ДООП_Точка_роста_Программирование_на_Python_сетевая_страница_удалена

Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение
Свердловской области «Дворец молодёжи»
Центр цифрового образования детей «IT-куб г. Верхняя Пышма»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»
А.Н. Слизько
Приказ № 663-д от 27.06.2024 г.__________

Принята на заседании
научно-методического совета
ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»
Протокол № 5 от 30.05.2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 1955EAB701547EADECC0F54E7C09B766
Владелец: Слизько Александр Николаевич
Действителен: с 14.05.2024 до 07.08.2025

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности, реализуемая в сетевой форме
«Точка Роста. Программирование на Python»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 12–17 лет
Срок реализации: 1 год
Объем: 108 часов

СОГЛАСОВАНО:
Начальник центра цифрового образования
детей «IT-куб г. Верхняя Пышма»
_____________Е.Г. Евстафьева.

Авторы-составители:
Иванов А.В., педагог
дополнительного образования;
Резенова Т.А., методист

г. Верхняя Пышма, 2024 г.

I. Комплекс основных характеристик программы
1.

Пояснительная записка

«Точка роста» — это проект, который направлен на то, чтобы сделать
образование в области естественно-научных, технических, цифровых
и гуманитарных наук доступным школьникам из любого уголка России.
С помощью «Точек роста» в школах создаются условия для внедрения цифровых технологий и инновационных методов обучения. Учащимся малых школ
становятся доступны ведущие образовательные технологии, учебные
и научные материалы, даётся возможность освоить современные цифровые
навыки.
Проект предусматривает создание сети «Точек роста», чтобы:
•

реализовать цели национального проекта «Образование»;

•

повысить престиж обучения в школах сельской местности

и сократить технологический разрыв с учреждениями мегаполисов;
•

способствовать

улучшению

показателей

экономики,

так как благодаря качественному цифровому образованию на рынок труда выходит квалифицированная рабочая сила.
Программа реализуется в сетевой форме, ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» является

базовой

организацией,

организация-участник

определяется

на основании заключенного договора о сетевой форме реализации программ.
В настоящее время все большее значение приобретает умение человека
грамотно

обращаться

с

компьютером,

причём

зачастую

не на пользовательском уровне, а на уровне начинающего программиста.
В обязательном школьном курсе информатики программирование нередко
представлено лишь на элементарном уровне, на это выделяется недостаточное
количество часов. Следствием этого является формальное восприятие учащимися основ современного программирования и неумение применять полученные знания на практике.

2

Изучение

основных

принципов

программирования

невозможно

без регулярной практики написания программ на каком-либо языке.
Для обучения был выбран язык Python. Данный выбор обусловлен тем,
что синтаксис языка достаточно прост и интуитивно понятен, а это понижает
порог

вхождения

и

позволяет

сосредоточиться

на

логических

и алгоритмических аспектах программирования, а не на выучивании тонкостей синтаксиса. При этом Python является очень востребованным языком; он
отлично

подходит

для

знакомства

с различными современными парадигмами программирования и активно применяется в самых разных областях от разработки веб-приложений
до машинного обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Программирование на Python» (далее – Программа) имеет техническую
направленность, ориентирована на детальное изучение алгоритмизации, реализацию

межпредметных

связей,

организацию

проектной

и исследовательской деятельности обучающихся.
Программа разработана с учетом требований следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ» (редакция от 14 июля 2022 г. N 262-ФЗ);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Распоряжение

Правительства

РФ

от

31.03.2022

№678-р

«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года»;
Распоряжение

Правительства

РФ

от

29.05.2015

N

996-р

«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;

3

Приказ

Министерства

Просвещения

Российской

Федерации

от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ

Министерства

Просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.
«О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
Распоряжение Правительства Свердловской области № 646-РП
от 26.10.2018 «О создании в Свердловской области целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей;
Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах ГАНОУ СО «Дворец молодежи», утвержденное приказом от
14.05.2020 №269-д;
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» № 947-д от 08.11.2021
«Об утверждении Положение о сетевой форме реализации образовательных
программ в ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» молодежи»
Актуальность программы обусловлена высоким интересом подростков к IT-сфере. Важнейшей характеристикой подрастающего поколения является активность в информационном пространстве, интернет-коммуникации.
4

Python является очень востребованным языком программирования - он
отлично подходит для знакомства с различными современными парадигмами
программирования и активно применяется в самых разных областях
от разработки веб-приложений до машинного обучения.
В рамках изучения программы обучающиеся постоянно будут сталкиваться с необходимостью самостоятельной работы над заданиями: обучающиеся

учатся

решать

задачи

без

помощи

преподавателя.

Для

этого

в содержании курса фигурируют задания, в которых для решения задачи необходимо найти информацию самостоятельно; может потребоваться устранение
ошибки, которую не так просто обнаружить. Все эти знания, умения и практические навыки решения актуальных задач, полученные на занятиях, готовят
обучающихся к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности с
применением современных технологий.
Отличительная

особенность

программы

«Программирование

на Python» в том, что она является практико-ориентированной. Освоение подростками

IT-навыков

происходит

в

процессе

практической

и самостоятельной работы. Это позволяет обучающимся получать не только
теоретические знания в области программирования, но и уверенно овладевать
IT-технологиями, что поможет им самоопределиться и выстроить траекторию
личностного роста в современном информационном обществе. Научившись
программировать на языке Python, обучающиеся получат мощный и удобный
инструмент для решения как учебных, так и прикладных задач. Вместе с тем
чистота и ясность его конструкций позволит обучающимся потом с лёгкостью
выучить любой другой язык программирования.
Адресат программы. Программа предназначена для подростков
в возрасте 12–17 лет, проявляющих интерес к программированию.
Возрастные особенности группы

5

Выделенные нами возрастные периоды при формировании групп 12–14
лет более основываются на психологических особенностях младшего подросткового

возраста,

а

15–17

лет

соответственно

базируются

на психологических особенностях развития старшего подросткового возраста.
Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности подростков 12–17 лет, которые определяют выбор форм проведения
занятий с обучающимися.
Для подростков 12–14 лет к значимым типам деятельности относится
проектная деятельность: встреча замысла и результата как авторское действие
подростка, проявление себя в общественно значимых ролях. Планирование содержания данной программы разворачивается от конечного результата, которого должен достичь подросток. Содержание программы обусловливает процесс получения итогового продукта в определённом цикле (один год). Содержание развития – это образовательный маршрут по подготовке подростка к
самопрезентации.
Ведущая деятельность подростков 15-17 лет – учебно-профессиональная.

Организация

образования

сводится

к

подготовке

и осуществлению профессиональной пробы в комплексном варианте: проживание инженерной деятельности. Содержание программы включает последовательное осуществление различных видов деятельности: выдвижение идеи;
проявление продуктивного мышления, исследование, эксперимент, обобщение, финальный проект. Итоговый результат носит опережающий характер, а
учебные действия обусловлены изобретательностью.
Режим занятий, объём общеразвивающей программы: занятия проводятся в дистанционной форме: продолжительность одного академического
часа - 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 3 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 3
часа.
Объём общеразвивающей программы: 108 часов.
6

Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы и составляет 1 год.
Особенности организации образовательного процесса: программа реализовывается в рамках сетевого взаимодействия.
Формы обучения: групповая, с использованием дистанционных технологий.
По уровню освоения программа общеразвивающая, стартового уровня.
К концу учебного года обучающиеся получат первичные навыки программирования, понятие о базовых конструкциях в Python; изучат основы
функционального программирования; а также освоят применение Python
для программирования оборудования.

7

2.

Цели и задачи программы

Цель стартового уровня: формирование у обучающихся первичных
знаний и навыков по программированию посредством изучения языка Python.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд
педагогических, развивающих и воспитательных задач:
Обучающие:
−

сформировать базовые навыки работы с основными конструкци-

ями языка программирования;
−

познакомить с комплексом базовых понятий и принципов функ-

ционального и объектно-ориентированного программирования (изучение
структур данных, базовые принципы их обработки);
−

сформировать навыки решения прикладных задач на языке

Python;
−

сформировать

навыки

программирования

оборудования

с помощью Python;
−

сформировать необходимые навыки работы с информацией необ-

ходимой для программирования на языке Python; (поиск, анализ, использование информации в сети Интернет).
Развивающие:
− способствовать

развитию

интереса

к

программированию

и техническим видам творчества;
− способствовать развитию самостоятельности и творческого подхода
к решению задач;
−

способствовать развитию умения формулировать, аргументиро-

вать и отстаивать своё мнение;
−

способствовать развитию умения самостоятельно искать, извле-

кать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
−

познакомить с правилами индивидуального и коллективного без-

опасного поведения при работе с компьютерной техникой.
8

Воспитательные:
− способствовать воспитанию бережного отношения к материальнотехническим ценностям, соблюдение техники безопасности;
− способствовать воспитанию этики групповой работы, отношению делового сотрудничества, взаимоуважения;
− способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
− способствовать воспитанию аккуратности при работе с компьютерным оборудованием.

9

3.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план (стартовый уровень)
Таблица 1

Раздел 1.
Введение в программирование
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Среда разработки и ПО

Практика

1.1

Название раздела, темы

Теория

№
п/п

Всего

Кол-во часов

18

8

10

3

2

1

1.2

Основные операторы и математические операции. Переменные, ввод и вывод данных.

3

2

1

1.3

Типы данных

3

1

2

1.4

Логические операции, операции сравнения.
Условное программирование и ветвления.

3

1

2

1.5

Строки.

3

1

2

1

2

8

22

1.6

Решение задач по разделу введение в программирование. Решение задач по изученному ма- 3
териалу.
Раздел 2.
30
Базовые конструкции в Python

2.1

Цикл while

6

2

4

2.2

Операторы break и continue

3

1

2

2.3

Цикл for

3

1

2

2.4

Строки и символы

3

1

2

2.5

Списки

3

1

2

10

Формы аттестации/
контроля

Устный опрос
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа

Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа

2.6

Решение задач по разделу базовые конструкции в Python

Раздел 3. Функциональное программирование

12

2

10

24

6

18

3.1

Функции

3

1

2

3.2

Словари

3

1

2

3.3

Создание и запуск скрипта

3

1

2

3.4

Файловый ввод и вывод данных

3

1

2

3.5

Решение задач

9

2

7

3.6.

Решение задач по изученному материалу.

3

0

3

36

10

26

Раздел 4. Практика применения Python для программирования оборудования
Знакомство с робототехническим набором DJI
4.1
Robomaster S1

3

2

1

4.2 Программирование роботов DJI Robomaster S1

3

1

2

4.3

Знакомство с платой Raspberry Pi и ОС ROS

3

1

2

4.4

Программирование Raspberry Pi

6

1

5

4.5

Создание локальных ботов

3

1

2

4.6

Знакомство с хостингом

3

1

2

4.7

Тестирование и отладка бота

3

1

2

12

2

10

108

32

76

4.8

Проектная деятельность
Итого

11

Устный опрос,
практическая работа

практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
практическая работа
Промежуточный
контроль

Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
Устный опрос,
практическая работа
практическая работа
Практическая работа, итоговая защита проектов

Содержание учебного плана первого года обучения
Стартовый уровень
Раздел 1. Введение в программирование
Тема 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Среда разработки
и ПО.
Теория: Инструктажи по технике безопасности с отметкой в журнале.
Знакомство со средой разработки, видами ПО, отличительными особенностями языка.
Практика: Установка среды разработки. Написание первой простейшей
программы.
Тема 1.2 Основные операторы и математические операции. Переменные, ввод и вывод данных.
Теория:
и

их

Математические

практическое

применение.

операции
Переменные

в

программировании
как

ячейки

данных,

их использование и очистка данных. Ввод и вывод значений.
Практика: решение задач.
Тема 1.3 Типы данных
Теория: класс данных множества возможных значений, характеристик
и набор операций.
Практика: решение задач.
Тема 1.4 Логические операции, операции сравнения. Условное программирование и ветвления.
Теория: Разбор таблицы истинности, сравнение двух значений
и возвращение результата логического типа. Конструкция, обеспечивающая
выполнение определённой команды при условии истинности некоторого логического выражения.
Практика: решение задач.
Тема 1.5 Строки.

12

Теория: Массив символов и математические операции над ними.
Практика: решение задач.
Тема 1.6 Решение задач по разделу введение в программирование. Решение задач по изученному материалу.
Теория: Обобщение теоретического материала для написания кода.
Практика: Решение задач по пройденным темам.
Раздел 2. Базовые конструкции в Python
Тема 2.1 Циклы while
Теория: Циклы, условия выполнения итераций, проблемы зацикливания
и выход из него.
Практика: решение задач.
Тема 2.2 Операторы break и continue
Теория: Операторы для перехода к следующей итерации и выхода
из цикла с использованием условных операторов.
Практика: решение задач.
Тема 2.3 Цикл for
Теория: Цикл for как «Синтаксический сахар» на языке Python и способы
использования.
Практика: решение задач.
Тема 2.4 Строки и символы
Теория: Операторы со строками, деление строк по символам.
Практика: решение задач.
Тема 2.5 Списки
Теория: Массив данных, обращение к элементам по индексам, ввод
и вывод данных массива.
Практика: решение задач.
Тема 2.6 Решение задач по разделу базовые конструкции в Python.
Теория: Подходы к решению задач и способы написания кода.
13

Практика: решение задач.
Раздел 3. Решение прикладных задач в Python
Тема 3.1 Функции.
Теория: Создание функций и обращение к ним
Практика: решение задач.
Тема 3.2 Словари
Теория:

Словари

и

множества.

структуры

данных

словарей

и уникальные ключи, и их значения.
Практика: решение задач.
Тема 3.3 Создание и запуск скрипта
Теория: Создание команд и программы, которая будет их выполнять.
Практика: решение задач.
Тема 3.4 Файловый ввод и вывод данных
Теория: Ввод и вывод данных в файл для последующего хранения.
Практика: решение задач.
Тема 3.5 Решение задач.
Теория: Обобщение теоретического материала для написания кода.
Практика: решение задач.
Тема 3.6 Решение задач по изученному материалу.
Практика: промежуточный контроль.
Раздел 4. Практика применения Python для программирования оборудования
Тема 4.1 Знакомство с робототехническим набором DJI Robomaster S1.
Теория: Изучение конструктора DJI набора, знакомство с функционалом
управления роботом.
Практика: Практическая работа.
Тема 4.2 Программирование роботов DJI Robomaster S1.
Теория: Основы программирования роботов и основные операторы
Практика: Практическая работа
14

Тема 4.3 Знакомство с платой Raspberry Pi и ОС ROS
Теория: Изучение платы Raspberry Pi, знакомство с особенностями ОС ROS
Практика: Практическая работа.
Тема 4.4 Программирование Raspberry Pi
Теория: Основы программирования Raspberry Pi
Практика: Практическая работа.
Тема 4.5 Создание локальных ботов
Теория: Принципы создания локальных ботов, основные методы.
Практика: Практическая работа.
Тема 4.6 Знакомство с хостингом
Теория: Услуга по предоставлению ресурсов для размещения информации
на сервере, постоянно имеющем доступ к сети
Практика: Практическая работа.
Тема 4.7 Тестирование и отладка бота
Теория: Методы тестирования и отладки бота
Практика: Практическая работа.
Тема 4.8 Проектная деятельность
Теория: Основы проектной деятельности. Постановка целей и задач проекта.
Практика: Практическая работа над созданием проекта. Презентация проекта.

15

4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
−умение работать с основными конструкциями языка программирования;
−умение пользоваться комплексом базовых понятий и принципов
функционального и объектно-ориентированного программирования (знание
структур данных, базовые принципы их обработки);
−умение решать прикладные задачи на языке Python;
−уметь программировать оборудование с помощью Python;
−умение работать с информацией необходимой для программирования
на языке Python (поиск, анализ, использование информации в сети интернет).
Личностные результаты:
−соблюдение правил техники безопасности при работе с компьютерной
техникой;
−проявление усидчивости и внимательности во время образовательного процесса;
−демонстрация позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности;
Метапредметные результаты:
−

умение самостоятельно планировать последовательность своих

действий для достижения поставленных целей, а также грамотно распределять
свое время и ресурсы для получения максимально эффективного результата;
−

умение осуществлять самостоятельный поиск информации, ана-

лизировать и обобщать её;
−

проявление интереса к сфере программирования и техническим

видам творчества;
−

способность к принятию решений, а также умение формулиро-

вать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
−

знание правил поведения при работе с компьютерной техникой.
16

II Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы
1.

Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Таблица 2

Основные
№
характеристики образовательного
п/п
процесса
1. Количество учебных недель
2. Количество учебных дней
3. Количество часов в неделю
4. Количество часов в год
5. Недель в I полугодии
6. Недель во II полугодии
7. Начало занятий
8. Выходные дни
9. Окончание учебного года

17

36
36
3
108
16
20
9 сентября
29 декабря – 07 января
01 июня

2. Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
− помещение для занятий, отвечающее требованиям СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− качественное освещение.
Оборудование:
−

столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место

для педагога;
−

ноутбуки для каждого обучающегося и преподавателя;

−

наушники;

−

web-камера;

−

набор Robomaster S1;

−

Raspberry Pi;

−

Coex clever4;

−

многофункциональное устройство (принтер, сканер и копир);

−

моноблочное интерактивное устройство;

−

напольная

мобильная

стойка

для

или универсальное настенное крепление;
−

доска магнито-маркерная настенная;

−

флипчарт.

Расходные материалы:
− whiteboard маркеры;
− стиратель с диски;
− бумага писчая;
− шариковые ручки;
− permanent маркеры.
18

интерактивных

досок

Информационное обеспечение:
− операционная система Linux;
− сервис Яндекс.Телемост
− поддерживаемые браузеры (для работы LMS): Yandex Browser;
− среда Wing IDE 101 (версии 6 или выше);
− среда PyCharm Community Edition;
− пакет PyQt4 (на Qt5);
− пакет библиотек со SciPy: numpy, scipy, matplotlib, ipython +
ipythonnotebook, sympy, pandas;
− рекомендуется установить ПО Anaconda.
Кадровое обеспечение:
Реализовывать программу могут педагоги дополнительного образования, имеющие высшее образование (бакалавриат), среднее профессиональное
образование,

владеющие

педагогическими

методами

и приемами, методикой преподавания основам программирования на языке
Python, обладающие профессиональными знаниями и компетенциями
в организации и проведении образовательного деятельности.

19

3.

Формы аттестации и оценочные материалы

Мониторинг качества образования – это систематическая и регулярная
процедура сбора данных по важным образовательным аспектам. Педагогический мониторинг это - непрерывное, систематическое отслеживание состояния

и

результатов

какой-либо

деятельности,

системы

с целью управления их качеством, повышения эффективности. Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные
характеристики

всех

участников

образовательного

процесса,

их потребности и отношение к образовательному учреждению.
Предметные результаты. Оценка предметных результатов состоит
из результатов суммарного учета результатов промежуточной и итоговой аттестации.
Система отслеживания результатов обучающихся выстроена следующим образом:
− определение начального уровня знаний, умений и навыков путём
входного тестирования (Приложение 1);
− промежуточный контроль;
− итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение учебного года.
Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью педагогического
наблюдения, опросов. Проверка знаний и умений детей в форме педагогического наблюдения осуществляется в процессе выполнения ими практических
заданий. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работ учащихся, где анализируются положительные и отрицательные стороны работ, корректируются недостатки.
Промежуточный контроль осуществляется путём определения качества выполнения практических заданий, критерии оценки представлены
в Приложении 2 (максимум 25 баллов), отслеживания динамики развития обу-

20

чающегося. Промежуточный контроль реализуется в форме контрольного тестирования. Пример контрольного тестирования представлен в Приложении 3
(максимум 25 баллов).
Итоговый контроль реализуется в форме защиты индивидуальных или
групповых проектов. Примерная тематика итоговый проектов первого года
обучения представлена в Приложении 4.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления-презентации обучающимся или командой обучающихся. Тема проекта выбирается
самостоятельно. Презентация должна включать в себя тему проекта, его цели
и задачи, результаты, средства, которыми были достигнуты полученные результаты. Презентация может быть выполнена любым удобным наглядным
показательным способом (видеоролик, презентация и т.п.).
Практическая итоговая работа выполняется в форме творческой защиты проекта (приложение 5). Бланк итоговой оценки итоговых проектов
представлен в Приложении 5 (максимум 50 баллов).
На основании учета результатов по всем видам контроля максимальное
значение получаемых баллов в год – 100 баллов. Сумма баллов результатов
промежуточного контроля и защиты итогового проекта переводится в один
из уровней освоения образовательной программы согласно таблице 4:
Уровень освоения программы по окончании обучения
Таблица 4
Уровень освоения программы
Низкий
Средний
Высокий

Баллы
0–39 баллов
40–79 баллов
80-100 баллов

Личностные и метапредметные результаты отслеживаются посредством наблюдения за динамикой развития обучающегося в процессе освоения
программы. По результатам наблюдения заполняются экспертные карты (Приложения 6, 7).

21

4.

Методические материалы

Методическое обеспечение:
Методические пособия, разработанные преподавателем с учётом конкретных

задач,

варианты

демонстрационных

программ,

материалы

по терминологии ПО, инструкции по настройке оборудования, учебная
и техническая литература. Используются педагогические технологии индивидуализации обучения и коллективной деятельности.
Образовательный процесс осуществляется дистанционно в очной
форме.
В образовательном процессе используются следующие методы:
1. объяснительно-иллюстративный;
2. метод проблемного изложения: анализ истории научного изучения
проблемы, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,
определений, терминов, демонстрация опыта, использование наглядности; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему;
3. словесный – беседа, рассказ, объяснение, пояснение, вопросы;
5. кейс-метод;
6. метод проектов;
7. наглядный:
−

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм;

−

демонстрация возможностей устройства;

−

использование технических средств;

−

просмотр видеороликов;

8. практический:
−

практические задания;

−

анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.

22

Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности
материала, типа учебного занятия.
Формы обучения:
− фронтальная – предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. Для реализации обучения используется компьютер педагога с мультимедиа проектором, посредством которых учебный материал демонстрируется на общий экран. Активно используются Интернет-ресурсы;
− индивидуальная – подразумевает взаимодействие преподавателя
с одним обучающимся. Как правило данная форма используется в сочетании
с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем обучающийся выполняют индивидуальные задания или общие
задания в индивидуальном темпе;
− дистанционная – взаимодействие педагога и обучающихся между
собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты.
Для реализации дистанционной формы обучения весь дидактический материал размещается в свободном доступе в сети Интернет, происходит свободное общение педагога и обучающихся в социальных сетях, по электронной почте, посредством видеоконференции или в общем чате. Кроме того, дистанционное обучение позволяет проводить консультации обучающегося при самостоятельной работе дома.
Формы организации учебного занятия:
В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия
используются многообразные формы, которые несут учебную нагрузку
и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательной программы, в соответствии с возрастом обучающихся, составом группы,

23

содержанием учебного раздела: беседа, лекция, мастер-класс, практическое занятие, защита проектов, конкурс, «мозговой штурм», воркшоп, глоссирование,
деловая игра, квиз, экскурсия.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики
предметной области или конкретной программы на языке Python, которую
предстоит изучить. С этой целью педагог проводит демонстрацию презентации или показывает саму программу, а также готовые работы, выполненные в
ней. Закрепление знаний проводится c помощью практики отработки умений
самостоятельно решать поставленные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения.
Основные задания являются обязательными для выполнения всеми
обучающимися

группы.

Задания

выполняются

на

компьютере

с использованием интегрированной среды разработки. При этом обучающиеся
не только формируют новые теоретические и практические знания, но
и приобретают новые технологические навыки.
Методика обучения ориентирована на индивидуальный подход. Такая
форма организации обучения стимулирует интерес обучающегося к предмету,
активность и самостоятельность обучающихся, способствует объективному
контролю глубины и широты знаний, повышению качества усвоения материала обучающимися, позволяет педагогу получить объективную оценку выбранной им тактики и стратегии работы, методики индивидуального обучения
и обучения в группе, выбора предметного содержания.
В ходе обучения проводится промежуточное тестирование по темам
для определения уровня знаний обучающихся. Выполнение контрольных заданий

способствует

активизации

учебно-познавательной

деятельности

и ведёт к закреплению знаний, а также служит индикатором успешности образовательного процесса.

24

По типу организации взаимодействия педагогов с обучающимися при
реализации программы используются личностно ориентированные технологии, технологии сотрудничества.
Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимообучения; дифференцированного обучения; разноуровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; коллективной творческой деятельности; решения изобретательских задач; здоровьесберегающая технология.
Реализация программы предполагает использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая деятельность реализуется:
−

через создание безопасных материально-технических условий;

−

включением в занятие динамических пауз, периодической смены

деятельности обучающихся;
−

контролем соблюдения обучающимися правил работы на ПК;

−

через

создание

благоприятного

психологического

климата

в учебной группе в целом.
Дидактические материалы:
Методические пособия, разрабатываемые преподавателем с учётом
конкретных условий. Техническая библиотека объединения, содержащая
справочный материал, учебную и техническую литературу. Индивидуальные
задания.
Методическое обеспечение учебного процесса включает разработку
преподавателем методических пособий, вариантов демонстрационных программ и справочного материала.

25

Список литературы
Литература, использованная при составлении программы:
1. Изучаем Python: программирование игр, визуализация данных, веб-приложения. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2020.
2. Изучаем Python, том 1, 5-е изд.: Пер. с англ. — СПб.: ООО “Диалектика”,
2019.
3. Изучаем Python, том 2, 5-е изд. : Пер. с англ. — СПб. : ООО “Диалектика”, 2020.
4. Как устроен Python. Гид для разработчиков, программистов и интересующихся. — СПб.: Питер, 2019.
Литература для обучающихся и родителей:
1.

Джейми Чан. Python Быстрый старт, 352 стр. 2021 г. – СПб.: Питер,

2022 – 224 с.
2.

Дэвид Копец. Классические задачи Computer Science на языке

Python –СПб.: Питер, 2022 – 224 с.;
3.

Таненбаум Эндрю, Бос Херберт. Современные операционные си-

стемы. – СПб.: Питер, 2022 – 1120 с.;
Электронные ресурсы:
1. Code Basics: обучение базовым аспектам языков программирования
от образовательной платформы Hexlet. // [Электронный ресурс] URL:
https://ru.code-basics.com/ (дата обращения: 25.04.2023);
2. Питонтьютор. Бесплатный курс по программированию с нуля. //
[Электронный

ресурс]

URL:

https://pythontutor.ru/

25.04.2023);

26

(дата

обращения:

Приложение 1
Входное тестирование
(максимум 10 баллов: за верный ответ – 1 балл, за неверный – 0)
1.

Система условных знаков для представления информации называ-

ется:
А) код;
Б) алфавит;
В) язык.
2. Код населенного пункта Российской Федерации, состоящий из шести
цифр, называется:
А) адрес;
Б) координаты;
В) почтовый индекс.
3. В двоичном коде используются символы:
А) 1 и 0;
Б) 1 и 2;
В) А и B.
4. Код, используемый для записи музыки в виде символов, называется:
А) октава;
Б) диаграмма;
В) ноты.
5. Свой специальный код Луи Брайль создал для:
А) для слепых;
Б) для глухих;
В) для неграмотных.
6. Кодирование это А) процесс создания языка программирования;
Б) создание новой системы условных знаков;
В) представление информации с помощью некоторого кода.
7. Информация в памяти компьютера представлена:
А) в виде двоичного кода;
Б) в виде восьмеричного кода;
В) зависит от типа информации.
8. Для того, чтобы произошла передача информации, кроме ее приема,
необходимо?
27

А) расшифровка;
Б) ответ;
В) обработка.
9. Система условных знаков для представления информации называется:
А) скрипт;
Б) код;
В) шрифт.
10. Кодирование это А) представление информации с помощью некоторого кода;
Б) система условных знаков для представления информации;
В) способ шифрования данных.

28

Приложение 2
Лист оценки работы обучающихся
в процессе разработки программы
№ группы: ________

№
п/п

ФИ
обучающегося

Сложность
языка разработки
(по шкале
от 0 до 5 баллов)

Дата: _______________
Соответствие
написания
программного
кода поставленной задаче
(по шкале
от 0 до 5 баллов)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

29

Презентация
модели
по плану. Степень владения
специальными
терминами (по
шкале от 0 до 5
баллов)

Степень увлеченКол-во воности процессом
просов
и стремления
и затруд-нек оригиналь-ноний
сти при выполне(по шкале от
нии заданий
0 до 5 бал(по шкале от
лов
0 до 5 баллов)

Приложение 3
Пример контрольного тестирования
(максимум 25 баллов)
№

Вопросы

1 Что выведет следующий фрагмент кода? (2 балла)

Верный ответ
2.0

x = 4.5
y=2
print(x // y)
Варианты ответов:
1) 2.0
2) 2.25
3) 9.0
4) 20.25
5) 21
2 Что выведет следующий код, при его исполнении? Используется Python 3.x. (2 балла)
print(type(1 / 2))
Варианты ответов
class 'int'
class 'number'
class 'float'
class 'double'
class 'tuple'

30

class 'float'

3 Что будет напечатано? (2 балла)
kvps = {"user","bill", "password","hillary"}

Ничего.
TypeError.

print(kvps['password'])
Варианты ответов:
1) user
2) bill
3) password
4) hillary
5) Ничего. TypeError.
4 Что будет напечатано? (2 балла)

to

name = "snow storm"
print("%s" % name[6:8])
Варианты ответов:
1) st
2) sto
3) to
4) Syntax Error
5 Что напечатает следующий код: (2 балла)
word = 'foobar'
print(word[3:] + word[:3])
Варианты ответов:
1) foobar
2) obarof
3) barfoo
4) SyntaxError

31

barfoo

6 Что выведет следующая программа? (2 балла)

3

x = True
y = False
z = False
if not x or y:
print(1)
elif not x or not y and z:
print(2)
elif not x or y or not y and x:
print(3)
else:
print(4)
Варианты ответов:
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
7 Что выведет следующая программа? (3 балла)
a = [1,2,3,None,(),[],]
print(len(a))
Варианты ответов
1) 4
2) 5
3) 6
4) 7

32

6

8 Имеем следующую последовательность действий, чему
равна переменная L2 ?: (3 балла)

[24,3,4]

>>> L1 = [2, 3, 4]
>>> L2 = L1
>>> L1[0] = 24
>>> L1
[24, 3, 4]
>>> L2
Варианты ответов:
1) [2,3,4]
2) [24,3,4]
3) [2,3,24]
4) [3,4,2]
9 Что покажет этот код? (3 балла)
for i in range(5):
if i % 2 == 0:
continue
print(i)
Варианты ответов:
1) Ошибку, так как i не присвоена
2) Ошибку из-за неверного вывода
3) Числа: 1, 3 и 5
4) Числа: 0, 2 и 4
5) Числа: 1 и 3

33

Числа: 1 и 3

10 Что покажет этот код? (4 балла)
for j in 'Hi! I\'m mister Robert':
if j == '\'':
print ("Найдено")
break
else:
print ("Готово")
Варианты ответов:
1) Ошибку в коде
2) "Найдено" и "Готово"
3) "Готово"
4) "Найдено"

34

"Найдено"

Приложение 4
Примерные темы итоговых проектов
1. Разработка игры «Шахматы» для двух игроков с консольным интерфейсом.
2. Разработка игры «Змейка» с графическим интерфейсом (Tkinter).
3. Разработка игры «Футбол» с графическим интерфейсом.
4. Создание приложения для автоматической генерации писем и документов
по шаблону MS Word.
5. Создание консольного графического редактора (применение фильтров, изменение размеров, повороты изображения и пр.).

35

Приложение 5
Критерии оценки итоговых проектов
№ группы:

Дата: _______________

№ ФИО обучающе-Соответствие Сложность Качество реа- Степень владе- Презентап/п
гося
теме
алгоритмов, лизации (по ния материалом
ция
(по шкале от структур
шкале
(по шкале от 0 (по шкале
0 до 10 балданных от 0 до 10 бал- до 10 баллов) от 0 до 10
лов)
(по шкале от
лов)
баллов)
0 до 10 баллов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

36

№
п/п

Группа:

Значение метапредметных результатов обучающихся:
3 балла – качество проявляется систематически
2 балла – качество проявляется ситуативно
1 балл – качество не проявляется
Октябрь-декабрь 2024 года

Показатель
по
группе
(среднее
арифметическое)

Значение показателя по группе:
1 - 1,7 балла – низкий уровень развития качества в группе
1,8 - 2,5 балла – средний уровень развития качества в группе
2,6 - 3 балла – высокий уровень развития качества в группе
Февраль-март 2025 года
Май-июнь 2025 года

Результат

Знает правила поведение при работе с компьютерной техников

Умеет принять решение, а также формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение

Проявляет интерес к сфере программирования и
техническим видам творчества

Умеет самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать и обобщать ее

Критерии наблюдения
Умеет самостоятельно планировать последовательность своих действий для достижения поставленных
целей, а также грамотно распределять свое время и
ресурсы для получения максимально эффективного
результата

Результат

Знает правила поведение при работе с компьютерной техников

Умеет принять решение, а также формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение

Проявляет интерес к сфере программирования и
техническим видам творчества

Умеет самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать и обобщать ее

Критерии наблюдения

Умеет самостоятельно планировать последовательность своих действий для достижения поставленных
целей, а также грамотно распределять свое время и
ресурсы для получения максимально эффективного
результата

Результат

Знает правила поведение при работе с компьютерной техников

Умеет принять решение, а также формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение

Проявляет интерес к сфере программирования и
техническим видам творчества

Умеет самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать и обобщать ее

Умеет самостоятельно планировать последовательность своих действий для достижения поставленных
целей, а также грамотно распределять свое время и
ресурсы для получения максимально эффективного
результата

ФИ обучающегося

Приложение 6

Лист оценивания метапредметных результатов обучающихся
Критерии наблюдения

Группа:
Октябрь-декабрь 2024 года

Значение личностных результатов обучающегося:
3 балла – качество проявляется систематически
2 балла – качество проявляется ситуативно
1 балл – качество не проявляется

38

Февраль-март 2025 года

Показатель по группе
(среднее
арифметическое)

Значение показателя по группе:
1 - 1,7 балла – низкий уровень развития качества в группе
1,8 - 2,5 балла – средний уровень развития качества в группе
2,6 - 3 балла – высокий уровень развития качества в группе

Май-июнь 2025 года

Результат

Демонстрирует позитивное отношение к другому человеку, его
мнению, результату его деятельности

Проявляет ответственное отношение к обучению, способность довести до конца начатое дело

Критерии наблюдения
Проявляет усидчивость и внимательность во время занятий

Соблюдает правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой

Результат

Демонстрирует позитивное отношение к другому человеку, его
мнению, результату его деятельности

Проявляет ответственное отношение к обучению, способность довести до конца начатое дело

Критерии наблюдения
Проявляет усидчивость и внимательность во время занятий

Соблюдает правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой

Результат

Демонстрирует позитивное отношение к другому человеку, его
мнению, результату его деятельности

Проявляет ответственное отношение к обучению, способность довести до конца начатое дело

Проявляет усидчивость и внимательность во время занятий

Соблюдает правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой

ФИ обучающегося

№ п/п

Приложение 7

Лист экспертного оценивания личностных результатов обучающихся
Критерии наблюдения

Аннотация
Программа «Программирование на Python» имеет техническую направленность. Цель программы: формирование навыков работы с информацией, а
также получение первичного опыта работы с базовыми конструкциями языка
программирования Python.
Данная образовательная программа интегрирует в себе достижения
сразу нескольких традиционных направлений, а главной её особенностью является большой блок практических заданий и самостоятельная работа над решением поставленных задач: школьники учатся решать задачи без помощи
преподавателя, что способствует развитию у них навыков алгоритмического и
логического мышления, умению мыслить самостоятельно и повышает мотивацию учащихся к обучению.
Программа рассчитана на обучающихся 12–17 лет.
По уровню освоения программа стартового уровня. Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы и составляет 1 год (108 часов).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».