билет в будущие

Оглавление
Паспорт программы………………………………………………………
Пояснительная записка…………………………………………………..
Планируемые результаты…..……………………………………………
Учебно-тематический план «Билет в будущее»……………...………...
Содержание учебного плана………………………………….………….
Методическое обеспечение программы……………………...…………
Список литературы……………………………………………………….

3
4
7
8
10
12
13

Паспорт программы
Полное наименование программы «Билет в будущее»
Руководитель ОУ
Тарасова Ирина Михайловна
Исполнитель, юридический адрес – МБОУ «Шамарская СОШ № 26», п.
Шамары, ул. Первомайская, 31
ФИО автора
Дунькина Ирина Владимировна
Должность автора
Педагог доп. образования
Целевые группы
Обучающиеся в возрасте 14-17 лет
Цель программы приобретение обучающимися знаний и умений,
необходимых для адекватного выбора будущей профессии; планирование
своего профессионального пути; формирование способности соотносить свои
индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с
требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию.
Направленность
Социально-гуманитарная
Срок реализации программы
1 год
Уровень освоения программы
ознакомительный
Краткое содержание программы – Программа «Билет в будущее» помогает
учащимся определить наличие и направленность своих профессиональных
интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для
овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его
о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит
с правилами принятия решения и планирования своего профессионального
пути.

Пояснительная записка
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден
задуматься о своем будущем после окончания школы. Вопрос о поиске,
выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле
судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному
пути.
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а
сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями,
происходящими в нашем обществе.
По статистике огромное количество россиян не работают по полученной
профессии. По статистике, в целом по стране порядка 65-70% выпускников
не работают по специальности. На эту ситуацию влияет много факторов, в
том числе и неправильный выбор будущей профессии.
По данным социологических опросов, каждый четвертый молодой
человек выбирает профессию по совету более авторитетных друзей.
Очевидно, что при таком подходе выбора профессии возникает опасность
выбрать не ту, которая подходит для конкретного человека. При этом,
человек может разочароваться не только в профессии, но и в самом себе, что
может привести к возникновению разных комплексов, плохой адаптации к
меняющимся условиям, общему дискомфорту. Поэтому наряду с хорошо
разработанной информационной ориентацией не менее важно научиться
разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии,
интересах, склонностях и предпочтениях.
Описание нормативно-правовой базы:
Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана с
учетом:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (последняя редакция);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории «Свердловской области на
период до 2035 года»;
- проект Свердловской области «Успех каждого ребенка»
Государственной программы Свердловской области «Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до
2025 года» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской
области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП «Об утверждении государственной
программы Свердловской области «Развитие системы образования и
реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»);
- Методические рекомендации по проектированию и разработке
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском
округе;
- Устава МБОУ «Шамарская СОШ № 26»
- Образовательной программы МБОУ «Шамарская СОШ № 26».
Программа
модифицированная,
имеет
социально-гуманитарную
направленность. Уровень реализации
содержания программы
–
ознакомительный. В основу положена программа курса занятий по
профориентации Е.А. Климова «Мои профессиональные намерения» и в ней
рассматриваются:
классификация профессий по типам, классам, группам, отделам;
формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»;
склонности и интересы в профессиональном выборе;
возможности личности в профессиональной деятельности;
рынок труда и современные требования к профессионалу;
интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде;
слагаемые выбора профессии.
Актуальность программы обусловлена вопросом, важным для всех
подростков - «кем стать?». Этот вопрос задавал, задает и будет задавать
буквально каждый ученик школы без исключения. Программа «Билет в
будущее» помогает учащимся определить наличие и направленность своих
профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств,

необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда;
информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей
профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего
профессионального пути.
Педагогическая целесообразность внедрения программы. Чтобы
сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее
популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования
предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные
особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента,
характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию
готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Работа
именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим
приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире
профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой
профессиональный выбор.
Новизной программы является системный подход к содержанию
профориентационной подготовки подростков в условиях дополнительного
образования.
Отличительная особенность. В настоящее время не существует
общепринятой универсальной методики для выявления профессиональных
интересов и склонностей. На практике применяют различные методики
профориентации, которые основаны на теоретических подходах. Полученные
результаты с помощью применения этих методик не всегда могут совпадать
межу собой, однако применяемые методики, несомненно, дополняют друг
друга.
Методики, используемые в ходе данного курса, могут быть полезны для
более дифференцированного выбора конкретной специальности в пределах
выбранного типа и класса профессий.
Цели программы - приобретение обучающимися знаний и умений,
необходимых для адекватного выбора будущей профессии; планирование
своего профессионального пути; формирование способности соотносить свои
индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с
требованиями выбираемой профессии; содействие личностному развитию.
Задачи:
Обобщить знания обучающихся о сферах трудовой деятельности,
профессиях, карьере.
1. Сформировать знания и умения объективно осуществлять
самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить
их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
2. Развивать представление о современном рынке труда, потребности в
трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
3. Развивать интерес к трудовой деятельности.

4. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание
своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к
реализации себя в будущей профессии.
Учебные занятия по форме, содержанию и способу организации учебной
деятельности, по принципам взаимодействия с обучающимися во многом
отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде
всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего,
безоценочном принятии обучающихся.
Уровень реализации содержания программы – ознакомительный.
При реализации данной программы могут быть использованы
дистанционные формы обучения.
Программа состоит из двух разделов:
I. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессия.
II. Мир профессионального труда.
Формы занятий: В основу проведения занятий по программе положен
практико-ориентированный подход в обучении. Изучение программного
материала происходит в ходе лекционных и практических занятий, в том числе
практикумов, тренингов, дискуссий, игр, упражнений. Возможно проведение
комбинированных занятий. В ходе занятий применяются различные методы
обучения: теоретические (анализ, рассказ, характеристика, объяснение,
инструктирование, обсуждение) и практические (упражнение, демонстрация,
моделирование трудовых действий, презентация материалов). Особое место в
рамках процесса обучения отводится таким методам, как диагностика,
наблюдение, тестирование
Планируемые результаты.
метапредметные:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции;
умения ставить перед собой цели и определять задачи;
умения осуществлять самонаблюдение, самооценку;
предметные:
умения применять знания по психологии;
умения анализировать информацию о работе;
умения составлять резюме;
умения проводить самопрезентацию;
личностные:
формирование коммуникативной компетенции;
осознание возможностей самореализации;
профессиональное и жизненное самоопределение.

В целом,
данный
курс
способствует
активизации
процесса
самопознания. Он позволит обучающимся сориентироваться в профессиях и
специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к
удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к своим
способностям, склонностям, характеру, темпераменту, поможет оценить свои
возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессий.
Учебно-тематический план
«Билет в будущее»
№п/
п

Тема,
содержание

Вводное
занятие
1. Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности во
время занятий и
массовых
мероприятий.
Знакомство с
курсом «Билет в
будущее». Что
такое
профориентация
.
Раздел I. Путь
к
самопознанию.
Образ «Я» и
профессия
1. Факторы,
влияющие на
выбор
профессии.
Типы профессий
по предмету
труда.
Психологическа
я игра «Выбор
профессии».

Количество часов
Всего
Теория
Практика
часов
1
1
0
1

1

0

20

11

9

2

1

1

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
Опрос

Тренинг

2. Склонности и
интересы.
3. Способности.
4. Мышление.
Развитие
мышления.
5. Внимание.
Виды внимания.
Внимательность
.
6. Что такое
темперамент.
Виды
темперамента.
7. Что такое
общение.
Вербальное и
невербальное
общение.
8. Что такое
конфликты.
Виды
конфликтов.
9. Воля. Волевые
качества
личности.
Развитие
волевых качеств
и умение
управлять
собой.
10.Эмоции и
чувства.Внутрен
ний мир
человека и
возможности
его познания.
Раздел II. Мир
профессиональ
ного труда.
1. Труд как
потребность
человеческой
жизни.

2

1

1

Опрос

2
2

1
1

1
1

Опрос
Тестирование

2

1

1

Тестирование ,
тренинг

2

1

1

Тестирование

2

1

1

Тестирование

2

1

1

Тренинг

2

1

1

Тренинг

2

1

1

Тренинг

15 ч.

11

4

1

1

0

Опрос

2.

3.

4.

5.

Совершенствова
ние человека в
труде.
Профессионализ
м.
Многообразие
мира
профессиональн
ого труда.
Общее, частное
и единичное
разделение
труда.
Функционально
е разделение
труда и
возникновение
профессий и
специальностей.
Что такое труд.
Двойственная
природа труда.
Содержание
труда.
Творчество в
труде.
Практикум
«Социальнопрофессиональн
ая мобильностькачество
современного
человека».
Характер труда
в
профессиональн
ой деятельности
Цели
профессиональн
ого труда.
Средства труда,
в
профессиональн
ой

1

1

0

Опрос

1

1

0

Опрос

1

0

1

Дискуссия

1

1

0

Опрос

деятельности..
6. Проблемность
трудовых
ситуаций.
Коллективность
трудового
процесса.
7. Самостоятельно
сть в
профессиональн
ой
деятельности.
Особенности
деловых
контактов в
труде.
Ответственност
ьв
профессиональн
ой
деятельности.
8. Игра «Деловой
этикет. Как
грамотно
составить
резюме».
9. Качества
профессионалов
21 века.
Условия
профессиональн
ого труда.
10.Профессиограм
ма и анализ
профессии.
Формула
профессии.
11.Многообразие
мира профессий.
Новые
профессии
нашего времени.
12.Можно ли
работать дома:

1

1

0

Опрос

1

1

0

Опрос

1

0

1

Резюме

1

1

0

Опрос

1

0

1

Составить
профессиограмму
и формулу
профессии

1

1

0

Опрос

1

1

0

Опрос

удаленные
профессии и
«фриланс»
13.За что люди
получают
зарплату.
Основные
принципы
формирования
рынка труда.
Почему люди
становятся
безрабоными.
14.Где можно
получить
профессию.
Система
среднего
профессиональн
ого образования
в России.
15.Итоговое
занятие.
Всего:

1

1

0

Опрос

1

1

0

Опрос

1

0

1

36 часов
Содержание учебного плана

1. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи учебного года. Инструктаж по технике безопасности
во время занятий и массовых мероприятий. Знакомство с курсом «Билет в
будущее».
Раздел
I. Путь к с амопознанию. Образ «Я» и профессия
1.Теория. Факторы, влияющие на выбор профессии. Типы профессий по
предмету труда. Типы профессий по предмету труда.
Практика.Психологическая игра «Выбор профессии»
2.Теория. Склонности и интересы.
Практика.Проведение тестов.
3.Теория.Что входит в понятие способности.
Практика.Проведение тестов.Определение способностей.

4.Теория. Что такое мышление.
Развитие мышления.
Практика. Тестирование «Развитие мыслительных операций»
5.Теория.Что такое внимание, виды внимания.
Практика.
Проведение
тестов
на
внимательность.
6.Теория.
Что
такое
темперамент.
Виды
темперамента.
Практика.
Проведение
теста
на
определение
темперамента.
7.Теория. Что такое общение. Вербальное и невербальное общение.
Практика. Проведение тестов «На сколько хорошо вы понимаете язык тела.»
8.Теория.Что такое конфликты. Виды конфликтов.
Практика. Проведение тренинга «Конфликт. Решение конфликтов»
9.Теория.Что такое воля. Волевые качества личности. Развитие волевых
качеств и умение управлять собой.
Практика. Проведение тренинга « Управление волевыми качествами»
10.Теория.Что такое эмоции и чувства. Внутренний мир человека и
возможности его познания.
Практика .Проведение тренинга «Как быть с эмоциями»
Раздел II. Мир профессионального труда .
1.Теория.Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование
человека в труде. Профессионализм.
2.Теория.Многообразие мира профессионального труда. Общее, частное и
единичное разделение труда. Функциональное разделение труда и
возникновение профессий и специальностей .
3.Теория.Что такое труд. Двойственная природа труда. Содержание труда.
Творчество в труде.
4.Практика.Проведение дискуссии на тему «Социально-профессиональная
мобильность-качество современного человека».
5.Теория.Характер труда в профессиональной деятельности Цели
профессионального труда. Средства труда, в профессиональной деятельности.
6.Теория.Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового
процесса.
7.Теория.Самостоятельность в профессиональной деятельности. Особенности
деловых контактов в труде. Ответственность в профессиональной
деятельности.
8.Практика.Составление резюме.
9.Теория.Качества профессионалов 21 века. Условия профессионального
труда.
10.Практика.Составление профессиограммы и формулы профессии.
11.Теория.Многообразие мира профессий. Новые профессии нашего времени.
Система среднего профессионального образования в России.
12.Теория.Можно ли работать дома:удаленные профессии и «фриланс».
13

13.Теория.За что люди получают зарплату. Основные принципы
формирования рынка труда. Почему люди становятся безработными.
14.Теория.Где можно получить профессию. Система среднего
профессионального образования в России.
15.Теория. Подведение итогов. Обобщение приобретенных обучающимися
знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе
профессии и планирования своего профессионального пути.
Методическое обеспечение программы
Практические занятия по программе «Путь к профессии» представляют
собой занятия (или практическую часть занятия), по решению прикладных
задач, образцы которых были даны в процессе изучения теоретических тем.
Практическое занятие должно быть нацеленным на формирование
определенных умений и закрепление определенных навыков, поэтому цель
занятия должна быть заранее известна и понятна учащимся.
Формами проведения практической части занятий могут быть:
дискуссии, тестирование, экскурсии, защита проектов, деловые игры, миниигры, выездные занятия, профессиональные пробы, участие в конкурсах,
фестивалях, массовых, творческих мероприятиях и т.д., с учетом социальнопедагогической направленности профориентационной программы.
Материально-техническое обеспечение:
бланки тестов (в том числе промежуточных и итоговых), диагностик,
опросников, трудовых контрактов, профплана, резюме, методик
самодиагностики, профессиограмм;
схемы, таблицы, анкеты, памятки родителям и учащимся;
справочная литература;
компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Internet
информационно-поисковые системы ИПС, ресурсы сети Internet;
самостоятельно разработанный педагогом электронный ресурс
«Траектория профессиональной мобильности»;
печатная реклама и агитация;
учебные фильмы и видеофильмы, презентации, видеоролики;
средства массовой информации;
«Ярмарки профессий» и их модификации;
материально-техническая база предприятий, разрешенная для
профориентации школьников, в процессе экскурсий.

Список литературы для педагога
1. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. Кн.2/Под
ред. К.М.Гуркевича, В.И.Лубовского. М., 1982.
2. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 Свременные профессии и
специальности 111информационных профессиограмм: Справочники. Ростовна-Дону» Феникс», 2010.
3. Климов
Е.А.
Психолого-педагогические
проблемы
профессиональной консультации. М., 1983. (Новое в жизни, науке, технике.
Сер. «Педагогика и психология», №2)
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. –
Ростов н/д., 1996.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение:
Владос, 1994.- 576 с.
6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера,
2005.
7. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и
личностного самоопределения. Методическое пособие 2.-М.: Издательство
«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-80 с.
8. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и
личностного самоопределения. Методическое пособие 4.-М.: Издательство
«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-64 с.
9. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения.
Методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-56 с.
10. Психология популярных профессий/ Пд ред Л.А. Головей. – СПб.:
Речь, 2003.
11. Психодиагностические методы в работе психологической службы:
Метод. Пособие.: Санкт-Петербург: АОУ ВПО «Ленинградский ГУ им. А.С.
Пушкина», 2009.
12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.
13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2004.
14. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.:
Просвещение, 2005.
15.Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и
профессиональная карьера молодежи. М., Просвещение, 1997.
16.Энциклопедический справочник: 2000 профессий. - Минск,198

Список литературы для обучающихся
1.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред.
шк. М., 1990.
2. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная
карьера молодежи. М., Просвещение, 1997
3.Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ
«Перспектива», 2002.
4.ПряжниковН.С.Ценностно-нравственныеактивизирующие
опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое
пособие 3.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1997.-64 с.
5.Тющев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер,2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».