Медиацентр

Оглавление
Паспорт программы ...................................................................................
Пояснительная записка .............................................................................
Учебный план .............................................................................................
Содержание программы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
Методическое обеспечение­­­­­­­­­­­­­­­­­...
1) Материально-техническое обеспечение­­­­­­­­­­­
2) Методические и дидактические материалы ..............................................
3) Оценочные материалы…………………………………………………………………………………………….

Паспорт программы
Полное наименование программы Медиацентр
Руководитель ОУ
Тарасова Ирина Михайловна
Исполнитель, юридический адрес - МБОУ «Шамарская СОШ № 26¬,
Свердловская область, Шалинский район, п. Шамары, ул. Первомайская, 31
ФИО автора
Попова Анастасия Игоревна
Должность автора
Учитель
Целевые группы
Обучающиеся в возрасте 10-17 лет
Цель программы - создание условий для самореализации обучающихся,
развитие коммуникативных и творческих способностей через привлечение
детей к издательскому делу.
Направленность техническая
Срок реализации программы 1 год
Уровень освоения программы Ознакомительный
Краткое содержание программы - Программа «Медиацентр¬ представляет
собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у учащихся
медиакультуры и ключевых информационных и телекоммуникационных
компетентностей современного общества. Учащиеся получат возможность
познакомиться и по-работать с различными видами информации
представленными в текстовом формате, в формате аудио, в формате фото, в
формате видео

Пояснительная записка
Направленность программы – техническая
Изменение информационной структуры общества требует нового
подхода к формам работы с детьми. Появились новые форматы СМИ,
Интернет постепенно вытесняет печатные издания, информационный поток,
получаемый человеком за день, неуклонно растет. Информация, потребляемая
человеком, а тем более ребенком, должна быть в первую очередь полезна и
необходима. В связи с этим одна из задач современного образования – научить
ребенка владеть информацией, анализировать её и творчески осмыслять.
Один из важных результатов программы – участие ребят (разработка
медиаконтента, реализация собственных журналистских проектов, освещение
различных событий и мероприятий) в работе специально созданной на базе
образовательной организации, единой информационно-медийной площадки Медиацентра образовательной организации. Он может включать большую
информационную структуру: собственный сайт, страницы во всех актуальных
на сегодняшний день социальных сетях, радио/подкастинг и теле/видеостудия. Участие в работе Медиацентра Образовательной организации
для современного ребенка - не только эффективный воспитательный рычаг, но
и инструмент формирования базовых компетенций: коммуникативной,
информационной, личностной и ценностно-смысловой для учащихся с любым
уровнем подготовки и возможностей здоровья. Все перечисленные
компетенции необходимы, как в учебной деятельности, так и в социальной
среде. Тем более что подростки нуждаются в собственной, внутренней
медиасреде, где они могли бы дискутировать между собой по важным
общественным вопросам, а также затрагивать в процессе работы и интересные
лично для них темы. Участие в создании Медиацентра способствует
индивидуальному развитию детей и подростков, так как способствует их
самореализации, умению грамотно и осознанно выражать свои мысли и
делиться ими с окружающими.
В процессе журналистской работы дети научатся не только рационально
использовать информацию и работать с ней, но и получат практический опыт
в данной сфере, что может повлиять на их дальнейшее самоопределение и
выбор будущей деятельности. На занятиях отрабатывается авторская позиция,
самопрезентация и умение работать в коллективе. Таким образом, создаются
условия для формирования информационно-нравственной компетенции
учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Нормативно-правовая база:
Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации¬;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам¬;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам¬, утвержденный приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196,
- Концепцией развития дополнительного образования детей
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и
науки Российской Федерации «О направлении информации¬ (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)¬,
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей¬;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи¬
(утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории «Свердловской области на
период до 2035 года¬;
- Постановлением главы Шалинского городского округа от 23 декабря
2020 года № 114 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании детей¬;
- распоряжением Управления образованием Шалинского городского
округа от 30 августа 2019 года № 151-О «О создании и функционировании
муниципального опорного центра дополнительного образования детей в
Шалинском городском округе¬.

Характеристика предмета или вида деятельности:
Медиаобразование и медиаграмотность – важнейшая часть жизни
современного общества, в котором медиа понимается как «общественное
благо¬ и институт для развития граждан. Министерство связи и массовых
коммуникаций РФ внесло медиаобразование в число приоритетных
направлений развития медиаотрасли. Данная программа представляет собой
курс, позволяющий познакомить подростков не только с основами
журналистики в целом и медиаграмотности как важнейшего феномена
современной информационной культуры, но и погрузиться в журналистскую
работу по модели настоящей редакции. Программа направлена на изучение
основ журналистики, формирование ответственного отношения к
информации, предлагаемой современными СМИ, воспитание грамотного
поведения в современном медиапространстве.
Новизна:
Новизна данной программы заключается в использовании современных
методик и технологий, возможности более углубленного изучения
гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными
компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного
поля позволяет расширять и дополнять учебную программу - это еще один из
элементов новизны данной программы.
Актуальность:
СМИ сегодня можно рассматривать как один из эффективнейших
инструментов, формирующих наше сознание, жизненные ценности и
ориентиры, оценку событий, происходящих в социуме, моральные и этические
понятия. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства
слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать
интересную информацию, оперативно распорядиться ею в избранном для
подачи материала интернет-ресурсе и/или печатной газете.
Особенности реализации программы
Отличительная особенность данной программы заключается в
профориентационном подходе. Взаимодействие учащихся в объединении
строится по модели настоящей редакции и включает все направления
современного журналиста: изучение основ практической журналистской
работы, особенностей современной редакции, технической базы (аудио и
видеоаппаратуры, программ для редактирования аудио и видео, онлайнсервисов и приложений). Всё это необходимо для погружения в реальную
корреспондентскую работу.
Такой подход, направленный на социализацию ребенка и активизацию
его собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя

в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом
подростковом возрасте, что повышает и самооценку учащегося, и его оценку
в глазах окружающих.
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов
речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, призвана помочь учащимся
в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы
они самостоятельно могли изучить, оценить и рассказать о происходящих
событиях, высказаться о своём социальном окружении.
Программа подразумевает теоретическую и практическую подготовку и
позволяет использовать навыки, полученные во время обучения основам
журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой
коммуникации общества.
Цель: создание условий для самореализации обучающихся, развитие
коммуникативных и творческих способностей через привлечение детей к
издательскому делу.
Задачи:
Обучающие
● Сформировать представление о влиянии, развитии журналистики на
общество в историческом аспекте, социальную роль профессии;
● Сформировать базовые знания о тексте, как основном инструменте работы
журналиста;
● Изучить практические основам журналистского мастерства;
● Изучить журналистские материалы всех основных жанров;
● Сформировать практические навыки работы во направлениях
журналисткой деятельности: ТВ, печатная пресса и интернет-СМИ.
● Сформировать представление о профессиях, связанных с медиа через
изучение профессии журналиста и погружение в ее практическую сторону.
Воспитательные
● Способствовать формированию нравственных основ личности будущего
журналиста;
● Воспитывать творческую активность;
● Сформировать этические нормы общения;
● Сформировать критерии оценки себя, других, своего продукта и
коллектива.
Развивающие

● Способствовать развитию творческого потенциала журналиста;
● Развивать коммуникативные компетенции в процессе совместной
деятельность со взрослыми и сверстниками;
● Способствовать развитию информационной компетентности подростков;
● Способствовать развитию критического мышления;
● Способствовать развитию самостоятельности и познавательной активности
подростков;
● Способствовать развитию умения планировать и доводить начатое до
конца.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
● будут знать особенности влияния журналистики на общество в
историческом аспекте, а также социальную роль профессии;
● будут знать особенности текста, как основного инструмента работы
журналиста;
● будут знать практические основы журналистского мастерства;
● будут знать специфику создания материалов во всех основных жанрах;
● будут сформированы практические навыки работы во всех направлениях
журналистской деятельности (ТВ, радио, печатной прессе, интернет-СМИ).
Личностные:
● будут сформированы нравственные основы личности будущего
журналиста;
● будет воспитано стремление к творческой активности;
● будут сформированы этические нормы общения;
● будет сформированы внутренние критерии самооценки, оценки
собственного продукта и работы коллектива.
Метапредметные:
● будут развиты творческие способности подростков;
● будут развиты коммуникативные компетенции подростков;
● будет развита информационная компетентность подростков;
● будет развито критическое мышление;
● будет развита познавательная активность подростков
● включенность ребенка в социальное взаимодействие со взрослыми и
сверстниками, способность вступать в коммуникацию и решать
коммуникативные задачи

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество
подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов
обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Формы проведения занятий:
 лекция;
 мастер-класс;
 дискуссия;
 презентация;
 творческая мастерская;
 круглый стол;
 защита проекта;
 игра;
 ролевая игра;
 пресс-конференция;
 интервью;
 брифинг;
 онлайн-конференция;
 телемост;
 дебаты.
Виды деятельности обучающихся:
 сбор информации: анкетирование, социологический опрос и др.;
 чтение и обсуждение материалов из электронных и печатных СМИ;
 написание отзывов и статей;
 подготовка материалов разных жанров и форматов для публикации в
Медиацентре;
 онлайн-трансляции в VK;
 запись подкастов;
 съёмка сюжетов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Формы

Результат

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Такой подход позволяет учащимся и активно слушать, и делиться
своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать
чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом
мнении, вскрывать его неполноту.
Групповое обучение привносит новизну в организацию
классического образовательного процесса, способствует развитию
социально-значимых отношений между педагогом и группой
учащихся, а также учащихся между собой в группе. Происходит
обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на
собственную деятельность со стороны, оценивать свои действия и
реагировать на работу других, учитывая важность личного вклада
каждого участника.
Индивидуальная форма организации учебной работы учащихся
предполагает, что каждый из них получает для самостоятельного
выполнения задание, подобранное в соответствии с его
подготовкой и учебными возможностями.
В качестве таких заданий может быть работа с учебной и научной
литературой, разнообразными источниками, написание текстов,
проведение радиоэфира, подготовка личного проекта и т.д.
Индивидуальную работу целесообразно проводить при решении
различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их
закрепления, для точечного формирования и закрепления умений и
навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля,
для овладения исследовательским методом и т.д.

Методические материалы
Педагогические технологии
Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Достигаемые результаты
Создание
в
учебной
деятельности
проблемных ситуаций и организация
активной самостоятельной деятельности
учащихся по их разрешению, в результате
чего происходит творческое овладение
знаниями,
умениями,
навыками,
развиваются мыслительные способности.
У педагога появляется возможность
помогать слабому, уделять внимание
сильному, реализуется желание сильных
учащихся быстрее и глубже продвигаться в
образовании.
Сильные
учащиеся
утверждаются в своих способностях,
слабые получают возможность испытывать
учебный успех, повышается уровень
мотивации обучения.

Проектные методы обучения

Исследовательские методы в обучении

Технология использования в обучении
игровых методов:
ролевых, деловых, и других видов
обучающих игр
Обучение в сотрудничестве (командная,
групповая работа)

Информационно-коммуникационные
технологии

Работа по данной методике дает
возможность развивать индивидуальные
творческие способности учащихся, более
осознанно подходить к профессиональному
и социальному самоопределению.
Дает
возможность
учащимся
самостоятельно пополнять свои знания,
глубоко вникать в изучаемую проблему и
предполагать пути ее решения, что важно
при формировании мировоззрения. Это
важно для определения индивидуальной
траектории развития каждого школьника.
Позволяет расширить кругозор, развивать
познавательную
деятельность,
сформировать определенные умения и
навыки, необходимые в практической
деятельности,
а
также
развивать
общеучебные умения и навыки.
Сотрудничество трактуется как идея
совместной развивающей деятельности
взрослых и детей, Суть индивидуального
подхода в том, чтобы идти не от учебного
предмета, а от ребенка к предмету, идти от
тех возможностей, которыми располагает
ребенок,
применять
психологопедагогические диагностики личности.
Изменение и неограниченное обогащение
содержания образования, использование
интегрированных курсов, доступ в
интернет.

Промежуточная аттестация и текущий контроль
Данный раздел содержит материалы, необходимые для оценивания
степени достижения планируемых результатов, и состоит из краткого
описания диагностических материалов, позволяющих определить уровень и
качество освоения программы.
Для отслеживания результатов образовательной деятельности по
программе проводится: входной, текущий, промежуточная аттестация и
итоговый контроль.
Виды
и
формы
промежуточной Формы контроля
аттестации и текущего контроля Виды
контроля, периодичность

Входной
контроль
–
оценивание
стартового
уровня
образовательных
возможностей учащихся при поступлении в
объединение.
Текущий контроль - оценивание уровня и
качества
освоения
тем/разделов
осуществляется на занятиях в течение всего
учебного года.

Промежуточная аттестация – оценка
уровня и качества освоения учащимися
АДООП по итогам изучения раздела, темы
или в конце определенного периода
обучения.

Беседа
Выполнение заданий
Наблюдение
Анкетирование
Наблюдение
Умение держать игру
Демонстрация навыков в заданиях и
упражнениях
Выполнение цикла упражнений
Демонстрация навыков
Творческий отзыв
Беседа
Демонстрация навыков
Подготовка текстов в разных жанрах
Подготовка и запись подкаста
Съемка интервью
Тестирование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МЕДИАЦЕНТР¬
№ урока

Тема, содержание раздела

Раздел 1. История журналистики
1.

Вводное занятие.
На подступах к журналистике.
История журналистики России.

П
л
а
н
и
р
у
е
м
ы
е
с
р
о
к
и

Журналистика современности
Профессиональная этика журналиста
Раздел 2. Литературная и газетная статья
Литературная и газетная статья.
Требования к литературной и газетной
заметке.
Виды литературных и газетных статей.
Обучение созданию текста.
Жанр как форма выступления
журналиста. Отработка навыков
написания произведений различных
жанров.
Раздел 3. Основы оформительской работы
Основы оформительской работы.
Возможности программы Microsoft
P
o
w
Роль
изобразительно-выразительных
e
средств
в популярности периодических
r
изданий.
P
Раздел 4. Компьютерные технологии в СМИ.
Программы обработки фото- и
o
видеофайлов
i
Компьютерные
технологии в СМИ.
n
Программы
обработки фото- и
t
видеофайлов
Программы обработки фотофайлов.
Программа Adobe Photoshop.
Программы обработки видеофайлов.
Тренинг обработки фотофайлов.
Тренинг обработки видеофайлов.
Раздел 5. Подготовка текста и поиск информации для публикаций и видеороликов.
Создание фотопрезентаций, видеороликов и видеофильмов
Подготовка текста и поиск информации
для публикаций и видеороликов.
Создание фотопрезентаций.
Создание видеороликов.

Сбор фото, видеоинформации об
основных школьных событиях.
Сбор информации о текущих событиях
для школьного сайта.
Разработка сюжета на основе
информации только из социальных
сетей.
Разработка стилевых решений в речи и
подаче для ведущего блогера.
Работа репортера и поиск трендов
Интервью, как один из самых
популярных жанров
Очное интервью. Работа с гостем.
Раздел 6. Социальные сети: поведение и общение, навыки самореализации
Соц.сети и их обитатели как источник
информации.
Стили подачи информации в сети.
Определение ЦА.
Проработка вариантов подачи одной и
той же информации под разные задачи.
Написание событийного поста.
Подкасты – золотой век разговорного
жанра
Практика публичных речей
Подведение итогов. Самоанализ
деятельности (личной и совместной).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».