Оглавление Паспорт программы……………………………………………………… Пояснительная записка…………………………………………………... Учебный план ………………..………………………………………….. Содержание учебного плана ……………………………………………. Организационно-педагогические условия……………………………… 1) Календарный учебный график………………………………………. 2) Условия реализации программы……….…………………………….. 3) Формы аттестации и оценочные материалы………………………… Воспитательная деятельность…………………………………………… Список литературы………………………………………………………. Приложение 1…………………………………………………………….. Приложение 2…………………………………………………………….. 2 3 4 10 12 15 15 15 18 21 25 26 27 Паспорт программы Полное наименование программы Волонтёрство Исполнитель, юридический адрес: МБОУ «Шамарская СОШ №26», П. Шамары, ул. Первомайская, 31 ФИО автора Попова Любовь Нифановна Должность автора учитель Целевые группы Обучающиеся в возрасте 12 - 17 лет Число обучающихся в группе 12-25 обучающихся Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через вовлечение в позитивную социально-значимую практику и добровольческую деятельность. Направленность социально-гуманитарная, экологическая Срок реализации программы 1 год Объем программы 1 год обучения – 36 учебных часов Тип программы и уровень одноуровневая – базовый уровень освоения Краткое содержание программы – Программа содержит материал от изучения азов волонтерской деятельности до претворения в жизнь проектов по различным направлениям; предоставляет возможность обучающимся получить опыт организации социально значимой деятельности, сформировать готовность к осознанному решению участия в волонтерстве. 3 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрство» имеет социально-гуманитарную направленность и направлена на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе, социальное самоопределение, профессиональную ориентацию подростков и развитие детской социальной инициативы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); - методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года»; - проект Свердловской области «Успех каждого ребенка» Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП «Об утверждении государственной 4 программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»); - Методические рекомендации по проектированию и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском округе; - Устав МБОУ «Шамарская СОШ №26», - Образовательная программа МБОУ «Шамарская СОШ №26» на 2021-2025 годы. Программа направлена на системное развитие молодежного добровольчества (волонтёрства) и вовлечение молодежи в гражданскую активность. Основная идея программы: формирование инфраструктуры поддержки молодёжного добровольчества (волонтёрства) путём разработки и внедрения инновационных методов и технологий, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного и образовательного процессов и содействие реализации государственной молодёжной и образовательной политики. Это площадка для совместного поиска, обсуждения и реализации путей решения социальных проблем, волнующих молодёжь; место для обучения методам разработки и реализации молодёжных социальных проектов; получения новых знаний и навыков посредством участия молодёжи в добровольческой (волонтерской) деятельности. Вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность - одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность - это безвозмездная, добровольная деятельность, которая ориентирована на предоставление социально значимых услуг. Становление демократического правового государства невозможно без развития гражданского общества, в котором граждане добровольно участвуют в общественной жизни страны. Решение широкого круга социальных проблем зависит от степени вовлеченности граждан в общественно-полезную деятельность на добровольных началах, т.е. в добровольческую деятельность. Их решение также зависит от социально ориентированного поведения молодых людей и уровня их гражданской активности. Сегодня в России, благодаря совместным усилиям общества и государства, сформированы основы государственной политики, направленной на содействие, развитие и поддержку добровольчества. В последнее время наблюдается новая тенденция возрастает потребность граждан не только в получении от государства услуг и помощи, но и посвящении части своего личного времени, сил, знаний, талантов другим людям и обществу посредством добровольчества. Добровольчество как деятельность способна внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни, патриотического воспитания подростков и молодёжи, укрепления сотрудничества между различными секторами общества. Посредством добровольческой деятельности граждане, осознавая личную ответственность за будущее страны, за будущее 5 поколений, вносят вклад в решение социально значимых проблем, создавая огромный и бесценный ресурс - социальный капитал. Через приобретение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности, особенно молодёжью, формируются активная жизненная позиция, формируются духовно-нравственные ценности. В сочетании общественных и личных интересов происходит осознание себя и своего места в обществе, формируется гражданское самосознание и гражданская инициатива. Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через вовлечение в позитивную социально-значимую практику и добровольческую деятельность. Обучающие задачи: - формировать умения, необходимые для участия в волонтерской деятельности; - познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности; - формировать представление об основных способах организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); - формировать представление о методиках проведения некоторых досуговых форм; - познакомить с основами работы с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.); - обучать основам работы с различными видами информации. Развивающие задачи: - развитие у молодежи способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; - развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей; - развитие творческие способности, потребность в саморазвитии; - развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде; - расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; - развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Воспитательные задачи: - формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение молодежи к добровольческой деятельности; - воспитывать чувство коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости; 6 - формировать навыки осознанного выбора участия в волонтерской деятельности; - формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья. Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся 12-17 лет. Обучающиеся 12 – 14 лет - подростки. Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. Для подростков 12-13 лет, с одной стороны, этот сложный период характерен показательными негативными проявлениями, дисгармоничностью в строении личности. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Подростки 13-14 лет очень эмоциональны, изменчивы, зациклены на своих переживаниях. У них в этом возрасте наблюдается внутренний конфликт – две исключающие друг друга потребности – потребность в обособлении, отделении, утверждении себя как личности и потребность в социализации, потребность быть принятым, быть частью группы, отличной от семьи. Чаще это группы сверстников. И в то же время подросток не замечает других личностей вокруг себя, не считает нужным уважать других, но требует уважения к себе. Возраст детей 15-16 лет называется старшим подростковым возрастом. Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Подростки в этом возрасте – это «гипертрофированные», преувеличенные взрослые, которые на все имеют свое мнение, без конца его высказывают и не готовы учитывать мнение других людей. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывая свое мнение. Но, несмотря на то, что подросток не готов слушать других, к его мнению стоит прислушиваться, есть вероятность, что это пойдет на пользу вашим отношениям и подросток ответит взаимностью. Возраст 17 лет считается переходным перед наступлением взрослой жизни – юношеский возраст. В возрасте 17 лет заканчивается пубертат и ближе к 18 годам заканчивается формирование личности. Юноше в 17 лет предстоит сложнейшая задача найти свое место в жизни, определиться с профессиональными предпочтениями и направлением развития своей личности. Психология подчеркивает, что в 17 лет часто возникает переоценка или недооценивание своих возможностей. Особенность этого возраста заключается в том, что многие ищут себе кумира и образец для подражания. 7 Срок реализации программы: 1 год обучения, 36 учебных часов. Программа одноуровневая - базовый уровень. Режим занятий. Год обучения 1 Кол-во часов Кол-во в год часов в неделю 36 ч. 1 ч. Кол-во занятий в неделю 1 Продолжительность занятия 1 ак.ч. Особенности организации образовательного процесса: учебные группы формируются из обучающихся разного возраста. Структура построения программы предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 12 до 25 человек. Программа предполагает: - знакомство с добровольчеством (волонтерством), изучение истории; - получение знаний о возможностях добровольчества, получение новых знаний; - участие в добровольческих мероприятиях, акциях, реализация собственных инициатив; - получение знаний и умений социального проектирования; - разработка и реализация собственных социально значимых проектов. Формы, методы и педагогические технологии, используемые в данной программе. Форма обучения – очная. Программа «Волонтёрство» предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия. Теоретические занятия – проводятся в виде групповых, развивающихся, профилактических, обучающих и тренинговых занятиях, учёбах, сборах, бесед и т.д. Практические занятия – проводятся виде мини – тренингов, игр, конкурсов, опросников, акций, дискуссии и т.д., оформление информационных стендов, плакатов, листовок и т.д. Индивидуальные занятия проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном порядке. Планируемые результаты освоения программы. По итогам освоения программы обучающийся будет знать: - историю существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности; - основные способы организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); - методики проведения некоторых досуговых форм; 8 - основы работы с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.). Обучающийся будет уметь: - участвовать в волонтерской деятельности; - применять основные способы организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); - использовать методики проведения некоторых досуговых форм; - работать с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.); - работать с различными видами информации. У обучающегося будут развиты и сформированы: - будет сформирована активная гражданская позиция, положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности; - навыки коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости; - навыки осознанного выбора участия в волонтерской деятельности; - мотивация в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; - способность к личностному самоопределению и творческой самореализации; - коммуникативные навыки, лидерских качества, организаторские способности; - творческие способности, потребность в саморазвитии; - коммуникативные качества, уверенность в себе, умения работать в команде; - опыт общения, развиты навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий; - рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности. Формы подведения итогов реализации программы. Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений: - внешняя оценка (мероприятия различного уровня – конкурсы, смотры); - внутренняя оценка (личностные: портфолио, метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях, предметные; анализ результатов тренингов, тестирование). 9 Учебный план № п/п Наименование раздела, темы Теория Практика 3 4 Формы аттестации/ контроля Квест 1 0,5 0,5 Портрет волонтера 1 0,5 0,5 Упражнение 1 0,5 0,5 Работа с сайтом Добро.ру 1 0,5 0,5 Задание 1 0,5 0,5 Паспорт социального проекта 1 0,5 0,5 Опрос 1 0 1 Квест 6 3 3 2 1 1 Всего часов 7 Количество часов 2.1. Введение в волонтерскую деятельность. Кто такие добровольцы и чем они занимаются? Волонтёрская деятельность и развитие личности учащегося. Как участвовать в волонтёрской деятельности? Как реализовать свои идеи? Социальное проектирование студентов как основа социального предпринимательства. Принципы работы в команде волонтёров. Квест «Потерянные ценности, или Путешествие в мир волонтёрства». Игровые технологии в работе волонтёра Игробаза. 2.2. Игровая программа. 2 1 1 2.3. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников. 2 1 1 3. Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ. Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по профилактике зависимостей. Компьютерная, игровая зависимости. 4 2 2 2 1 1 Беседа Анкетирование 2 1 1 Информационные Опрос Анкетирование Наблюдение 6 3 3 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 2. 3.1. 3.2. 4. 10 Контрольное упражнение Наблюдение Творческая работа Наблюдение Организация и проведение благотворительных акций Наблюдение 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. технологии в работе волонтёров. Презентация. Информационный буклет. Листовка-флаер. Основы проведения социальных дел. Организация социальных дел. 2 2 1 1 1 1 Творческое задание Конкурс работ 2 4 1 2 1 2 Творческое задание 2 1 1 Проведение социальных дел Моделирование ситуаций Организация мероприятия. Защита проекта 5.2. Социальная акция. 2 1 1 6. Психологическая подготовка волонтёра. Особенности работы с младшими школьниками. Тренинг личностного роста. 4 0,5 3,5 1 0,5 0,5 Опрос Тестирование 1 0 1 Тренинг коммуникативных навыков. Тренинг толерантности. Специальная подготовка волонтёров. Особенности работы с ветеранами и пожилыми людьми. 1 0 1 Беседа Наблюдение Диагностика Тестирование Опрос Тестирование 1 4 0 1 1 3 2 0,5 1,5 7.2. Особенности работы с людьми ОВЗ. 2 0,5 1,5 8. Подведение итогов. ИТОГО 1 36 0,5 15 0,5 21 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 7. 7.1. 11 Организация мероприятия Устный анализ самостоятельной деятельности Организация мероприятия Наблюдение Устный анализ самостоятельной деятельности Тестирование Содержание учебного плана 1. Введение в волонтерскую деятельность. 1.1. Кто такие добровольцы и чем они занимаются? Теория. Определение «волонтёрская (добровольческая) деятельность». Качества добровольца (волонтера). Виды волонтёрской деятельности в России. Направления волонтерства. Практика. Создание портрета волонтера. Просмотр и обсуждение видеороликов. 1.2. Волонтёрская деятельность и развитие личности учащегося. Теория. История развития волонтерства в России. Польза занятий волонтерством. Практика. Упражнения, направленные на самооценку жизненных приоритетов. 1.3. Как участвовать в волонтёрской деятельности? Теория. Основные технологии участия детей и молодёжи в добровольчестве. Алгоритм действий для школьников, выразивших желание присоединиться к волонтёрскому движению. Практика. Регистрация на сайте Добро.ру. 1.4. Как реализовать свои идеи? Теория. Описание проектной деятельности. Понятие «волонтерский социальный проект». Ключевые пункты проекта. Практика. Выполнение задания по памятке «О чём подумать в начале создания проекта?». 1.5. Социальное проектирование как основа социального предпринимательства. Теория. Определение «социальное предпринимательство». Структурные компоненты проекта по социальному предпринимательству и их характеристика. Практика. Заполнение паспорта социального проекта. 1.6. Принципы работы в команде волонтёров. Теория. Принципы добровольца. Структура управления волонтёрами Практика. Самостоятельная работа – ответы на вопросы для контроля. 1.7. Квест «Потерянные ценности, или Путешествие в мир волонтёрства». Практика. Прохождение квеста. 2. Игровые технологии в работе волонтёра 2.1. Игробаза. Теория. Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи. 12 Практика. Организация и проведение игр «Карета», «Пойми меня», «Кольцо», «Фиксация», «Волшебный сосуд», «Тройка», «Рисунок на спине», «Землетрясение», «Пришельцы», «Лишнее», «Повтори», игра-тренинг «Лидер и его команда». 2.2. Игровая программа. Теория. Правила разработки игровых программ. Практика. Разработка и проведение игровой программы для младших школьников. 2.3. Организация игровых досугово-массовых мероприятий, детских праздников. Теория. Правила организации и проведения досугово-массовых мероприятий, детских праздников. Практика. Разработка и проведение досугово-массовых мероприятий или детских праздников с рамках благотворительной акции. 3. Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ. 3.1. Разработка и проведение игр, викторин и презентаций по профилактике зависимостей. Теория. Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки. Виды зависимостей. «Азбука здоровья». «Умение отказываться». Практика. Встреча с инспектором КДН. Встреча с психологом. Организация Дней здоровья, флешмобов. Составление «рейтинга» своих вредных привычек. 3.2. Компьютерная, игровая зависимости. Теория. Понятие компьютерной, игровой зависимости. Профилактика компьютерной, игровой зависимостей. Практика. Разработка и проведение программ по профилактике вредных привычек. Организация акций по ЗОЖ силами ребят, например: Минутки здоровья для учащихся начальной школы «Береги зрение смолоду». 4. Информационные технологии в работе волонтёров. 4.1. Презентация. Теория. Принципы создания, способы и правила демонстрации. Практика. Создание презентации по технике безопасности, профилактике вредных привычек. 4.2. Информационный буклет. Теория. Принципы и алгоритм создания. Практика. Конкурс информационных буклетов. 4.3. Листовка-флаер. Теория. Принципы и алгоритм создания. Практика. Создание листовок-флаеров про волонтерский отряд. 5. Основы проведения социальных дел. 5.1. Организация социальных дел различной направленности. Теория. Знакомство с понятием «социальное дело». 13 Практика. Организация социальных дел по разным направленностям волонтерства. 5.2. Социальная акция. Теория. Понятие «социальная акция». Практика. Выполнение проекта по разработке и проведению социальных акций. 6. Психологическая подготовка волонтёра. 6.1. Особенности работы с младшими школьниками. Теория. Психологические особенности младших школьников. Принципы и формы работы сданными детьми. Игры с детьми для разных возрастов. Практика. Опрос. Тестирование. 6.2. Тренинг личностного роста. Практика. Проведение тренингов. 6.3. Тренинг коммуникативных навыков. Практика. Проведение тренингов. 6.4. Тренинг толерантности. Практика. Проведение тренингов. 7. Специальная подготовка волонтёров. 7.1. Особенности работы с ветеранами и пожилыми людьми. Теория. Помощь ветеранам и пожилым людям. Практика. Организация мероприятия для ветеранов и пожилых людей. 7.2. Особенности работы с людьми ОВЗ. Теория. Понятие «люди с ОВЗ». Особенности работы с данными людьми. Практика. Организация и проведение мероприятия для людей с ОВЗ. 8. Подведение итогов. Теория. Повторение изученного за год теоретического материала. Практика. Тестирование. 14 Организационно-педагогические условия 1) Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения 1.09 Дата окончания обучения 31.05 Количество Количество учебных учебных недель дней 36 36 Количеств о учебных часов 36 Недель в I полугодии: 17 Недель во II полугодии: 19 Каникулы: 1 июня – 31 августа Выходные дни: 31 декабря – 8 января Режим занятий 1 занятия по 1 часу в неделю 2) Условия реализации программы Материальное - техническое обеспечение № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование Учебный кабинет Учительский стол Учительский стул Ученический стол Ученический стул Доска школьная Информационный стенд Количество 1 1 1 15 30 1 1 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся № п/п 1. 2. 3. Наименование Ноутбук Мультимедиапроектор Акустическая система Количество 1 шт. 1 шт. 1 шт. 15 Кадровое обеспечение Программу реализует учитель, имеющий высшее педагогическое образование Методическое обеспечение Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности: - гуманизация педагогического процесса; - индивидуализация и дифференцированный подход; - демократизация. Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтерского объединения, раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от общения. При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения: - игровые методы; - наглядно-словесные методы; - методы диагностики; - метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная работа; - приемы актуализации субъективного опыта обучающихся. С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы поведения занятий. - занятие-экскурсия - занятие-путешествие - занятие-исследование - занятие лекция - занятие – игра Деятельность и технологии: - популяризация добровольчества в образовательном учреждении; - коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными добровольцами учреждения, добровольческими центрами, органами власти, городскими организациями, работающими с добровольцами; 16 - создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО, социальных учреждений) в добровольческих усилиях и баз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе; - обеспечение информации, знаниями и инструментами молодых добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия; - деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев; - проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального проектирования; - создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческих проектов, мероприятий, акций; - организация конкурсов добровольческих проектов и др. Методы обучения: - Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. - Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы. Независимо от того, какая работа будет выполняться, формальное обучение имеет два уровня: - первый – описание функциональных обязанностей, - второй – распределение ролей о ответственности. На первом уровне добровольцу сообщается: - что необходимо делать в ходе работы; - чего нельзя делать; - что надо делать, оказавшись в конкретной сложной ситуации. - Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу приобрести практические навыки. В процессе тренировки помогают усовершенствовать полученные навыки. - Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в поцессе всей деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и ситуационное обучение. 17 3) Формы аттестации и оценочные материалы Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений: - внешняя оценка (мероприятия различного уровня – конкурсы, смотры); - внутренняя оценка (личностные: портфолио, метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях, предметные; анализ результатов тренингов, тестирование). Способы проверки результатов освоения программы; - систематическое участие в добровольческих мероприятиях; - тестирование обучающихся «Я- волонтёр!» - контрольные упражнения «Я – волонтёр!» - количество проведенных мероприятий; - количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности; - наличие документов, подтверждающих результаты волонтёрской деятельности (портфолио, волонтёрская книжка, регистрация на сайте Добро.ру); - участие в конкурсах: «Добровольцы России», «Лучший волонтёр отряда», «Лучший волонтёрский проект», «Лучший руководитель волонтёрского отряда» и т.д. - участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер-классах волонтёрского движения; - организация, реализация социально – значимых проектов; - создание авторских социально – значимых проектов. Оценочные материалы Пакет диагностических методик; Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдений, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся. Методики: - Тест «Викторина добровольца» (знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности) - Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности. - «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельностно–поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей для добровольческой деятельности; реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях) - тестирование обучающихся «Я-волонтер!» - контрольные упражнения «Я-волонтер!» 18 - диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). - тест «Лидеры бывают разные» - стена гласности - экран соревнований (Пирамида личностного роста). - тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) - опросник – определение направленности личности - анкетирование: «Я-волонтер!», «Этапы развития волонтнрского движения в России», характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер. Фонд оценочных средств программы Фонд оценочных средств включает в себя: - средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: (опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус-группа, дебрифинг и др.); - средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности: (глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.); - средства оценивания, предпологающие анализ деятельности; (мониторинг, конкурс, организационно-деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.); - средства оценивания интегративного характера: (резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.). Для проведения промежуточной аттестации: 1. Подобрать нормативно-правовые документы по вопросам добровольческой деятельности. 2. Сформировать теоретический минимум по теме «Зарубежный опыт волонтерского движения в разных странах». 3. Выполнить презентацию по теме «Опыт работы волонтерских организаций». 4. Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру. 5. Описать принципы волонтерской деятельности. 6. Описать технологии создания эффективно работающей команды волонтеров. 7. Рассмотреть технологии набора волонтёров. 8. Составить вопросы для интервью с волонтером. 9. Разработать тренинговое занятие для обучения волонтеров. 10. Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения волонтеров. 11. Представить методы оценки работы волонтера. 12. Описать технологии обучения волонтеров. 13. Разработать профориентационный волонтерский проект «Один день в ВУЗе». 19 14. Написать эссе на тему «Рост во всем мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества (или «Я – волонтер!». 15. Составить глоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество», «волонтерская деятельность», «социально-значимая деятельность», «проект», «тимуровцы» и др. 16. Составить буклет «Памятка молодого волонтера». 17. Разработать памятку «Как стать волонтером» 18. Разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально-значимых проектов. 19. Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности. 20. Выполнить творческую работу «Идеальный волонтер». 21. Выполнить презентацию по теме «Волонтер это…». 22. Выполнить коллаж по теме «Современные направления волонтерской деятельности». 20 Воспитательная деятельность 1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей. Задачами воспитания по программе являются: - формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение молодежи к добровольческой деятельности; - воспитывать чувство коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости; - формировать навыки осознанного выбора участия в волонтерской деятельности; - формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья. 2. Формы и методы воспитания. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; 21 - явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Методы воспитания: - Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример. - Метод организации деятельности: приучение, требование, создание воспитательных ситуаций. - Метод стимулирования: поощрение, наказание, соревнование. 3. Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в образовательной организации в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Результаты воспитательной деятельности выявляются в процессе проведения самоанализа. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а 22 качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирован ия своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. № п/п 4. Календарный план воспитательной работы. Название события, мероприятия Сроки 1. «День учителя» 2. День пожилого Акция человека Акция «Добро» Форма проведения Акция Сентябрь Октябрь 23 Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты 3. Акция «День отца в Акция России» Октябрь 4. Акция народного единства» Акция матери» «День Акция Ноябрь «День Акция Ноябрь 5. 6. Международный день инвалидов. Акция Декабрь 7. День добровольца Акция (волонтера) в России. Акция «Ветеран – Акция гордость наша» Декабрь Акция «Доброе Акция дело своими руками» Всероссийская Акция акция «Георгиевская ленточка» Апрель 8. 9. 10. Февраль-май Май 24 Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Список литературы Для педагога: 1. Арович Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85. 2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005. - с. 56 4. Важдаева Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007. – 24 авг. – 60 с. 5. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностносмысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с. 6. Волонтерство Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. 7. Методическая разработка занятий по введению в волонтёрскую (добровольческую) деятельность для учащихся образовательных организаций / Авторы-составители А.А. Соколов, А.В. Ковтун, А.П. Метелев / Под ред. Т.Н. Арсеньевой. Для обучающихся и родителей: 1. Агапов Е. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21. 2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с. 3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003-608с. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы - СПб: Лениздат, 1992.-400 с. 5. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1 6. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с. 7. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.:Питер, 2006. – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»). 25 Приложение 1 Глоссарий Альтруизм – понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность – то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом – ради общего блага. Благотворительность – оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Волонтёр (от фр. volunteer) – в дословном переводе «доброволец», который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества. Волонтёрство, волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius – добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) в интересах благополучателей. Добровольческая (волонтёрская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтёры). Добровольческая (волонтёрская) организация (объединение) - легитимная некоммерческая неправительственная организация, зарегистрированная в государстве на общих основаниях, или международная неправительственная некоммерческая организация, имеющая государственную регистрацию (представительство) на территории государства осуществления добровольческой (волонтёрской) деятельности, выступающие организатором добровольческой (волонтёрской) деятельности, осуществляющие добровольческие (волонтёрские) программы и проекты, привлекающие к своей деятельности добровольцев (волонтёров), которые действуют от их имени и по поручению. Добровольческая (волонтёрская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием организованного трудадобровольцев (волонтёров). Добровольческая деятельность – это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая людьми на общественных (добровольных) началах индивидуально или коллективно на основе свободного и осознанного выбора. Милосердие – это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание. Фандрайзинг – это работа по привлечению денежных средств граждан, бизнеса или государства в некоммерческий сектор, в том числе на благотворительность. Филантроп – человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях. Филантропия – человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества. Источники: https://ru.wikipedia.org/, https://dic.academic.ru http://www.consultant.ru/ 26 Приложение 2 Дополнительные темы и ссылки на материалы (можно использовать для дистанционногообучения) Волонтер-новичок Тема 1. Кто такой волонтер? Тема 2. Зачем нужна волонтерская организация и как ее найти Тема 3. Первые шаги в волонтерстве. Как стать надежным волонтером Опытный волонтер Тема 1. Типичные проблемы волонтера. Тема 2. Где и как искать поддержку Тема 3. Границы волонтёрской ответственности Тема 4. Выгорание и усталость Организатор волонтерской деятельности Тема 1. Базовые принципы волонтерства Тема 2. Лидер волонтерской группы Тема 3. Где брать волонтеров Тема 4. Алгоритм создания группы Личная эффективность волонтера Тема 1. Неконфликтное общение в волонтерстве Тема 2. Личная эффективность Тема 3. Внутри конфликта - что делать? Опыт известных: экология, городское волонтерство, эвент-волонтерство Тема 1. Как работает «Мосволонтер» Тема 2. Волонтеры на крупном спортивном мероприятии. «Мосволонтёр» Тема 3. Волонтеры на крупных мероприятиях и акциях Тема 4. Экологический субботникТема 5. Организация лесопосадок Тема 6. Опыт работы с волонтёрами в Greenpeace Как подготовить праздник Нового года и Рождества с детьми Вступление. Из чего складывается праздник? Новогодние мастер-классы Сценарии Новогоднего и Рождественского праздника для детей Игры с залом, командные конкурсы, подарки Волонтеры детям: игры и творчество Обучение элементарным творческим навыкам для работы с детьми в больницах (ВИДЕО-ЗАПИСЬ СЕМИНАРА) Творчество и поделки с детьми в детской психиатрической больнице (статья) Что поделать с детьми в больнице? (статья) Игры с детьми разных возрастов (видео-запись семинара) Игры с детьми для волонтеров. Сборник (статья) Снежинки из бисера и бусин (видео мастер-класс) Поделки и украшения из овощей и фруктов (видео мастер-класс) Плетение из фольги (видео мастер-класс) Квиллинг для детей (видео мастер-класс) Как построить город из картона (видео мастер-класс) Цветы из бисера (видео мастер-класс) Психологическая игра ЛЕПЕШКА. Как играть с детьми? Волонтеры детям: игры и творчество 2 Тема 1. Практические приемы и техники Тема 2. Дополнительный материал 27