М униципальное бю джетное образовательное учреждение Ш алинского городского округа «Ш амарская средняя общ еобразовательная школа № 26» ПРИНЯТО педагогическим советом филиала МБОУ «Шамарская СОШ №26» «Горная СОШ» Протокол от 31 августа 2021 №1 УТВЕРЖДЕНО Д О П О ЛН И ТЕЛ ЬН А Я О Б Щ Е РА ЗВ И В А Ю Щ А Я П РО Г РА М М А худож ест венно-т ворческой направленности «М У ЗЫ К А Л Ь Н А Я М О ЗА И К А » Возраст детей: 7-11 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: К урзина Татьяна Евгеньевна, учит ель м узы ки и изо первая квалиф икационная кат егория Гора, 2021 Оглавление Д ля программы на 1 год обучения Паспорт програм м ы ................................................................................................ 3 Пояснительная зап иска.......................................................................................... 4 Календарно-тематическое планирование 10 ..................................... Материально-техническое обеспечение.................................................... Список л итературы ............................................................... 1................................ 15 15 Полное наименование программы Руководитель ОУ М узы кальная м озаика Тарасова И рина М ихайловна Исполнитель, юридический адрес - филиал МБОУ «Ш амарская СОШ № 26»-«Горная СОШ », д.Гора, ул. 8 Марта, 12 ФИО автора К урзина Татьяна Евгеньевна Должность автора Учитель музыки и изо ” Целевые группы Обучающиеся в возрасте 7-12 лет Цель программы - Способствовать формированию эстетически развитой, творческой личности, способной к самовыражению через вокальное искусство. На п равл ен ность Худож ест венная Срок реализации программы Уровень освоения программы / год ознакомит ельны й Краткое содержание программы — Данная программа познакомит обучающихся с такими разделами как: Артикуляция. (Упражнения для развития артикуляции). Они узнают о единстве художественного образа и исполнительства. Дыхание. Тембровая окраска. Чувство ритма. Пение а capella. На занятиях развивается дикция, происходит различение динамических оттенков, музыкальны форм произведений. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста. Концертно-исполнительская деятельность. Участие в значимых мероприятиях общешкольного, муниципального уровней з Н аправленност ь: Дополнительная художественная программа по музыке «Музыкальная мозаика» имеет художественную направленность и ориентирована на: -формирование и развитие творческих способностей обучающихся; -удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; - профессиональную ориентацию обучающихся; - формирование общей культуры обучающихся. Эта программа направлена на формирование эстетического вкуса,' художественных различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира и носит ознакомительный характер. О писание норм ат ивно-правовой б азы : Данная дополнительная программа художественной направленности разработана с учетом: - Ф едерального закона от 29дскабря 2012 г. № 273-Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа М инистерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Стратегии развития воспитания в Российской Ф едерации на период до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Ф едерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательны:< организаций дополнительного образования СанПиП 2 4.4.3172-14» (утвержденны постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 4 1 ); - методических рекомендаций по проектированию дополнительных общ еразвиваю щих программ (письмо М инистерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); - Устава М БО У «Ш амарская С О Ш №26»; - Образовательной программы МБОУ «Ш амарская СОШ №26». К рат кая характ ерист ика вида деят ельност и. Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Н овизна програм м ы состоит, в первую очередь, в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся в последовательности, сопровождающ их ' систему практических занятий; она разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Образовательная программа «Музыкальная мозаика» разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под редакцией Овчинниковой Т.Н., на основе анализа государственных программ по организации хоров, вокальных групп для внешкольных учреждений и общ еобразовательных школ; А. М. Билль «Чистый голос», Д. Е. Огороднова «М узыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». А кт уальност ь програм м ы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке (народной и эстрадной). Петь мож ет каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, раскрытие разносторонних способностей. И ещё. В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно ориентированного подхода в образовании, необходимо, чтобы обучение вокальному мастерству обеспечивало существенное изменение позиции обучающегося в учебно-воспитательном процессе и развивало з каждом ученике чувство успешности. Психологи утверждают, чо такие педагогические проекты положительно влияют на самооценку и самоуважение ребёнка. А в дальнейшем такое обучение создаст благодатную почву для заполнения досуга как подросткового, так и юношеского возраста и послужит основой воспитания и формирования эстетического вкуса подрастающего поколения. Цель. Способствовать формированию эстетически развитой, творческой личности, способной к самовыражению через вокальное искусство Задачи: Обучаю щ ие 1.Расширять кругозор детей в области детского песенного творчества, мировой музыкальной культуры. 2. Учить детей правильном) использованию своего голосового аппарата. 3. Учить детей свободно держаться и петь сольно н^сц ен е. 4. Учить творчески и индивидуально преподносить зрителям каждый свой выход на сцену. 5. Ф ормировать исполнительские навыки. В осп ит ат ельн ые 1. Активизировать гражданскую позицию детей посредством выбранного материала (патриотическая, народная песня, песни советских и российских композиторов). 2. Воспитывать культуру общения и поведения. Развиваю щ ие 1. Развивать навыки сольного пения. 2. Развивать память, внимание, воображение. 3. Развивать музыкально-ритмические способности. 4. Развивать эстетический вкус посредством приобщения к современному эстрадному искусству. В озраст детей, участ вую щ их в реализаци и данной дополи ипелъной образоват ельной программы. Данная дополнительная программа художественно-эстетической направленности рассчитана на обучающихся младшего и среднего школьного возраста с 9 до 12 лет, проявляющих интерес к пению. Данный возраст характеризуется довольно заметным формированием ли шости. В этом возрасте характерны новые отношения с окружающ ими, вк,точение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельность - учение, которое представляет ряд серьёзных требований к ученику; закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Программа подлежит модификации в зависимости от набора детей и возможности усвоения программы. В объединение принимаются все дети, желающие петь, без отбора по музыкальным проходят со всей группой. Наполняемость составляет - 15 человек. Сроки реали зац и и программы: программа обучения - 34 часа в год. Режим занятий День недели Кол-во часов вторник 35 Время работы (в минутах) 40 способностям рассчитана Занятия та 1 год Количество детей Возраст . 15 с от 9 до 12лет О собенност и организации образоват ельного по оц сса по дополнит ельной худож ест венной програм м е «М узыкальная ю заика»: учебная группа формируются из обучающихся разного возраста. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе проводятся со всем составом • учебной группы. Каждое занятие строится по универсальной схеме: -сообщение нового материала; -ды хательн ая вокальная гимнастика; - распевание; - пение музыкального материала; - работа над произведениями; - анализ занятия; - задание на дом. Занятия также включают в себя организационный момент, здоровьесберегающие технологии. • • • • • • • • • • Формы проведения занятий занятие-игра; концерт; репетиция; презентация; творческая мастерская При реализации программы используются следующ ие методы работы: Наглядный метод: прослушивание лучш их образцов исполнения использование наглядных пособий, личный пример и т.д. Словесный метод: беседа; рассказ; • • • • • • обсуждение; сообщение задач и т.д. Практический метод: разучивание по элементам; разучивание по частям; разучивание в целом виде; упражнения и т.д. Технологии Для успешной реализации программы используются следующ ие технологии: Технологии коллективного взап м ообуч ен и и . Двтор технологии - А. Г. Ривин. Методики А. Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах сменного состава». Технология коллективной творческой д е я т е л ь н о с т и . Методика коллективной творческой деятельности является основой детских общественных объединений, так как представляет особый творческий и организационно-содержательный алгоритм. Методика КТД характеризуется следующим социально-педагогическими составляющими: с гратегией «общей заботы об окружающ ем жизни», тактикой «воспитательных отношений и содружества старших и младших в совместной творческой деятельности», технологией «коллективно-организаторской деятел i ности». Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающ их как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение. Элементы здоровьесберегаю щ ей т ех н о л о ги и являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся. И нформ ационно-ком муникационны е технологии активизируют творческий потенциал учащихся: способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. Технологии развиваю щ его обучен ия - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В программе кружка вокального пения - индивидуальная и рупповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, i олосовых и обще музыкальных данных. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты. Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1. Л ичност ны е результ ат ы : - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; -реализация творческого потенциала в п р оц ессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. - коммуникативное развитие. 2. П редм ет ны е результ ат ы : - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности. 3. М ет апредм ет н ые резул ь т а т ы : - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; -ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, юколы, города и др.; -продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих зад; ч; -наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности. Оценка образоват ельны х результ ат ов обучаю щ ихся по программе. • • • • • Для выявления индивидуальных особенностей слуха и голоса проводится первичная диагностика вокальных возможностей в форме прослушивания: дикция; дыхание; звуковедение; интонирование; определение рабочего диапазона и примерного (природного) тона голоса. э Для мониторинга результативности образовательного процесса применяется метод наблюдения за детьми в процессе занятий. Основной формой подведения итогов по каждой теме является зачёт. Диагностика проводится 2 раза в год: в середине и в конце. № 1 2 Календарно - т ематическое п л а н и р о вани е Темы занятий Формы Раздел раб. Колпроведения во программы часов 1.Введение. Беседа, на М узы кально5 т ео р ет ическая Средства которрй излагаются подгот овка музыкальной выразительности: теоретические сведения, мелодия аккомпанемент которые 2. Средства иллюстрируются поэтическими и " музыкальной выразительности. музыкальными темп, лад, тембр. примерами, наглядными Динамика. 3. М узыкальные пособиями. П ракт ические жанры: песнь. занят ия, на танец, марш. которых дети Музыкальная форма. Формы: 1- осваивают музыкальную , 2-, 3-хчастные. грамоту, 4. Типы голосов. разучивают Типы дыхания. 5. Части жанра песни песни: запев, композиторов куплет, припев, классиков, современных кода композиторов. Урок слушания ! анализа Занят ие Прослушивание 2 В о ка льн а я 15 пост ановка голосов. работ а. Ф ормирование Беседа певческих навыков. Занят ие Певческая пост ановка установка Развитие слуха. ю Беседа П ракт ические Сроки реализации Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь I ' . I Слух- ре гулят, голоса. Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. 1 ! занят ия ! | L ; I | | I [оябрь Занят ие пост ановка, репетиция, на ; которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Беседа, | Артикуляция. Занят ие - ; | Упражнения дл развития пост ановка артикуляции. П ракт ические Упражнения н ды хание. __ занят ия ___ Беседа Единство художествен нор, \ П ракт ические образа за нят ия ____: исполните.', ьста; Занят ие Работа гг., j пост ановка тембровой ! окраской ' Бес_сОа_ Беседа Звуковедение. Развитие чувств j П ракт ические ритма. \зан ят ия_________ Занятие Отработка I пост ановка, сценической репетиция, на постановки художественной I которой отрабатываются номера. Работа ; KOI цсртные солистами номера, развиваются ; актерские способности детей, I [оябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. Пение a capella Пение речитативом. Дикция Освоение придыхательно! о пения. Ансамблевое пение. Работа над музыкальным сценическим образом. Б еседа Декабрь пг гр а кт и чески е занят ия Беседа. Январь П ракт ические занят ия Беседа Январь П ракт ические занят ия Беседа Январь П ракт ические занят ия БеседсГ Февраль П ракт ические занят ия . 3 М узы ка льн о образоват ель н ы е беседы и с луш а н и е м у зы к и 5 О гигиене певческого голоса Песня в жизни человека. Народное музыкальное творчество Песня в жизни человека Бардовская песни. .. Творчество современных композиторовпесенников Детские конкурсы исполнительского Беседа Февраль П ракт ические занят ия Беседа Февраль П ракт ические занят ия Беседа Февраль П ракт ические занятия. Беседа Март П ракт ические занят ия Занят ие пост ановка Март ----- искусства 4 Работ а со ли ст а м и с 7 ; Б еседа Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения 6 эхвокал. Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. Беседа П ракт ические | занят ия р ! Б еседа Март ' П ракт ические ; занят ия | Беседа_ П ракт ические I занят ия и Занят ие ^ пост ановка Дикция артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокальнохоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений Использование элементов ритмики, сценической культуры. Знакомство с великими вокалистами Март Апрель Апрель ' Беседа Апрель 1 I Занят ие ' пост ановка j i Беседа Апрель < Беседа Май П ракт ические i занят ия ! Занят ие ! пост ановка Май 5 Концерт ноисп олн ит ельская деят ельност ь 2 .. прошлого и настоящего. От крытое занятие для родителей Концерты, праздники* Беседа Заклю чит елен ое занят ие, заверш ающ ее тему - занятие концерт. Про водится для самих детей, педагогов, гостей. 1 Май Май Содерж имие програм м ы М узы кально-т еорет ическая подгот овка. 5часов. Средства музыкальной выразительности: мелодия и аккомпанемент. Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых святок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Ф ормирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Ф ункционирование гортани, работа диафрагмы. Прослушивание голосов. Примеры звучания. Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений. Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок. М узыкальные жанры: песня, ганец, марш. М узыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода Типы голосов. Типы дыхания. Вокальная работ а. 15 часов. Прослушивание голосов. Формирование певческих навыков. Певческая установка Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. Развитие музыкальной памяти. Дирижерские жесты. Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. Единство художественного образа и исполнительства. Дыхание. Тембровая окраска. Чувство ритма. Пение а capella. Пение речетативом. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотнош ение дикционной чёткости с качеством звучания. Ф ормирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии, (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. 1.4 Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе пт f. М узы кально-образоват ельны е беседы и с лу ш а н и е м узы ки. 5 часов. Песня в жизни человека. Народное музыкальное творчество. Бардовская песня. Творчество современных композиторов-песенникоп. Детские конкурсы исполнительского мастерства. Работ а с со ли ст а м и . 7 часов. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов ввуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования., строя и ансамбля в произведениях современных композиторов, i 1ение соло и в ансамбле Работа над выразительностью поэтического текста. К о н ц е р т н о -и с п о лн и т е л ь с к а я деят ельност ь, 3 часа. Участие а значимы х м ероприят иях общ еш кольного. лг ашципа,тьного уровней. М а т ер и а ль н о -т ех н и ч ес к о е обеспечен те посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; фортепиано; учебно-методический комплект «; (ед агоп :ческая музыкально исполнительская деятельность»; нотная литература; компьютер с лицензионным программным обеспечением; фонохрестоматия; видеохрестоматия; мультимедиапроектор. С п и с о к л ите р а :гу j>ы . Л и т ер а т ур а д ля педагога 1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5 изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательст во «Планета музыки», 2007. - 3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: ACT; А стрел i-., 2007. 4. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: М етодические рекомендации. - М .: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчес тва молодежи, 2004. 5. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов:,ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж Д. Карателло . СПб.: Питер 2007. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов. А удиом атериалы . 1. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая». 2. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя». 3. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год». 4. «Игруш ечные песенки» - Лидия Раздобарина. Электронные ресурсы 1. http://www.mp3sort.com/ 2. http: //s-f-k. forum2x2. ru/index.htm 3. http ://forums.m in u s- fan era. с om/i n dex.php 4. http: //alekseev.numi. ru/ 5. http: //talismanst.narod.ru/ 6. http: //www. rodniki-studio. ru/ 7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 8. http: //www. lastbell. ru/pe sni. html 9. http: //www. fonogramm. net/songs/14818 10. http: //www. vstudio. ru/mtizik.htm 1 1. http: //bertrometr. mylivepage. ru/blog/index/ 12. http: //sozvezdieoriona. ucoz.ru/?lzh led 13. http://www.notomania.ru/view.php7id 207 14. http://notes.tarakanov.net/ Л ит ерат ура для дет ей и р о д и т ел ей 1. 2. 3. 4. 5. Абелян Л. Как рыжик научился петь. Советский композитор, 1989. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. Киев, 1980. Карягина. А. Практическое пособие для начинающих. М: Лань. 2008 Риггс С. Как стать звездой. Guitar Col leg, 2000 Ровнер А. Искусство вокала. М: 11ота 2007.