Оглавление Паспорт программы ................................................................................... Пояснительная записка ............................................................................. Учебный план ............................................................................................. Содержание программы Методическое обеспечение... 1) Материально-техническое обеспечение 2) Методические и дидактические материалы .............................................. 3) Оценочные материалы……………………………………………………………………………………………. Паспорт программы Полное наименование программы Медиацентр Руководитель ОУ Тарасова Ирина Михайловна Исполнитель, юридический адрес - МБОУ «Шамарская СОШ № 26¬, Свердловская область, Шалинский район, п. Шамары, ул. Первомайская, 31 ФИО автора Попова Анастасия Игоревна Должность автора Учитель Целевые группы Обучающиеся в возрасте 10-17 лет Цель программы - создание условий для самореализации обучающихся, развитие коммуникативных и творческих способностей через привлечение детей к издательскому делу. Направленность техническая Срок реализации программы 1 год Уровень освоения программы Ознакомительный Краткое содержание программы - Программа «Медиацентр¬ представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у учащихся медиакультуры и ключевых информационных и телекоммуникационных компетентностей современного общества. Учащиеся получат возможность познакомиться и по-работать с различными видами информации представленными в текстовом формате, в формате аудио, в формате фото, в формате видео Пояснительная записка Направленность программы – техническая Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Появились новые форматы СМИ, Интернет постепенно вытесняет печатные издания, информационный поток, получаемый человеком за день, неуклонно растет. Информация, потребляемая человеком, а тем более ребенком, должна быть в первую очередь полезна и необходима. В связи с этим одна из задач современного образования – научить ребенка владеть информацией, анализировать её и творчески осмыслять. Один из важных результатов программы – участие ребят (разработка медиаконтента, реализация собственных журналистских проектов, освещение различных событий и мероприятий) в работе специально созданной на базе образовательной организации, единой информационно-медийной площадки Медиацентра образовательной организации. Он может включать большую информационную структуру: собственный сайт, страницы во всех актуальных на сегодняшний день социальных сетях, радио/подкастинг и теле/видеостудия. Участие в работе Медиацентра Образовательной организации для современного ребенка - не только эффективный воспитательный рычаг, но и инструмент формирования базовых компетенций: коммуникативной, информационной, личностной и ценностно-смысловой для учащихся с любым уровнем подготовки и возможностей здоровья. Все перечисленные компетенции необходимы, как в учебной деятельности, так и в социальной среде. Тем более что подростки нуждаются в собственной, внутренней медиасреде, где они могли бы дискутировать между собой по важным общественным вопросам, а также затрагивать в процессе работы и интересные лично для них темы. Участие в создании Медиацентра способствует индивидуальному развитию детей и подростков, так как способствует их самореализации, умению грамотно и осознанно выражать свои мысли и делиться ими с окружающими. В процессе журналистской работы дети научатся не только рационально использовать информацию и работать с ней, но и получат практический опыт в данной сфере, что может повлиять на их дальнейшее самоопределение и выбор будущей деятельности. На занятиях отрабатывается авторская позиция, самопрезентация и умение работать в коллективе. Таким образом, создаются условия для формирования информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Нормативно-правовая база: Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации¬; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам¬; - Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам¬, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, - Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации¬ (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)¬, - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей¬; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи¬ (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); - методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); - Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года¬; - Постановлением главы Шалинского городского округа от 23 декабря 2020 года № 114 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей¬; - распоряжением Управления образованием Шалинского городского округа от 30 августа 2019 года № 151-О «О создании и функционировании муниципального опорного центра дополнительного образования детей в Шалинском городском округе¬. Характеристика предмета или вида деятельности: Медиаобразование и медиаграмотность – важнейшая часть жизни современного общества, в котором медиа понимается как «общественное благо¬ и институт для развития граждан. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло медиаобразование в число приоритетных направлений развития медиаотрасли. Данная программа представляет собой курс, позволяющий познакомить подростков не только с основами журналистики в целом и медиаграмотности как важнейшего феномена современной информационной культуры, но и погрузиться в журналистскую работу по модели настоящей редакции. Программа направлена на изучение основ журналистики, формирование ответственного отношения к информации, предлагаемой современными СМИ, воспитание грамотного поведения в современном медиапространстве. Новизна: Новизна данной программы заключается в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу - это еще один из элементов новизны данной программы. Актуальность: СМИ сегодня можно рассматривать как один из эффективнейших инструментов, формирующих наше сознание, жизненные ценности и ориентиры, оценку событий, происходящих в социуме, моральные и этические понятия. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала интернет-ресурсе и/или печатной газете. Особенности реализации программы Отличительная особенность данной программы заключается в профориентационном подходе. Взаимодействие учащихся в объединении строится по модели настоящей редакции и включает все направления современного журналиста: изучение основ практической журналистской работы, особенностей современной редакции, технической базы (аудио и видеоаппаратуры, программ для редактирования аудио и видео, онлайнсервисов и приложений). Всё это необходимо для погружения в реальную корреспондентскую работу. Такой подход, направленный на социализацию ребенка и активизацию его собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку учащегося, и его оценку в глазах окружающих. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, призвана помочь учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они самостоятельно могли изучить, оценить и рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном окружении. Программа подразумевает теоретическую и практическую подготовку и позволяет использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Цель: создание условий для самореализации обучающихся, развитие коммуникативных и творческих способностей через привлечение детей к издательскому делу. Задачи: Обучающие ● Сформировать представление о влиянии, развитии журналистики на общество в историческом аспекте, социальную роль профессии; ● Сформировать базовые знания о тексте, как основном инструменте работы журналиста; ● Изучить практические основам журналистского мастерства; ● Изучить журналистские материалы всех основных жанров; ● Сформировать практические навыки работы во направлениях журналисткой деятельности: ТВ, печатная пресса и интернет-СМИ. ● Сформировать представление о профессиях, связанных с медиа через изучение профессии журналиста и погружение в ее практическую сторону. Воспитательные ● Способствовать формированию нравственных основ личности будущего журналиста; ● Воспитывать творческую активность; ● Сформировать этические нормы общения; ● Сформировать критерии оценки себя, других, своего продукта и коллектива. Развивающие ● Способствовать развитию творческого потенциала журналиста; ● Развивать коммуникативные компетенции в процессе совместной деятельность со взрослыми и сверстниками; ● Способствовать развитию информационной компетентности подростков; ● Способствовать развитию критического мышления; ● Способствовать развитию самостоятельности и познавательной активности подростков; ● Способствовать развитию умения планировать и доводить начатое до конца. Планируемые результаты обучения: Предметные: ● будут знать особенности влияния журналистики на общество в историческом аспекте, а также социальную роль профессии; ● будут знать особенности текста, как основного инструмента работы журналиста; ● будут знать практические основы журналистского мастерства; ● будут знать специфику создания материалов во всех основных жанрах; ● будут сформированы практические навыки работы во всех направлениях журналистской деятельности (ТВ, радио, печатной прессе, интернет-СМИ). Личностные: ● будут сформированы нравственные основы личности будущего журналиста; ● будет воспитано стремление к творческой активности; ● будут сформированы этические нормы общения; ● будет сформированы внутренние критерии самооценки, оценки собственного продукта и работы коллектива. Метапредметные: ● будут развиты творческие способности подростков; ● будут развиты коммуникативные компетенции подростков; ● будет развита информационная компетентность подростков; ● будет развито критическое мышление; ● будет развита познавательная активность подростков ● включенность ребенка в социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, способность вступать в коммуникацию и решать коммуникативные задачи ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Формы проведения занятий: лекция; мастер-класс; дискуссия; презентация; творческая мастерская; круглый стол; защита проекта; игра; ролевая игра; пресс-конференция; интервью; брифинг; онлайн-конференция; телемост; дебаты. Виды деятельности обучающихся: сбор информации: анкетирование, социологический опрос и др.; чтение и обсуждение материалов из электронных и печатных СМИ; написание отзывов и статей; подготовка материалов разных жанров и форматов для публикации в Медиацентре; онлайн-трансляции в VK; запись подкастов; съёмка сюжетов. Формы организации деятельности учащихся на занятии: Формы Результат Фронтальная Групповая Индивидуальная Такой подход позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. Групповое обучение привносит новизну в организацию классического образовательного процесса, способствует развитию социально-значимых отношений между педагогом и группой учащихся, а также учащихся между собой в группе. Происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на собственную деятельность со стороны, оценивать свои действия и реагировать на работу других, учитывая важность личного вклада каждого участника. Индивидуальная форма организации учебной работы учащихся предполагает, что каждый из них получает для самостоятельного выполнения задание, подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебной и научной литературой, разнообразными источниками, написание текстов, проведение радиоэфира, подготовка личного проекта и т.д. Индивидуальную работу целесообразно проводить при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для точечного формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Методические материалы Педагогические технологии Проблемное обучение Разноуровневое обучение Достигаемые результаты Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения. Проектные методы обучения Исследовательские методы в обучении Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Информационно-коммуникационные технологии Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Позволяет расширить кругозор, развивать познавательную деятельность, сформировать определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, а также развивать общеучебные умения и навыки. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психологопедагогические диагностики личности. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет. Промежуточная аттестация и текущий контроль Данный раздел содержит материалы, необходимые для оценивания степени достижения планируемых результатов, и состоит из краткого описания диагностических материалов, позволяющих определить уровень и качество освоения программы. Для отслеживания результатов образовательной деятельности по программе проводится: входной, текущий, промежуточная аттестация и итоговый контроль. Виды и формы промежуточной Формы контроля аттестации и текущего контроля Виды контроля, периодичность Входной контроль – оценивание стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение. Текущий контроль - оценивание уровня и качества освоения тем/разделов осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Промежуточная аттестация – оценка уровня и качества освоения учащимися АДООП по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения. Беседа Выполнение заданий Наблюдение Анкетирование Наблюдение Умение держать игру Демонстрация навыков в заданиях и упражнениях Выполнение цикла упражнений Демонстрация навыков Творческий отзыв Беседа Демонстрация навыков Подготовка текстов в разных жанрах Подготовка и запись подкаста Съемка интервью Тестирование ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МЕДИАЦЕНТР¬ № урока Тема, содержание раздела Раздел 1. История журналистики 1. Вводное занятие. На подступах к журналистике. История журналистики России. П л а н и р у е м ы е с р о к и Журналистика современности Профессиональная этика журналиста Раздел 2. Литературная и газетная статья Литературная и газетная статья. Требования к литературной и газетной заметке. Виды литературных и газетных статей. Обучение созданию текста. Жанр как форма выступления журналиста. Отработка навыков написания произведений различных жанров. Раздел 3. Основы оформительской работы Основы оформительской работы. Возможности программы Microsoft P o w Роль изобразительно-выразительных e средств в популярности периодических r изданий. P Раздел 4. Компьютерные технологии в СМИ. Программы обработки фото- и o видеофайлов i Компьютерные технологии в СМИ. n Программы обработки фото- и t видеофайлов Программы обработки фотофайлов. Программа Adobe Photoshop. Программы обработки видеофайлов. Тренинг обработки фотофайлов. Тренинг обработки видеофайлов. Раздел 5. Подготовка текста и поиск информации для публикаций и видеороликов. Создание фотопрезентаций, видеороликов и видеофильмов Подготовка текста и поиск информации для публикаций и видеороликов. Создание фотопрезентаций. Создание видеороликов. Сбор фото, видеоинформации об основных школьных событиях. Сбор информации о текущих событиях для школьного сайта. Разработка сюжета на основе информации только из социальных сетей. Разработка стилевых решений в речи и подаче для ведущего блогера. Работа репортера и поиск трендов Интервью, как один из самых популярных жанров Очное интервью. Работа с гостем. Раздел 6. Социальные сети: поведение и общение, навыки самореализации Соц.сети и их обитатели как источник информации. Стили подачи информации в сети. Определение ЦА. Проработка вариантов подачи одной и той же информации под разные задачи. Написание событийного поста. Подкасты – золотой век разговорного жанра Практика публичных речей Подведение итогов. Самоанализ деятельности (личной и совместной).