом. Рисунки подарить на заклю чительном
родительском собрании родителям.
Тема 26. П роф илактическая заклю чительная . б е с е д а « у светофора
каникул нет».
П роф илактическая беседа о необходимости соблю дения ПДД на летних
каникулах.

М етодическое обеспечение
П реобладаю щ ая форма занятий - групповая.
Тип занятий - учебно-тренировочны й.
Ф ормы обучения младш их ш кольников правилам дорож ного движ ения очень
разнообразны: это тем атические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины,
соревнования. И спользую тся нетрадиционные формы: КВН, игры -путеш ествия и
другие, особенно эффективны видео-уроки по соблю дению правил дорож ного
движ ения, а на уроках математики предлагаю детям задачи на основе статистики
дорож но-транспортны х происш ествий. С очинения на тему безопасного движ ения
вклю чаю тся в систем у работы учителей русского языка и литературы. Конкурсы
рисунков, плакатов «М ы по городу идем», «Ты и дорога» проводятся в рамках
уроков изобразительного искусства. На уроках технологии изготавливаю тся
тренаж еры для конкурса «Безопасное колесо», макеты улиц, дорож ны х знаков.
Совместно с родителями ученики начальных классов разрабаты ваю т безопасные
марш руты «дом-ш кола-дом», наиболее удачные проекты помещ ены в «Уголке
безопасности дорож ного движ ения
О сновны е м етоды организации учебно-воспитательного процесса:
1.С ловесны й метод:
-рассказ (специф ика
дизайнерской
деятельности), беседа, обсуждение
(литературных источников, готовых композиций);
-инструктирование
(правила
безопасной
работы
с инструментами;
применение технологий);

-словесные оценки (работы на уроке, тренировочны е и зачетные работы).
2.М етод наглядности:
- наглядные пособия и иллю страции.
3.П рактический метод:
-тренировочные упраж нения
-практические работы.
4.0бъ ясн ител ьно-ил л ю стр ативны й :
-сообщ ение готовой информации.
5.Ч астично-поисковы й метод:
-выполнение частичны х заданий для достиж ения главной цели.
б.М етод индивидуальны х проектов:
-поиск новых приемов работы с материалом.
I

Л итература для детей
Бабина Р. П. Заним ательная дорож ная азбука. М., 1997.
Бабина Р. П. У роки светофора. М., 1996.
В лучах светоф ора / Ред.-сост. Л. И. Ж ук. М инск, 2003.
Ковалько В. И. И гровой модульный курс по П Д Д ^и ли
улицу: 1-л классы. М., 2004.
Новиков С. Безопасны й путь в ш колу. М., 1996.
О стровок безопасности. М инск, 2004.
В.
Э. Рублях,
П равила дорож ного движ ения,
«Просвещ ение», 1994 г.
Н. А. Извекова, Правила дорож ного движ ения,
«Просвещ ение», 1996 г.
Н. А. И звекова, Правила дорож ного движ ения,
«Просвещ ение», 2000 г.

Ш кольник выш ел на

1

класс,

Москва,

2

класс,

Москва,

3

класс, М осква,

Л итература для педагога
Агеева И. Д. Н овы е загадки про слова для всех детских праздников. М., 2003.
Воспитание ш кольнику. 2002. № 7, 9,10.
Давыдова Н. М. Это долж ен каждый знать обязательно на пять!, 30 детских
утренников. М., 2003.
И всерьез и в шутку... Оренбург, 2003.
Классные часы по правилам дорож ного движ ения. 5-6 классы, под ред. Е. А.
Романовой, А. Б. М алю ш кина. М., 2004.
Кобитина И. И. Д ош кольникам о технике. М., 1991.
М аксиняева М. Р. Занятия по О БЖ с младш ими ш кольниками. М., 2003.
Педсовет. 1998, № 12; 2003, № 11.
Правила дорож ного движ ения для детей дош кольного возраста / Сост. Н. А.
Извекова, А. Ф. М едведева, Л. Б. П олякова, А. Н. Ф едотова; под ред. Е. А.
Романовой, А. Б. М алю ш кина. М., 2005.
Сборник сценариев агитбригад юных инспекторов движ ения. Самара, 2003.
1000 загадок I Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Я рославль, 2004.

М. С. Коган, П равила дорож ны е знать каж дому полож ено, Сибирское
университетское издательство, 2008 г.
Е. А. Воронова, Красный. Ж ёлтый. Зелёный, Ростов-на-Д ону «Ф еникс», 2008
г.

ю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».