Объемное моделирование 3D ручкой

Оглавление
Пояснительная записка..................................................................................... 3
Актуальность...................................................................................................... 3
Цель программы:............................................................................................... 3
Задачи:................................................................................................................. 3
Ожидаемые результаты:..................................................................................... 6
Используемые технологии................................................................................. 6
Формы и методы организации деятельности педагога с учащимися............ 6
Сведения о практической реализации программы в ОО ................................ 8
Структурированное содержание программы .................................................. 8
Учебно-тематический план................................................................................ 9
Учебно-методическое обеспечение программы ........................................... 11
Список источников: ......................................................................................... 12

2

Паспорт программы
Полное наименование программы Объёмное моделирование 3D ручкой
Исполнитель, юридический адрес: МБОУ «Шамарская СОШ № 26»,
п.Шамары , ул. Первомайская, 31
ФИО автора Токарева Елена Ивановна
Должность автора Учитель
Целевые группы Обучающиеся в возрасте 10-16 лет
Число обучающихся в группе 15 обучающихся
Цель программы – Формирование среды, способствующей раскрытию
творческих способностей ребёнка и его психологической реабилитации с
помощью занятий техническим творчеством.
Срок реализации программы 1 год
Объем программы 36 учебных часов 1 год обучения
Тип программы и уровень освоения разноуровневого обучения уровень
освоения – ознакомительный
Краткое содержание программы – Растет число детей с особенностями
психофизического

развития,

которые

испытывают

трудности

в

формировании личностных качеств и усвоении норм нравственного
поведения, что важно для их трудового обучения и воспитания. Таким детям
сложно внимательно слушать инструкции и организовать свою работу.
Программа «Объёмное моделирование 3D ручкой» направлена на развитие
эстетического восприятия, изучение технических основ и формирование
навыков трудовой деятельности. Программа рассчитана на 36 часов в
течение года и помогает детям с задержкой психического развития
научиться следовать инструкциям, быть организованными и развивать
чувство собственного достоинства. Работа с 3D-ручкой открывает широкие
возможности для творчества, помогает раскрыть способности, проявить
инициативу и изобретательность, гибкость мышления, расширить кругозор
и воображение.
3

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Спортивные игры» имеет техническую направленность и
направлена на формирование эстетического вкуса детей, изучение
основ технических знаний, развитие трудовых умений и навыков.
Программа рассчитана на 1 год обучения 36 часов в год. Данная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (последняя редакция);
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от
30.07.2019) «О безопасности дорожного движения»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23
октября 1993 г. № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного
движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения»);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Стратегией безопасности дорожного движения на 2018-2024 гг.
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8
января 2018 г. № 1 –р);
- Концепцией информационно-пропагандистского проекта по
организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в
дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов ЮИД;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
4

2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); 6
- методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории «Свердловской области на
период до 2035 года»;
- проект Свердловской области «Успех каждого ребенка»
Государственной программы Свердловской области «Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской области
до 2025 года» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской
области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП «Об утверждении государственной
программы Свердловской области «Развитие системы образования и
реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»);
- Методические рекомендации по проектированию и разработке
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском
округе;
- Устав МБОУ «Шамарская СОШ № 26»
- Образовательная программа МБОУ «Шамарская СОШ № 26» на
2024-2025 год.
К сожалению, в настоящее время идет увеличение количества
детей, имеющих особенности психофизиологического развития, у них
имеется отставание и в развитии отдельных положительных качеств
личности, и норм нравственного поведения, формирование которых
составляет необходимую часть трудового обучения и воспитания.
Общей особенностью детей с ЗПР при выполнении любого
вида трудовой

деятельности

является

то,

что

они

недостаточно

внимательно выслушивают объяснения, инструктажи и хотят скорее начать
действовать. У них не выработана привычка к трудовому усилию, к
организованности, к доведению начатой работы до конца.
5

Программа «Объёмное моделирование 3D ручкой» направлена
на формирование

эстетического

вкуса

детей,

изучение

основ

технических знаний, развитие трудовых умений и навыков. Программа
рассчитана на 1 год обучения 36 часов в год.
Данная

программа

поможет

учащимся

с

задержкой

психического развития выработать умение действовать по инструкции,
сформирует навыки самоорганизованности и самооценки.
Освоение множества технологических приемов при работе с 3Dручкой в условиях простора для свободного творчества помогает детям
развить собственные

способности,

создает

условия

для

развития

инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Расширяется
детский кругозор, фантазия.
Цель
творческого

программы:
потенциала

Создание
ребенка,

условий

для

психологической

развития

реабилитации

средствами технического творчества.
Задачи:
развитие учебной мотивации и познавательных интересов;
развитие

устойчивого

интереса

к

продуктивным

видам

деятельности;
формирование

умений

и

навыков

работы

с

различными

материалами;
развитие коммуникативных качеств и умений;
развитие пространственного мышления при моделировании;
приобретение навыков применения 3D ручек для различных видов
творчества;
освоение обучающимися правил и приемов безопасной работы с 3D
ручкой и материалами;
развитие

ответственности,

достижении целей.

6

трудолюбия,

настойчивости

Занятия по программе развивают мелкую моторику пальцев
рук, координацию движений, что в свою очередь положительно влияет
на

мыслительную

деятельность,

развитие

речи,

пространственное

воображение.
Для детей с проблемами в развитии очень важны нагляднодейственные методы

организации

творческое мышление, фантазию,
проверить

свои

силы

деятельности,

дают

общения

возможность

развивают

на

практике

в художественном творчестве. В соответствии с

целями программы в результате обучения
нормы

они

в

группе,

учащиеся

развить

должны

личностные

освоить
качества:

самостоятельность, терпимость, ответственность, выдержанность, иметь
представление

о

творческих

видах

деятельности, владеть навыками

анализа и самоанализа.
Методика

проведения

практической

работы,

строится

на

тематическом разнообразии и заинтересованном воплощении каждой
темы в материале. Решения творческих и технологических задач не
должны быть слишком трудоемкими и утомительными. Как правило,
они рассчитаны на непродолжительный отрезок времени и выполняются
в течение одного – двух занятий.
Программа построена на сотрудничестве детей и взрослого.
Количество детей в группе 15 человек, такой численный состав
обусловлен психофизиологическим развитием детей, так как при таком
количестве детей в группе педагог имеет возможность уделить внимание
каждому ребенку и создать в группе благоприятный психологический
климат.
Собственные
накопленные изделия
родительских

результаты

дети

в

кабинете,

собраний,

классных

оценивают,
делая

часов.

используют для оформления интерьера школы.
7

просматривая

мини-выставки
Оригинальные

для

работы

С

особой

ответственностью

и

желанием

подходят

они

к

изготовлению работ на районные и областные выставки.
Уступая в точности 3D принтеру, 3D ручка имеют следующие
преимущества:
Компактность и небольшой вес;
Мобильность, использование в любых местах (школе, дома, на
природе и.д.);
Позволяет развивать творческое мышление и воображение при
создании необычных фигурок.
Дешевизна устройства, особенно по сравнению с 3D принтером;
Безопасность эксплуатации при работе с рекомендуемыми сортами

Методика проведения занятий
Возраст детей 10-16 лет.
Количество детей в группе 5-6 человек.
Формы и режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 36 часов.

Ожидаемые результаты:
В результате обучения:
• освоят элементы трехмерного моделированию;
• научатся ориентироваться в трехмерном пространстве;
• научатся создавать простые трехмерные модели;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут
навыки работы в коллективе;
• воспитают трудолюбие, усидчивость, уважительное отношение к
труду.
• научатся модифицировать, изменять объекты в функциональные
8

группы;
Используемые технологии
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья применяются особые коррекционно-развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении
и воспитании.
Технология разноуровневого обучения
Коррекционно-развивающие технологии
Технология проблемного обучения
Проектная деятельность
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Формы и методы организации деятельности педагога с
учащимися
Занятия кружка «Объемное моделирование 3D ручкой» проводятся в
кабинете информатики. В кабинете соблюдаются правила техники
безопасности. Кабинет проветривается по утвержденному графику.
Формы

организации

работы:

индивидуально-групповая

и

групповая. Дети могут изменять сложность задания, но не отходить от
тематического плана. Каждое занятие состоит из теоретической и
практической части. Большое внимание уделяется самостоятельной работе
ребенка.
Использование методов на занятиях:
• Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения,
тренинги);
• Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
• Метод наблюдения (визуально, зарисовки, схемы, рисунки);
9

• Методы проектов (создание коллективного проекта);
• Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные;
игровые задания, игры на развитие памяти, внимания, глазомера,
воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);
• Наглядный метод (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии;
демонстрационные материалы, видеоматериалы);
•Проведение занятий с использованием моделирования и
конструирования.
Образовательная программа строится на следующих принципах:
•

Принцип

сознательности,

творческой

активности

самостоятельности детей при руководящей роли педагога;
•

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, и

рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как
выражение комплексного подхода;
•

Принцип доступности обучения;

•

Принцип

прочности

результатов

обучения

и

развития

познавательных сил детей.
Сведения о практической реализации программы в ОО
Формы контроля и подведения итогов. Начиная со второго
занятия

проводится

опрос

обучаемых

школьников

по

вопросам

предыдущего занятия.
В конце этапа моделирования проводится обсуждение результатов
проектирования с оценкой проделанной работы. Вопросы, которые
возникают у обучающихся, выносятся на общее обсуждение также в
диалоговой форме разбора материала. Подготавливается модель для
участия в конкурсе.
10

Структурированное содержание программы
Раздел 1. «Волшебный мир 3-D ручки».
Тема 1. Введение в учебный курс. Демонстрация выставки изделий,
фотоматериалов, методической литературы.
Тема 2. Устройство 3-Dручки. Приемы работы с ней.
Тема 3. Виды пластика (ABS и PLA).
Тема 4. Инструменты, приспособления, материалы, используемые в
работе. Свойства материалов.
Тема 5. Последовательность выполнения практической работы.
Изучение инструкционной карты. Правила техники безопасности.
Раздел 2. «Плоскостные работы».
Тема 1. Нанесение рисунка на шаблон.
Тема 2. Отработка линий.
Тема 3. Конечная обработка рисунка. Оформление готовой работы.
Тема 4. Коллективные работы.
Раздел 3. «Объемные работы».
Тема 1. Нанесение деталей рисунка на шаблон.
Тема 2. Сборка готовой модели.
Тема 3. Оформление готовой работы.
Тема 4. Коллективные работы.
Раздел 4. «Свободная творческая деятельность».

Тема 1. Самостоятельный выбор модели, создание эскизов и
шаблонов, нанесение деталей рисунка, сборка и оформление готовой
работы.

11

Учебно-тематический план
№

Наименование
разделов и тем

Раздел 1.
Волшебный мир
3-D ручки
Тема 1. Введение в
учебный курс.
Демонстрация
выставки изделий,
фотоматериалов,
методической
литературы.
Тема 2. Устройство
3-D ручки.
Приемы работы с
ней. Правила ТБ.
Тема 3. Виды
пластика (ABS
и PLA).
Тема 4.
Инструменты,
приспособления,
материалы.

Общее
В том числе:
Формы
кол. учеб
аттестации
часов
Теор.
Практика диагностики
и контроля

5

2,5

2,5

1

0,5

0,5

Исходная
диагностика

1

0,5

0,5

Текущий
контроль

Текущий

0,5

1

0,5
0,5

1

контроль
Текущий
контроль

0,5

Свойства
материалов.
Тема 5.
1
Последовательность
выполнения
практической
работы. Изучение
инструкционной
карты. Правила
техники
безопасности.

0,5

0,5

Текущий
контроль

12

Раздел 2.
Плоскостные
работы.

8

2

6

Тема 1.
Нанесение рисунка
на шаблон.
Тема 2 .
Отработка линий.

2

0,5

1,5

Тема 3.
Оформление
готовой работы.

Текущий
контроль

2

0,5

1,5

Текущий
контроль
Текущий

0,5

1,5

контроль

Тема 4.
2
Коллективная
работа
Раздел 3.
13
Объемные работы.

0,5

1,5

Минивыставка

2

11

Тема 1.
Нанесение деталей
рисунка на шаблон.

2

0,5

1,5

Тема 2.
Сборка готовой
модели.

3

Тема 3.
Оформление
готовой работы.
Тема 4.
Коллективная
работа.

3

5

0,5

4,5

Раздел 4.
Свободная
творческая

10

-

8

2

Текущий
контроль

0,5

2,5

Текущий
контроль

0,5

2,5

Текущий
контроль

деятельность

13

Минивыставка

Тема 1.
Самостоятельный
выбор модели,
создание эскизов и
шаблонов.
Тема 2.
Выбор цветовой
гаммы. Нанесение
деталей рисунка.
Тема 3.
Сборка и
оформление
готовой работы.
Подготовка к
итоговой выставке.
Итого часов

3

-

3

Текущий
контроль

4

-

4

Текущий
контроль

3

-

3

36

6,5

29,5

Итоговая
диагностика
Итоговая
выставка
работ

Учебно-методическое обеспечение программы
Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним,
заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной
базы и самоподготовке педагога.
В процессе подготовки к занятиям продумывается вводная, основная
и заключительная части занятий, отмечаются новые термины и понятия,
которые следует разъяснить обучающимся, выделяется теоретический
материал, подготавливаются наглядные примеры изготовления модели.
В конце занятия проходит обсуждение результатов и оценка
проделанной работы. намечается содержание представляемой информации,
Материально-технические условия реализации программы
Для проведения занятий необходимо достаточно просторное
помещение, которое должно быть хорошо освещено и оборудовано
необходимой мебелью: столы, стулья, шкафы – витрины для хранения
материалов,

специального

инструмента,
14

приспособлений,

рисунков,

моделей. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного
и учебного материала и ТСО.
1. 3D ручки – 10 шт;
2. разноцветный пруток из PLA пластика – 10 шт;
3. трафареты для создания рисунков или элементов модели – 50
шт:
4. прозрачные подложки из стекла – 15 шт;
5. устройство для снятия модели с подложки – 2 шт;
6. кусачки-бокорезы для откусывания прутка – 5 шт.
Список источников:
5.1. Список использованной литературы для педагога
1. ФЗ РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2000г
2. Письмо Министерства образования и науки РФ №06-1844 от
3. 11.12.2006 г.
4. Распоряжение правительства РФ №729-р от 24.04.2015г.
5. Горский В. «Техническое конструирование». Издательство
Дрофа,
6. Даутова,

Иваньшина,

Ивашедкина

«Современные

педагогические технологии». Издательство Каро, 2017 год.
5.2. Список литературы для обучающихся
1. Мельникова О.В. «Лего-конструирование». Издательство
Учитель, 2019 год.
2. Книга потрясающих идей, LEGO .Издательство ЭКСМО,2019
год.
3. Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
5.3. Список литературы для родителей
15

1. Кайе В.А. «Конструирование и экспериментирование с
детьми». Издательство СФЕРА, 2018 год.
2. Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
5.4.Интернет-ресурсы:
1. Сайт

министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации- http://mon.gov.ru
2. Федеральный

портал

«Российское

образование»

-

http://www.edu.ru
3. Дидактический сайт Страна Мастеров - http://stranamasterov.ru
4. Образовательный сайт https://infourok/
5. Международный школьный научный вестник school-herald.ru
6. Учительский портал. Моделирование с помощью 3-D ручки.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».