Условия организованного питания Одной из задач МБОУ «Шамарская СОШ № 26" (далее школа) является здоровье сберегающей среды и охраны здоровья обучающихся. Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Поэтому попрежнему остается актуальной проблема обеспечения высокого качества и безопасности питания детей в образовательном учреждении. Добиться кардинального изменения в улучшении школьного питания можно, прежде всего за счет мер по совершенствованию его организации. Исходя из приоритета медико-биологических аспектов школьного питания, в школе развита система мониторинга за состоянием здоровья обучающихся, качественным и количественным составом рациона питания, качеством и безопасностью пищевых продуктов, используемых в питании, санитарноэпидемиологическим состоянием объектов питания, заболеваемостью детей и подростков. Основные задачи школы по организации питания обучающихся: обеспечение бесплатным питанием всех учащихся; обеспечение дотационным питанием льготных категорий обучающися; создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся; формирование у школьников культуры питания; укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока и столовой; развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания; обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания. В школе создана и успешно работает бракеражная комиссия. В столовой ведутся рабочие журналы. Школьная комиссия по контролю организации и качества питания обучающихся осуществляет производственный контроль: за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции в соответствии с предварительным заказом; за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню; за качеством готовой продукции; за санитарным состоянием пищеблока; за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования; за организацией приема пищи обучающимися; за соблюдением графика работы столовой; проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами. Большая роль в организации горячего питания обучающихся в школе отводится классным руководителям. Формирование у школьников культуры питания проходит через беседы на классных часах, «Уроках здорового питания», конкурсах, анкетированиях и т.д. Вопросы здорового питания обсуждаются с родителями на классных и общешкольных родительских собраниях с привлечением социального педагога, администрации школы. Непосредственное участие в работе контроля организацией и качеством питания в школе принимают медицинский работник, которые вместе с членами школьной комиссии выполняют следующие функции: осуществляют контроль за качеством поступающих на пищеблок продуктов, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации; проверяют оформление ежедневного меню, его соответствие утвержденному меню и реализуемой продукции; следят за соблюдением правил приготовления пищи и санитарноэпидемиологического режима в столовой и на пищеблоке; на основе органолептических свойств готовой продукции оценивают ее безопасность и качество и разрешают к выдаче; осуществляют проверку забора суточной пробы; контролируют санитарное состояние и содержание пищеблока и соблюдение правил личной гигиены работниками столовой. Для пищеблока столовой приобретено мойки, накопительный водонагреватели и т.д. Это позволяет улучшить качество школьного питания. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Охрана здоровья обучающихся в образовательном учреждении включает в себя: соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; оказание первичной медикосанитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций; организацию родительского лектория; сотрудничество с субъектами профилактики; проверку исправности и испытания спортивногоинвентаря; инструктажи по ТБ; организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС; проведение мероприятий по антитеррористической безопасности. Состояние здоровья школьников - показатель эффективности образования, поэтому основными направлениями работы являются профилактика травматизма и санитарно-профилактическая. В связи с этим медицинский работник в осенний период активно проводили иммунизацию против гриппа, охват составил 100 %, но это не позволило снизить количество простудных заболеваний. В течение учебного года проводится витаминизация третьего блюда для всех учащихся. Осуществляется ежедневный контроль организации питания, технологии приготовления пищи, мытья посуду, бракераж готовой пищи. В школе ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры детей специалистами разных профилей, ведется мониторинг состояния здоровья. Осмотр осуществлялся узкими специалистами: хирургом, отоларингологом, окулистом, невропатологом, психиатром, стоматологом, педиатром. А также была проведена диспансеризация (электрокардиограмма, лабораторные анализы крови, флюорография) для учащихся 14 лет и старше. С целью дифференцированного подхода к организации уроков физкультуры, все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья разделены на физкультурные группы: основную, подготовительную, специальную медицинскую и группы здоровья. Занятия в этих группах отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.