Волейбол

1

СОДЕРЖАНИЕ
1

1. Паспорт программы

3

2.Пояснительная записка

4

3.Учебный план

9

4.Содержание деятельности

10

5. Учебно-методическое и материально техническое оснащение

11

6. Список литературы

13

7. Приложение

14

2

Паспорт программы

Полное наименование программы

«Волейбол»

Руководитель ОО

И. М. Тарасова

Исполнитель, юридический адрес: МБОУ СОШ № 26, 623010, Свердловская обл,
Шалинский р-он, п. Шамары, ул. Первомайская 31
ФИО составитель

Потеряев Владимир Михайлович

Должность автора

учитель физической культуры

Целевые группы

Обучающиеся в возрасте 12-17 лет

Цель программы - Создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в волейбол.
Направленность

физкультурно-спортивная

Срок
реализации 1 год
программы
Тип программы

одноуровневая.

Краткое содержание программы: формирование и освоение основ содержания
физической деятельности спортивной игры волейбол.

3

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурноспортивную направленность и ориентирована на формирование и освоение основ
содержания физической деятельности и спортивной игры волейбол.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г.
№ 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196,
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р);
- Письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки
Российской Федерации «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря
2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242);
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории «Свердловской области на период до 2035 года»;
- Постановлением главы Шалинского городского округа от 23 декабря 2020 года № 114
«Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании
детей»;
- распоряжением Управления образованием Шалинского городского округа от 30
августа 2019 года № 151-О «О создании и функционировании муниципального опорного
центра дополнительного образования детей в Шалинском городском округе».
- Уставом МБОУ «Шамарская СОШ « 26».
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших
всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять
4

направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и
выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в
организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно- сосудистой и
дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате.
Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную
систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность
мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного
и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые
сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям
напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в
игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и
психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий,
дополняющих уроки физической культуры
Новизна. В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями
компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка
двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках
помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует
всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование
интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе
изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают
привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них
физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма,
волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных
предметов, так как укрепляют здоровье.
Актуальность. Заключаются в том, что основой подготовки занимающихся в секции
детей и подростков является не только технико-тактическая подготовка, но и
общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического
развития школьников. Кроме того, теоретический материал программы позволит
расширить кругозор детей в области спорта вообще, сформирует интерес занимающихся к
волейболу, положительному влиянию спорта на здоровье. Программа учитывает
различный уровень физической подготовки детей, их возрастные особенности,
индивидуальные личностно-психологические характеристики.
Отличительная особенность. Дополнительная общеобразовательная программа
«Волейбол» (далее - Программа) разработана на основе примерной программы
спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства,
под редакцией Ю.Д.Железняк, А.В. Чачин 2004 г, и комплексной программы
общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов под. ред.
В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011 г.
Адресат: Дети 12-17 лет, смешанная группа (мальчики и девочки), без ограничений в
здоровье.
Режим занятий. Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю по 2 ч.
Уровневость: стартовый.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Виды занятий: беседы (по правилам игры), учебно- тренировочные занятия.
Формы подведения результатов: сдача нормативов, товарищеская игра, выступление
на соревнованиях.
5

Цель обучения: создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в волейбол.
Задачи:
-развитие основных физических качеств;
-формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
-приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по
волейболу;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно
-применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления
здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитее психических
процессов и свойств личности.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности педагога и воспитанника. Занятия необходимо строить так,
чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные
знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке
проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий. Теорию проходят в процессе
учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия по судейству, где
подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется
применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий:
Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: показ упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
Практические методы: метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой
тренировки.
Метод упражнений предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Механизм реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий,
сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Планируемые результаты
В ходе внеурочной деятельности учащиеся смогут:
1. Развить природные данные для быстрого роста мастерства;
2. Овладеть теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
3. Участвовать в спартакиаде школы по волейболу и формировании сборной команды
школы для участия в Спартакиаде школьников по волейболу;
4. Выполнять нормы начальных спортивных разрядов;
6

5. Приобрести необходимые волевые, психологические качества для стабильности и
успешности выступления на ответственных соревнованиях;
6. Решать проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечѐт
молодѐжь от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в селе.
Личностные результаты:
1. Должны овладеть способами организации и проведения разнообразных форм
занятий по волейболу, их планирования и содержательного наполнения;
2. Должны владеть широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из волейбола и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
3. Должны овладеть способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической
культурой.
Метапредметные результаты:
1. Должны научиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Должны научиться самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3. Научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
5. Должны овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Научатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
7. Научатся работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
8. Научатся формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
Предметные результаты:
1. Научатся отбирать физические упражнения, естественные силы природы,
гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью,
составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной
гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки,
улучшения физической подготовленности;
2. Научатся составлять планы занятий с использованием физических упражнений
разной педагогической направленной нагрузки в зависимости от задач занятия и
индивидуальных особенностей организма;
3. Научатся проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению
осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических
(кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения, регулировать величину
физической нагрузки.
7

Предполагаемые результаты освоения курса «Волейбол».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Это в первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт.
Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране.
Формировать положительное отношение к систематическим занятиям волейболом.
Учить взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и
физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Понимать роль волейбола в укреплении здоровья. Научить школьников
самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок. Уметь самостоятельно
подбирать упражнения для своего физического развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Иметь представление об истории развития волейбола в России, о правилах личной
гигиены, профилактики травматизма. Технически правильно выполнять двигательные
действия в волейболе. Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя.
Понимать цель
выполняемых действий. Различать подвижные и спортивные игры
Учащиеся получат возможность научиться:
Принимать решения связанные с игровыми действиями; Взаимодействовать друг с
другом на площадке Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Место программы в учебном плане
Программа
соответствует
федеральному
компоненту
государственного
образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы
организации внеурочной деятельности учащихся 5-9 класса. Рассчитана на 70 учебных
часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью
проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим
занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока ,тренировок, лекций,
экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи
контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных
подготовок, индивидуальных занятий. Периодичность - один раза в неделю по два
учебных часа ограниченному временем.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 5-9 классов с разным уровнем физической
подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению
врача).
Количество обучающихся – 15 человек.
Формы контроля – опрос, тесты-практикум.

8

Учебный план.
№

Название раздела

Количество часов
Всего
Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

1

Обучение технике
подачи мяча

16

4

12

Входное и
итоговое
тестирование

2

Техника нападения

6

2

4

Входное и
итоговое
тестирование

3

Техника защиты

10

2

8

Входное и
итоговое
тестирование

8

2

6

Тестирование

19

2

17

Наблюдение

6

1

5

Наблюдение

4
5
6
7

Тактика защиты
Тактика нападения
Игра по правилам с
заданием.
Соревнования

3

соревнования
Товарищеские
игры

9

Содержание деятельности
Обучение технике подачи мяча (16ч)
Подводящие упражнения для нижней прямой подачи.
Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.
Подводящие упражнения для нижней боковой подачи.
Специальные упражнения для нижней боковой подачи.
Учебная игра.
Подводящие упражнения для верхней прямой подачи.
Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации.
Учебная игра.
Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения
для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения через сетку (в паре).
Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.
Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для
подачи в прыжке. Развитие прыгучести. Упражнения для развития взрывной силы.
Учебная игра.
Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные). Передача двумя
с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра.
Техника нападения (6ч)
Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные
упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с
перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра.
Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном
положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. Специальные упражнения в
парах через сетку. Упражнения для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра.
Техника защиты (10ч)
Упражнения для перемещения игроков. Имитационные упражнения с
баскетбольным мячом по технике приема мяча. (на месте, после перемещений).
Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные упражнения в парах
через сетку. Учебная игра.
Тактика защиты (8ч)
Упражнения для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упражнения
по технике блокирования (на месте, после перемещения). Имитационные упражнения с
б/б мячами (в паре). Упражнения по технике группового блока. Учебная игра.
Тактика нападения (19ч)
Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь.
Учебная игра. Акробатические упражнения. Технико-тактические действия нападающего
игрока (блок – аут). Групповые действия в нападении через игрока задней линии.
Игра по правилам с заданием. (6ч)
Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие
игроков внутри линии и между линиями. Специальные упражнения через сетку (в паре).
Соревнования. (3ч)
Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель, имеющий среднее профессиональное или высшее
образование в области, соответствующей профилю программы без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению программы.
10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Условия реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:
Для более успешной и квалифицированной работы секции рекомендуется на основе
распределения объёмов компонентов тренировки в годичном цикле составлять
распределение объёмов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным
циклам для каждой группы отдельно: для групп начальной подготовки – на 35 занятия (70
часов)
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение
материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее
оборудование и инвентарь:
1. Сетка волейбольная - 2 штуки.
2. Стойки волейбольные - 2 штуки.
3. Гимнастическая стенка - 6 – 8 пролётов.
4. Гимнастические скамейки - 3 - 4 штуки
5. Гимнастические маты - 3 штуки.
6. Скакалки - 30 штук.
7. Мячи набивные - 25 штук.
8. Резиновые амортизаторы - 25 штук.
9. Гантели различной массы - 20 штук.
10. Мячи волейбольные - 30 штук.
(для мини-волейбола) - 20 штук.
11. Туристическое снаряжение для походов - на 15 – 20 человек.
12. Рулетка - 2 штуки.
13. Макет площадки с фишками - 2 комплекта.
Педагогические условия:
- учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании
форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
- соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с
подростками;
- создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».
- для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование
учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
 программа спортивной секции «волейбол»;
 годовой план - график прохождения материала;
 поурочные планы;
 журнал учёта работы, посещаемости.
Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную направленность.
11

В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и
тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры
и навыки инструктор - общественника.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором
упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения
упражнений и отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими
занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика
судейства.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в
школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический
протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу
учёта результатов.
Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих
воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями,
учителями, классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно
полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как
чувство товарищества, смелость, воля к победе.
Вся воспитательная работа в кружке волей бола осуществляется в соответствии с
планом воспитательной работы школы.

12

Список литературы:
Для педагога:
1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
3. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва.
«Физкультура и спорт» 1976.
4. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
5. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
6. .Голомазов В. А. Ковалев В. Д., Мельников А. Г. «Волейбол в школе» - М.:
Просвещение, 1989.
7. Мармор В. К. «Специальные упражнения волейболиста» - Кишинев: «Карта
Молдовеняска», 1995.
Для обучающихся:
1.
Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые упражнения
волейболиста» - Волгоград, 1987.
2.
Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск:
СибГАФК, 2002

13

Приложение
Нижняя прямая подача (см. рис. 1) выполняется из положения, при котором игрок стоит
лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела
переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе
руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч
подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется
встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок
одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара
выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище
выпрямляются.

Рисунок 1 – Нижняя прямая передача
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота
к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на
ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч
подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания
мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во
время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока.
Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на
поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести
мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при
подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной
оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление
полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его
колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу
выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать
(рис. 2).

Рисунок 2 – Верхняя прямая передача
В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными
особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару),
подбрасывание мяча на 1,5 – 2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в
пределы площадки.
14

Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят
выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с
места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой
делает замах вниз-назад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу.
Продолжается движение руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади,
туловище поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и
после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу удара.
Упражнения
Освоения подбора мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на
высоту 60 – 80 см и дать упасть на пол (15 – 20 раз).
Освоение ударного движения. Прямой игрок сбивает мяч с ладони, выпрямленной на
уровне пояса левой руки – для нижней прямой подачи; сбивание мяча, расположенного на
пальцах выпрямленной вперед – вверх левой руки, - для верней прямой подачи.
Игрок принимает стойку готовности в 6 м от сетки, мяч на ладони левой руки – правой
рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой перебить через сетку.
Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадке.
Подачи в правую, левую половины площадки.
Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
Примерные упражнения для технической подготовки волейболистов
Передвижения.
1. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному
сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же,
но с имитацией определенного приема игры
2. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6,
останавливаются и имитируют определенный прием игры.
3. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных
положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на
животе головой и ногами в том же направлении.
4. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1
выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в
зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где
выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец
колонны.
5. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6,
имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует
нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в
зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и
уходит в конец колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется
использовать различные подвижные игры.
«Падающая палка».
Занимающиеся строятся в круг диаметром 6 – 7 м, рассчитываются по порядку. В центре
круга – водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в
вертикальном положении. Водящий вызывает номер кого-либо из игроков и отпускает
верхний конец палки. Тот, кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав палке упасть,
подхватить ее. Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое место, а если не
15

успел, – заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к палке
увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим прыжком и остановкой.
Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно заменить мячом и
проводить игру «Падающий мяч».
Подачи 1. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах
напротив сетки, в. 5 – 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку. То
же, но занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки. 2. Занимающиеся в
колонне по одному располагаются на месте подачи и выполняют подачи избранным
способом. 3. Подачи выполняются в определенные зоны и по ориентирам,
расположенным на площадке.
Передача мяча На рисунке 3а показаны основные положения при выполнении передачи.
Надо успеть занять устойчивое исходное положение, затем, разгибая ноги и руки,
отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление.
Встреча рук с мячом происходит над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать
ладонями, это нарушение правил игры. При передаче, стоя спиной к цели, встреча рук с
мячом происходит над лицом. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и
движения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной

час
Рисунок 3 – Передача мяча а) б)
Передача в прыжке (рис. 3б) выполняется в высшей точке прыжка за счет активного
разгибания рук. Прыжок выполняется толчком двух ног с места или после одного-двух
шагов. Передачей в прыжке мяч направляется через сетку.
Отбивание мяча кулаком к сетке.
В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки. Здесь поможет
отбивание кулаком в прыжке. Лучше расположиться боком к сетке (правым при
отбивании правой рукой), иногда и спиной. Здесь важно рассчитать прыжок, чтобы
встретить мяч над сеткой.

Программа тестов включает следующие виды испытаний:
1) бег на 30 м;
2) челночный бег 3?10 м;
3) прыжок в длину с места;
4) наклон вперед из положения стоя;
5) 6-минутный бег;
6) подтягивание на высокой перекладине (мальчики), сгибание – разгибание рук в упоре
лежа (девочки).
Методические рекомендации при обучении техническим приемам
Последовательность обучения стойкам и перемещениям
1. Выполнение стоек на месте.
16

2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и
внутренней стороне стопы, на носках и пятках. Пробегание отрезков 15–20 м с
ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных
направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или
спиной вперед; приставными шагами; с прыжками. Различные эстафеты, включающие
бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8–15 м с изменением направления
(«елочка», челночный бег 9–3–6–3–9 м).
3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием
стойки.
4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.
5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.
Последовательность обучения передачам мяча сверху
1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.
2. То же, но с мячом.
3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.
4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами.
5. То же, но с расстояния 5–6 м.
6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить
внимание на остановку перед выполнением приема.
7. То же, но после перемещения влево и вправо.
8. Передача мяча с изменением траектории полета.
9. Передачи мяча на точность.
10. Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.
Последовательность обучения передачам мяча снизу
Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.
1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.
2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние – 4–5 м.
3. Прием мяча снизу после отскока от пола.
4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание,
чтобы он попадал на предплечья, а не на кисти.
5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.
Последовательность обучения подачам
Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.
1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа
(выполняется на три счета: 1 – замах; 2 – подбрасывание; 3 – удар по мячу).
2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно
заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения – научить правильно подбрасывать мяч.
3. Подача мяча в парах поперек площадки.
4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).
5. Подача мяча из-за лицевой линии.
6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.
7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.
Последовательность обучения нападающим ударам
В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое
ударное движение по мячу на месте, затем – в прыжке и только потом – в прыжке после
разбега.
1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.
2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага,
который должен быть самым длинным и заканчиваться «стопорящим» движением стоп
(ступни параллельны).
17

3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.
4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении
(тумбочке, стуле и т.п.).
5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.
6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.
7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние
– до 0,5 м от сетки).
8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению
передач.
9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы
разворачиваются в сторону движения мяча.
10. То же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».