ОБЖ в 2 10-11 класс

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(для 10–11 классов образовательных организаций)
ВАРИАНТ 2

МОСКВА
2022

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Общая характеристика учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Цель изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Место учебного предмета в учебном плане  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Содержание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности». Вариант 2  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 2. «Безопасность в быту»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 3. «Безопасность на транспорте»  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 4. «Безопасность в общественных местах»  .  .
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде»  .  .  .  .  .
Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 7. «Безопасность в социуме»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 8. «Безопасность в информационном
простран-стве»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 9. «Основы противодействия экстремизму
и терроризму»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Модуль № 10. «Взаимодействие личности, общества
и государства в обеспечении безопасности жизни
и здоровья населения»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»  .  .  .  .  .  .  .
Личностные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Предметные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Метаредметные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Предметные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Тематическое планирование учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» (68 ч)  .  .  .  .  .  .  .  .  .

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

4
6
8
8
9
9
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
18
21
24
26

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ) разработана
на основе требований к результатам освоения программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — Программа
ОБЖ) позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от
опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного
взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании
учебного предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу
продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация —
и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом
актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Федеральная рабочая программа обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем
культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и
экологически целесообразного образа жизни;
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам
обучающихся и потребностям общества в формировании
полноценной личности безопасного типа;
4

Федеральная рабочая программа

взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях
основного общего и среднего общего образования;
подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
В федеральной рабочей программе содержание учебного
предмета ОБЖ структурно представлено двумя вариантами
реализации содержания, состоящими из отдельных модулей
(тематических линий), обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования:
Вариант 1
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
Модуль № 2. «Основы обороны государства».
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации
от опасных и чрезвычайных ситуаций».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму».
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи».
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
Вариант 2
Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе».
Модуль № 2. «Безопасность в быту».
Модуль № 3. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 4. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний».
Модуль № 7. «Безопасность в социуме».
Модуль № 8. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 9. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму».
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

5

Модуль № 10. «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
федеральная рабочая программа предполагает внедрение
универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «Предвидеть опасность, по возможности
её избегать, при необходимости безопасно действовать».
Программа предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и
виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть
разумным: компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В современных условиях с обострением существующих и
появлением новых глобальных и региональных вызовов и
угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное
ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и др.) возрастает
приоритет вопросов безопасности, их значение не только
для самого человека, но также для общества и государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого
человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для
обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического
обеспечения образовательного процесса по учебному предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в
области безопасности: Стратегией национальной безопасно6

Федеральная рабочая программа

сти Российской Федерации1, Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года2, Государственной программой Российской Федерации «Развитие
3
образования» .
Современный учебный предмет ОБЖ является открытой
обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты
во всех без исключения предметных областях и реализуется
через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является
общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических
и естественных науках. Это даёт возможность формировать
целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от
индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая
культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне среднего общего
образования. Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций,
избегать их, самостоятельно принимать обоснованные реше1

2

3

Указ Президента Российской Федерации 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27,
ст. 5351).
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2020, № 30, ст. 4884).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г.
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования».

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

7

ния в экстремальных условиях, грамотно вести себя при
возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход
содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития
общества и государства.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности,
общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного
поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне
среднего общего образования отводится 68 часов в 10—11
классах. При этом порядок освоения программы определяется образовательной организацией, которая вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий
учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учётом региональных (географических, социальных, этнических и др.), а также бытовых и других местных особенностей.
8

Федеральная рабочая программа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вариант 2
МОДУЛЬ № 1. «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Объяснять смысл понятия «культура безопасности». Характеризовать значение культуры безопасности для жизни
человека, государства, общества.
Объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность»,
«риск» («угроза»), «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и соотносить их.
Иметь представления об уровнях взаимодействия человека
и окружающей среды. Приводить примеры.
Иметь представление об уровнях решения задачи обеспечения безопасности, приводить примеры.
Раскрывать смысл понятия «безопасное поведение». Иметь
представление о понятии «виктимное поведение». Приводить
примеры.
Знать и применять общие правила безопасного поведения.
Объяснять смысл понятия «рискориентированный подход». Приводить примеры реализации рискориентированного подхода на уровне личности, общества, государства.
Сформировать представление о безопасном поведении как
о неотъемлемой части жизни современного человека и общества.

МОДУЛЬ № 2. «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Классифицировать и характеризовать источники опасности в быту.
Знать общие правила безопасного поведения, владеть ими
в бытовых ситуациях.
Иметь представление о защите прав потребителя, в том
числе при совершении покупок в Интернете.
Безопасно действовать в различных бытовых ситуациях.
Знать порядок действий при возникновении опасных ситуаций в быту.
Знать порядок оказания первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях.
Знать правила вызова экстренных служб, порядок взаимодействия с экстренными службами.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

9

Знать правила обращения с электрическими и газовыми
приборами.
Иметь представления о возможных последствиях электротравмы. Знать порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации.
Иметь представления о современных системах извещения
и пожаротушения в жилых помещениях.
Соблюдать правила пожарной безопасности в быту. Знать
порядок действий при угрозе или возникновении пожара.
Знать порядок оказания первой помощи при химических
и термических ожогах.
Иметь представление о нормативах прибытия пожарных в
городах и сельской местности, правилах действий пожарных
расчётов.
Характеризовать права, обязанности и ответственность
граждан в области пожарной безопасности.
Соблюдать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд; лифт; мусоропровод; придомовая
территория; детская площадка; площадка для выгула собак
и др.).
Распознавать ситуации криминального характера. Знать
меры профилактики и порядок действий в ситуациях криминального характера.
Знать правила поведения при коммунальной аварии, порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними.

МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Характеризовать опасности на различных видах транспорта.
Соблюдать правила дорожного движения, установленные
для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных
средств передвижения. Уметь учитывать разные условия
(движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности).
Приводить примеры взаимосвязи безопасности водителя и
пассажира.
Иметь представления о знаниях и навыках, необходимых
водителю автомобиля.
Знать порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников).
10

Федеральная рабочая программа

Безопасно вести себя в метро. Знать порядок действий
при возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара, совершения террористического акта,
действий криминального характера).
Безопасно вести себя на железнодорожном транспорте.
Знать порядок действий при возникновении опасности (в
том числе при угрозе возникновения пожара, совершения
террористического акта, действий криминального характера).
Безопасно вести себя на водном транспорте. Знать порядок действий при возникновении опасности (в том числе
при угрозе возникновения пожара, совершения террористического акта, действий криминального характера).
Безопасно вести себя на авиационном транспорте. Знать
порядок действий при возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара, совершения террористического акта, действий криминального характера).

МОДУЛЬ № 4. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
Характеризовать источники опасности в общественных
местах.
Характеризовать источники опасности, связанные с действиями человека (возникновение толпы, давки; проявление
агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся
человек).
Соблюдать правила безопасного поведения в общественных
местах.
Знать порядок действий при попадании в толпу, давку.
Соблюдать правила поведения при проявлении агрессии.
Знать порядок действий при криминальной опасности.
Знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек.
Знать порядок действий при угрозе или возникновении
пожара в различных общественных местах (лечебных, образовательных, культурных учреждениях).
Знать порядок действий при угрозе обрушения зданий
или отдельных конструкций.
Знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

11

МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Характеризовать основные источники опасности в природной среде.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения на природе (в лесу; в горах; на водоёмах).
Иметь представление о способах ориентирования на местности, традиционных и современных средствах навигации.
Знать порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде.
Знать способы подачи сигнала о помощи.
Иметь представление о возможностях выживания в автономных условиях (способах сооружения убежища; получения воды и пищи; защиты от перегрева и переохлаждения;
правилах поведения при встрече с дикими животными).
Знать приёмы оказания первой помощи при перегреве,
переохлаждении, отморожении.
Знать общие правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.
Знать о причинах возникновения природных пожаров.
Характеризовать роль человека в возникновении и предупреждении природных пожаров. Приводить примеры.
Иметь представление о мероприятиях по борьбе с природными пожарами, возможных последствиях и способах их
смягчения.
Иметь представление о возможностях прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий и последствиях
чрезвычайных ситуаций геологического характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях
геологического характера.
Иметь представление о возможностях прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий и последствиях
чрезвычайных ситуаций гидрологического характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях гидрологического характера.
Иметь представление о возможностях прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий и последствиях
чрезвычайных ситуаций метеорологического характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях метеорологического характера.
12

Федеральная рабочая программа

Объяснять смысл понятия «экология». Характеризовать
влияние деятельности человека на экологию.
Сформировать бережное отношение к природе.
Разумно пользоваться природными богатствами.

МОДУЛЬ № 6. «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья»,
«здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика».
Знать факторы, влияющие на здоровье человека, и составляющие здорового образа жизни.
Иметь представления об инфекционных заболеваниях, механизмах их распространения и способах передачи. Знать меры
профилактики инфекционных заболеваний и защиты от них.
Объяснять смысл понятия «вакцинация». Иметь представление о механизме действия вакцины.
Иметь представление о национальном календаре профилактических прививок. Перечислять заболевания, вакцины от
которых включены в национальный календарь. Приводить
примеры этих заболеваний и их возможных последствий.
Раскрывать значение изобретения вакцины для жизни
людей. Приводить примеры заболеваний, которые: побеждены при помощи вакцинации; не побеждены; от которых
вакцины пока не созданы.
Классифицировать чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Приводить примеры.
Иметь представления о самых распространённых неинфекционных заболеваниях.
Характеризовать факторы риска для возникновения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных заболеваний, заболеваний дыхательной системы.
Раскрывать роль образа жизни в профилактике неинфекционных заболеваний.
Раскрывать роль диспансеризации для профилактики неинфекционных заболеваний.
Знать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний,
требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и др.).
Объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое благополучие». Знать критерии психического
здоровья и психологического благополучия и факторы, влияющие на них.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

13

Иметь представление о важности раннего выявления психических расстройств, роли инклюзивной среды.
Сформировать доброжелательное отношение к людям с
особенностями психического развития.
Характеризовать влияние хронического стресса, психотравмирующей ситуации, злоупотребления алкоголем и употребления наркотических средств на психическое здоровье
и психологическое благополучие человека.
Сформировать негативное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков.
Знать и применять способы сохранения психического здоровья.
Знать критерии, когда необходима помощь специалиста.
Характеризовать и соотносить понятия «первая помощь»
и «скорая медицинская помощь».
Знать состояния, при которых оказывается первая помощь, мероприятия первой помощи, алгоритм первой помощи.
Владеть приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях. Знать порядок действий в сложных случаях оказания первой помощи (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных
средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно).

МОДУЛЬ № 7. «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Объяснять смысл понятий «общение», «социальная группа», «большая группа», «малая группа».
Знать принципы и показатели эффективного межличностного общения и общения в группе.
Соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах
(в школьном классе; в коллективе кружка, секции; в спортивной команде).
Приводить примеры межличностного, группового и межгруппового конфликтов. Приводить примеры способов избегания и разрешения конфликтных ситуаций.
Характеризовать опасные проявления конфликтов. Знать
способы разрешения межличностных конфликтов, способы
противодействия буллингу и проявлению насилия.
Сформировать негативное отношение к опасным проявлениям конфликтов.
14

Федеральная рабочая программа

Уметь распознавать манипуляцию. Отличать просьбы, аргументированное воздействие от манипулятивного, иных
форм деструктивного воздействия. Знать различные манипулятивные приёмы. Иметь представление о современных формах манипуляций, в том числе с применением цифровых
технологий или с использованием деструктивных психологических технологий.
Уметь распознавать манипулятивные компоненты в мошеннических криминалистических схемах.
Знать основы противодействия манипуляциям, организации пространства для «здорового» общения внутри различных групп и коллективов и владеть ими.
Уметь отличать конструктивные способы психологического
воздействия от деструктивных форм.
Иметь представление о механизмах психологического влияния в больших группах. Характеризовать способы воздействия на человека в большой группе (заражение; внушение;
подражание).

МОДУЛЬ № 8. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»
Характеризовать смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след».
Раскрывать сущность и приводить примеры положительного и отрицательного влияния цифровой среды на жизнь
человека.
Знать признаки, осознавать опасность цифровой зависимости.
Характеризовать основные риски цифровой среды.
Иметь представление об основных правах человека в цифровой среде.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения в цифровой среде.
Знать основные виды вредоносного программного обеспечения, принципы работы. Характеризовать признаки мошенничества в цифровой среде.
Знать и применять правила безопасного использования
электронных устройств и программного обеспечения, правила защиты от мошенников.
Характеризовать основные поведенческие риски в цифровой среде.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

15

Осознавать опасность сетевой травли. Знать правила противостояния травле в цифровой среде и профилактические
меры.
Характеризовать признаки деструктивных сообществ и деструктивного контента в цифровой среде. Знать признаки
вовлечения в деструктивные сообщества. Знать правила профилактики вовлечения в деструктивные сообщества и противодействия ему.
Знать и соблюдать правила безопасной коммуникации в
цифровой среде.
Объяснять смысл понятия «достоверность информации».
Знать критерии проверки достоверности информации.
Объяснять смысл понятия «информационный пузырь».
Знать основные признаки манипуляции сознанием и пропаганды.
Объяснять смысл понятия «фейк». Иметь представление о
целях создания и распространения фейков в цифровой среде, об их основных видах.
Знать правила и основные инструменты распознавания
фейковых текстов и изображений.
Иметь представления об основах правового регулирования, основных правонарушениях в Интернете. Знать методы
защиты прав в цифровом пространстве.

МОДУЛЬ № 9. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ»
Объяснять смысл понятий «терроризм» и «экстремизм»,
их взаимосвязь. Приводить примеры экстремистской и террористической деятельности.
Характеризовать влияние экстремизма и терроризма на
жизнь государства и общества.
Сформировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма и терроризма.
Распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, знать способы противодействия.
Знать порядок действий при объявлении различных уровней террористической направленности.
Уметь действовать при угрозе (обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов) или совершении террористического акта (нападении террористов и попытке захвата
заложников; попадании в заложники; огневом налёте; наез16

Федеральная рабочая программа

де транспортного средства; подрыве взрывного устройства),
проведении контртеррористической операции.
Объяснять цели, задачи, принципы противодействия экстремизму.
Объяснять цели, задачи, принципы противодействия терроризму. Знать структуру общегосударственной системы
противодействия терроризму.

МОДУЛЬ № 10. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ
И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Знать роль обороны страны для мирного социально-экономического развития Российской Федерации.
Характеризовать роль Вооружённых сил Российской Федерации в обороне страны, борьбе с международным терроризмом. Приводить примеры.
Иметь представление о современном облике Вооружённых
сил Российской Федерации.
Объяснять смысл понятий «воинская обязанность» и «военная служба».
Иметь начальные знания в области обороны, основ военной службы.
Характеризовать роль гражданской обороны в обеспечении национальной безопасности. Знать права и обязанности
граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.
Иметь представления о классификации чрезвычайных ситуаций.
Характеризовать принципы организации Единой системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Иметь представление о задачах РСЧС. Приводить примеры.
Знать права и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
Иметь представление о правовой основе обеспечения национальной безопасности.
Знать принципы обеспечения национальной безопасности.
Характеризовать роль реализации национальных приоритетов в обеспечении безопасности.
Объяснять роль личности, общества, государства в реализации национальных приоритетов, приводить примеры.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

17

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения
учебного предмета ОБЖ, должны способствовать процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к
окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа
Российской Федерации и к жизни в целом.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав,
обязанностей и ответственности в области защиты населения
и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
18

Федеральная рабочая программа

готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества
в области обеспечения комплексной безопасности личности,
общества и государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и
боевым подвигам героев Отечества, гордости за свою Родину
и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, Российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной,
идейная убеждённость и готовность к служению Отечеству
и его защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, готовность реализовать рискориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему
поколению, семье, культуре и традициям народов России,
принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой
безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного
развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

19

знание приёмов оказания первой помощи и готовность
применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных
привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства,
обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению
требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе соблюдения экологической грамотности и
разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях
знаний, современной концепции культуры безопасности
жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета
ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации
принципов безопасного поведения (способность предвидеть
20

Федеральная рабочая программа

опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации, по возможности избегать их, безопасно действовать в таких ситуациях).

2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать овладение
универсальными учебными действиями.

Овладение универсальными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать
их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для
обобщения, сравнения и классификации событий и явлений
в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации рискориентированного
поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать
их различные состояния для решения познавательных задач,
переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей
задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач;
2) базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами в области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и
выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

21

ный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их
корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания из других предметных областей для
решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в
повседневную жизнь;
3) работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах
с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять
признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения, безопасными действиями по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
22

Федеральная рабочая программа

2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с
учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого
участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс
и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды
в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с
позиции новизны и практической значимости; проявлять
творчество и разумную инициативу.

Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний из других предметных
областей; повышать образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить
коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможность контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и
оценке образовательной ситуации; признавать право на
ошибку свою и чужую.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

23

3. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность
у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного
поведения в интересах благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства. Приобретаемый опыт
проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения
учебного предмета ОБЖ, должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, на транспорте, в общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка
действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми участниками движения,
правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на
практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной
среде, умение применять их на практике; знание порядка
действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, о ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера;
24

Федеральная рабочая программа

знание основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их
на практике для предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных
местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения
в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического
акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире, об угрозах военного характера, о роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действий при
сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

25

26

Федеральная рабочая программа

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Понятие «культура безопасности»,
его значение в жизни человека,
общества, государства.
Соотношение понятий «опасность»,
«безопасность», «риск» («угроза»).
Соотношение понятий «опасная
ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация».
Представление об уровнях взаимодействия человека и окружающей
среды.
Общие принципы (правила) безопасного поведения.
Индивидуальный, групповой,
общественно-государственный
уровни решения задачи обеспечения
безопасности

Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».
Влияние действий и поступков
человека на его безопасность и
благополучие.

Современные представления
о культуре безопасности

Влияние поведения на
безопас­ность. Рискориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне
личности, общества, государства

Объясняют смысл понятий «виктимность», «виктимное поведение»,
«безопасное поведение».
Анализируют влияние поведения
человека на его безопасность. Приводят примеры.

Объясняют смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск»
(«угроза»), «культура безопасности»,
«опасная ситуация», «экстремальная
ситуация», «чрезвычайная ситуация». Объясняют их взаимосвязь.
Анализируют актуальные проблемы
безопасности жизнедеятельности.
Приводят примеры решения задач по
обеспечению безопасности в повседневной жизни (индивидуальный,
групповой и общественно-государственный уровни).
Рассказывают об общих принципах
безопасного поведения, приводят
примеры

Модуль № 1. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» (2 ч)

Темы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (68 ч)

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

27

Источники опасности в быту.
Профилактика и первая
помощь при отравлениях

Вырабатывают навыки оценки своих
действий с точки зрения их влияния
на безопасность.
Раскрывают суть рискориентированного подхода к обеспечению безопасности. Приводят примеры реализации рискориентированного подхода
на уровне личности, общества,
государства

Источники опасности в быту, их
классификация. Общие правила
безопасного поведения.
Защита прав потребителя. Правила
безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых
отравлений. Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях

Раскрывают источники опасностей и
классифицируют бытовые опасности.
Обосновывают зависимость риска
(угрозы) их возникновения от
поведения человека.
Объясняют права и обязанности
потребителя, правила совершения
покупок, в том числе в Интернете.
Оценивают их роль в совершении
безопасных покупок.
Оценивают риски возникновения
бытовых отравлений, вырабатывают
навыки их профилактики.
Актуализируют навыки первой
помощи при бытовых отравлениях

Модуль № 2. «Безопасность в быту» (6 ч)

Действия, позволяющие предвидеть
опасность.
Действия, позволяющие избежать
опасности.
Действия в экстремальной и опасной
ситуации.
Рискориентированное мышление как
основа обеспечения безопасности.
Рискориентированный подход к
обеспечению безопасности личности,
общества, государства

28

Федеральная рабочая программа

Основное содержание

Предупреждение бытовых травм.
Правила безопасного поведения в
ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные
занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц
и др.). Первая помощь при ушибах,
переломах, кровотечениях.
Основные правила безопасного
поведения при обращении с газовыми и электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок
проведения сердечно-лёгочной
реанимации.
Основные правила пожарной безопасности в быту.
Термические и химические ожоги.
Первая помощь при ожогах

Правила безопасного поведения в
местах общего пользования (подъезд,
лифт, мусоропровод, придомовая
территория, детская площадка,
площадка для выгула собак и др.).
Коммуникация с соседями. Меры по
предупреждению преступлений.

Темы

Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая
помощь при них. Пожарная
безопасность в быту

Безопасное поведение в
местах общего пользования

Раскрывают правила безопасного
поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, мусоропровод,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и
др.).

Оценивают риски получения бытовых травм. Анализируют взаимо­
связь поведения и риска получить
травму.
Актуализируют правила пожарной
безопасности и электробезопасности,
оценивают влияние соблюдения
правил на безопасность в быту.
Вырабатывают навыки безопасного
поведения в быту при использовании
газового и электрического оборудования.
Актуализируют навыки поведения
при угрозе и возникновении пожара.
Актуализируют навыки первой
помощи при бытовых травмах,
ожогах, порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

29

Безопасность дорожного
движения

Оценивают влияние конструктивной
коммуникации с соседями на уровень
безопасности, приводят примеры.
Оценивают риски противоправных
действий, вырабатывают навыки,
снижающие криминальные риски.
Рассказывают о правилах поведения
при возникновении коммунальной
аварии.
Вырабатывают навыки взаимодействия с коммунальными службами

История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Рискориентированный подход
к обеспечению безопасности на
транспорте.
Безопасность пешехода в разных
условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток;
движение с использованием средств
индивидуальной мобильности).
Взаимосвязь безопасности водителя
и пассажира. Правила безопасного
поведения при поездке в легковом
автомобиле, автобусе. Ответственность водителя. Ответственность
пассажира.
Представления о знаниях и навыках,
необходимых водителю

Актуализируют правила дорожного
движения.
Анализируют изменение правил
дорожного движения в зависимости
от изменения уровня рисков (рискориентированный подход).
Оценивают риски для пешехода при
разных условиях, вырабатывают
навыки безопасного поведения.
Рассказывают о влиянии действий
водителя и пассажира на безопасность дорожного движения. Приводят примеры.
Объясняют права, обязанности,
ответственность пешехода, пассажира, водителя.
Анализируют, какие знания и
навыки необходимы водителю

Модуль № 3. «Безопасность на транспорте» (6 ч)

Аварии на коммунальных системах
жизнеобеспечения. Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия
с ними. Действия в экстренных
случаях

30

Федеральная рабочая программа

Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим количеством
участников)

Основные источники опасности в
метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной
или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на
железнодорожном транспорте.
Правила безопасного поведения.
Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или
чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на
водном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий

Безопасное поведение на
разных видах транспорта

Основное содержание

Порядок действий при
дорожно-транспортных
происшествиях

Темы

Раскрывают источники опасности на
различных видах транспорта.
Приводят примеры.
Объясняют правила безопасного
поведения на транспорте. Приводят
примеры влияния поведения на
безопасность.
Рассказывают о порядке действий
при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной
ситуации на различных видах
транспорта

Анализируют правила безопасного
поведения при дорожно-транспортных происшествиях разного харак­
тера.
Вырабатывают навыки оценки
рисков и планирования своих
действий на основе этой оценки.
Актуализируют навыки первой
помощи, навыки пользования
огнетушителем

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

31

Безопасность в общественных местах. Опасности
социально-психологического
характера

Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила
безопасного поведения.
Опасности в общественных местах
социально-психологического характера (возникновение толпы и давки;
проявление агрессии; криминальные
ситуации; случаи, когда потерялся
человек).
Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы,
давки. Эмоциональное заражение в
толпе, способы самопомощи. Особенности поведения при попадании в
агрессивную и паническую толпу

Перечисляют и классифицируют
основные источники опасности в
общественных местах.
Раскрывают общие правила безопасного поведения в общественных
местах, характеризуют их влияние
на уровень безопасности.
Вырабатывают навыки оценки
рисков возникновения толпы, давки.
Рассказывают о действиях, которые
минимизируют риски попадания в
толпу, давку, и о действиях, которые
позволяют минимизировать риск
получения травмы в случае попадания в толпу, давку

Модуль № 4. «Безопасность в общественных местах» (6 ч)

при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной
ситуации.
Основные источники опасности на
авиационном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок
действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации

32

Федеральная рабочая программа

Оценивают риски возникновения
ситуаций криминального характера
в общественных местах.
Вырабатывают навыки безопасного
поведения при проявлении агрессии.
Вырабатывают навыки безопасного
поведения для снижения рисков
криминального характера.
Оценивают риски потеряться в
общественном месте.
Объясняют порядок действий в
случаях, когда потерялся человек
Актуализируют правила пожарной
безопасности в общественных
местах.
Выделяют особенности поведения
при угрозе пожара и пожаре в
общественных местах разного типа.
Актуализируют правила поведения
при угрозе обрушения или обрушении зданий или отдельных конструкций.
Раскрывают правила поведения при
угрозе совершения или совершении
террористического акта в общественном месте

Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с
массовым пребыванием людей
(лечебные, образовательные, культурные, торгово-развлекательные
учреждения).
Меры безопасности и порядок
действий при угрозе обрушения
зданий и отдельных конструкций.
Меры безопасности и порядок
поведения при угрозе, в условиях
совершения террористического акта

Безопасность в общественных местах. Действия при
пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического
акта

Основные виды деятельности
обучающихся

Правила безопасного поведения при
проявлении агрессии.
Криминальные ситуации в общественных местах. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
попадании в опасную ситуацию.
Порядок действий в случаях, когда
потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой человек; человек с
ментальными расстройствами).
Порядок действий в ситуации, если
вы обнаружили потерявшегося
человека

Основное содержание

Безопасность в общественных местах. Опасности
криминального характера

Темы

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

33

Выживание в автономных
условиях

Безопасность в природной
среде

Отдых на природе. Источники
опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в
лесу, в горах, на водоёмах.
Общие правила безопасности в
походе. Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности обеспечения безопасности в
горном походе.
Ориентирование на местности.
Карты, традиционные и современные
средства навигации (компас, GPS)
Порядок действий в случаях, когда
человек потерялся в природной
среде.
Источники опасности в автономных
условиях. Сооружение убежища.
Получение воды и питания. Способы
защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях.
Первая помощь при перегревании,
переохлаждении и отморожении

Выделяют и классифицируют
источники опасности в природной
среде.
Раскрывают особенности безопасного
поведения при нахождении в природной среде, в том числе в лесу, на
водоёмах, в горах.
Рассказывают о способах ориентирования на местности. Анализируют
разные способы ориентирования,
сравнивают их особенности, выделяют преимущества и недостатки
Вырабатывают навыки безопасного
поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде.
Рассказывают о порядке действий,
если человек потерялся в природной
среде.
Актуализируют знания об основных
источниках опасности при автономном нахождении в природной среде;
о способах подачи сигнала о помощи.
Рассказывают о способах сооружения
убежища для защиты от перегрева и
переохлаждения, получения воды и
пищи, правилах поведения при
встрече с дикими животными.
Актуализируют навыки первой
помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении; навыки транспортировки пострадавших

Модуль № 5. «Безопасность в природной среде» (7 ч)

34

Федеральная рабочая программа

Чрезвычайные ситуации
геологического характера:
землетрясения, извержение

Чрезвычайные ситуации
природного характера.
Природные пожары

Темы

Чрезвычайные ситуации геологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения,

Чрезвычайные ситуации природного
характера. Общие правила поведения
в чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать
опасности; действовать: прекратить
или минимизировать воздействие
опасных факторов; дождаться
помощи).
Природные пожары. Возможности
прогнозирования и предупреждения.
Правила безопасного поведения.
Последствия природных пожаров
для людей и окружающей среды

Основное содержание

Называют и характеризуют чрезвычайные ситуации геологического
характера.

Называют и классифицируют
чрезвычайные ситуации природного
характера.
Выделяют наиболее характерные
риски для своего региона с учётом
географических, климатических
особенностей, традиций ведения
хозяйственной деятельности, отдыха
на природе.
Раскрывают применение принципов
безопасного поведения (предвидеть
опасность; по возможности избежать
её; при необходимости действовать)
для чрезвычайных ситуаций природного характера.
Анализируют причины и признаки
возникновения природных пожаров.
Обосновывают влияние поведения
человека на риски возникновения
природных пожаров.
Вырабатывают навыки безопасных
действий при угрозе и возникновении природного пожара

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

35

смягчения последствий. Правила
безопасного поведения. Последствия
чрезвычайных ситуаций геологического характера

Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий. Правила
безопасного поведения. Последствия
чрезвычайных ситуаций гидрологического характера

вулканов, оползни, сели,
камнепады, снежные лавины

Чрезвычайные ситуации
гидрологического характера:
наводнения, паводки,
половодья, цунами

Называют и характеризуют чрезвычайные ситуации гидрологического
характера.
Раскрывают возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций гидрологического харак­
тера.
Актуализируют знания о правилах
безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического
характера.
Оценивают риски чрезвычайных
ситуаций гидрологического характера для своего региона. Приводят
примеры рискориентированного
поведения

Раскрывают возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций геологического характера.
Актуализируют знания о правилах
безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического
характера.
Оценивают риски чрезвычайных
ситуаций геологического характера
для своего региона. Приводят
примеры рискориентированного
поведения

36

Федеральная рабочая программа

Влияние деятельности человека на
природную среду. Причины и источники загрязнения Мирового океана,
рек, почвы, космоса. Чрезвычайные
ситуации экологического характера.
Возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий. Экологическая грамотность и
разумное природопользование

Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий. Правила
безопасного поведения. Последствия
чрезвычайных ситуаций метеорологического характера

Чрезвычайные ситуации
метеорологического характера: бури, ливни, град, мороз,
жара

Экологическая грамотность
и разумное природопользование

Основное содержание

Темы

Характеризуют источники экологических угроз, обосновывают влияние
человеческого фактора на риски их
возникновения.
Характеризуют значение рискориентированного подхода к обеспечению
экологической безопасности.
Вырабатывают навыки экологической грамотности и разумного
природопользования

Называют и характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического характера.
Раскрывают возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий чрезвычайных ситуаций
метеорологического характера.
Актуализируют знания о правилах
безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях метеорологического характера.
Оценивают риски чрезвычайных
ситуаций метеорологического
характера для своего региона.
Приводят примеры рискориентированного поведения

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

37

Понятия «здоровье», «охрана
здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика».
Биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические факторы,
влияющие на здоровье человека.
Составляющие здорового образа
жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие

Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и способы передачи
инфекционных заболеваний. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации.
Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по
эпидемиологическим показаниям.
Значение изобретения вакцины для
человечества

Факторы, влияющие на
здоровье человека. Здоровый
образ жизни

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в
борьбе с инфекционными
заболеваниями

Характеризуют инфекционные
заболевания, раскрывают основные
способы распространения и передачи
инфекционных заболеваний.
Вырабатывают навыки соблюдения
мер личной профилактики.
Раскрывают роль вакцинации в
профилактике инфекционных
заболеваний. Приводят примеры.
Объясняют значение национального
календаря профилактических
прививок и вакцинации населения.
Характеризуют роль вакцинации для
сообщества в целом.

Объясняют смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,
«профилактика» и выявляют взаимосвязь между ними.
Оценивают степень влияния биологических, социально-экономических,
экологических, психологических
факторов на здоровье.
Оценивают значение здорового
образа жизни и его элементов для
состояния человека, приводят
примеры из собственного опыта

Модуль № 6. «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний» (8 ч)

38

Федеральная рабочая программа

Основное содержание

Неинфекционные заболевания.
Самые распространённые неинфекционные заболевания. Факторы
риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска
возникновения онкологических
заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной
системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний.
Меры профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний.

Темы

Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры
профилактики. Роль диспансеризации для сохранения
здоровья

Характеризуют наиболее распространённые неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и др.). Оценивают основные факторы риска их
возникновения и степень опасности.
Анализируют признаки угрожающих
жизни и здоровью состояний (инсульт, сердечный приступ и др.).
Вырабатывают навыки вызова
скорой медицинской помощи.
Обосновывают роль образа жизни в
профилактике неинфекционных
заболеваний и защите от них.

Объясняют смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим показаниям».
Характеризуют чрезвычайные
ситуации биолого-социального
характера, действия при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера. Приводят примеры
реализации рискориентированного
подхода к обеспечению безопасности
при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

39

Психическое здоровье и
психологическое благополучие

Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и
психологического благополучия.
Основные факторы, влияющие на
психическое здоровье и психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и
укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических
расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация
условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления
алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям,
перенёсшим психотравмирующую
ситуацию).
Меры, направленные на сохранение
и укрепление психического здоровья

Признаки угрожающих жизни и
здоровью состояний, требующих
вызова скорой медицинской помощи
(инсульт, сердечный приступ, острая
боль в животе, эпилепсия и др.)
Объясняют смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое
благополучие», характеризуют их
влияние на жизнь человека.
Объясняют основные критерии
психического здоровья и психологического благополучия.
Характеризуют факторы, влияющие
на психическое здоровье и психологическое благополучие.
Объясняют основные направления
сохранения и укрепления психического здоровья и психологического
благополучия.
Характеризуют негативное влияние
вредных привычек на умственную и
физическую работоспособность,
благополучие человека, общества,
государства.
Характеризуют роль раннего выявления психических расстройств и
создания благоприятных условий для
развития. Объясняют смысл понятия
«инклюзивное обучение».

Раскрывают значение диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных заболеваний, объясняют порядок прохождения диспансеризации

40

Федеральная рабочая программа

Первая помощь

Темы

Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи.
Состояния, при которых оказывается
первая помощь. Мероприятия первой
помощи. Алгоритм первой помощи.
Оказание первой помощи в сложных
случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с
использованием подручных средств;
первая помощь при нескольких
травмах одновременно).
Действия при прибытии скорой
медицинской помощи

Основное содержание

Объясняют правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации.
Объясняют смысл понятий «первая
помощь», «скорая медицинская
помощь», их соотношение.
Актуализируют знания о состояниях, в которых оказывается первая
помощь, и мероприятиях первой
помощи.
Актуализируют навыки применения
алгоритма первой помощи.
Вырабатывают навыки безопасных
действий по оказанию первой помощи
в различных условиях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая
помощь с использованием подручных
средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно)

Вырабатывают навыки, позволяющие минимизировать влияние
хронического стресса.
Характеризуют признаки психологического неблагополучия и критерии
обращения за помощью

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

41

Определение понятия «общение».
Особенности общения людей. Принципы и показатели эффективного
общения.
Общие представления о понятиях
«социальная группа», «большая
группа», «малая группа».
Межличностное общение, общение в
группе, межгрупповое общение
(взаимодействие). Особенности
общения в группе. Психологические
характеристики группы и особенности взаимодействия в группе.
Групповые нормы и ценности.
Коллектив как социальная группа.
Психологические закономерности в
группе

Понятие «конфликт». Стадии
развития конфликта. Конфликты в
межличностном общении; конфликты в малой группе.
Факторы способствующие и препятствующие эскалации конфликта.
Способы поведения в конфликте.
Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное поведение в
конфликте. Роль регуляции эмоций
при разрешении конфликта, виды

Общение в жизни человека.
Межличностное общение,
общение в группе

Конфликты и способы их
разрешения

Объясняют смысл понятия «конфликт». Называют стадии развития
конфликта. Приводят примеры.
Анализируют факторы, способствующие и препятствующие развитию
конфликта.
Вырабатывают навыки конструктивного разрешения конфликта.
Объясняют условия привлечения
третьей стороны для разрешения
конфликта.

Объясняют смысл понятия «общение». Характеризуют роль общения в
жизни человека. Приводят примеры
межличностного общения и общения
в группе.
Объясняют смысл понятий «социальная группа», «малая группа»,
«большая группа».
Характеризуют взаимодействие в
группе.
Объясняют влияние групповых норм
и ценностей на комфортное и безопасное взаимодействие в группе.
Приводят примеры

Модуль № 7. «Безопасность в социуме» (8 ч)

42

Федеральная рабочая программа

Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия

Темы

Способы психологического воздействия.
Психологическое влияние в малой
группе. Положительные и отрицательные стороны конформизма.
Эмпатия и уважение к партнёру
(партнёрам) по общению как основа
коммуникации.
Убеждающая коммуникация. Этапы
убеждения. Подчинение и сопротивление влиянию.
Манипуляция в общении. Цели,
технологии и способы противодействия. Манипулятивное воздействие

эмоциональной регуляции. Способы
разрешения конфликтных ситуаций.
Основные формы участия третьей
стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта. Ведение
переговоров при разрешении конфликта.
Опасные проявления конфликтов.
Конфликт, буллинг, насилие. Понятие «виктимность». Способы противодействия буллингу и проявлению
насилия

Основное содержание

Перечисляют способы психологического воздействия.
Формируют навыки конструктивного
общения.
Объясняют смысл понятия «манипуляция». Называют характеристики
манипулятивного воздействия.
Приводят примеры.
Формируют навыки противодействия
манипуляции

Вырабатывают навыки пресечения
опасных проявлений конфликтов.
Раскрывают способы противодействия буллингу, проявлениям
насилия

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

43

Деструктивные псевдопсихологические технологии.
Психологическое влияние в больших
группах. Способы воздействия на
человека в большой группе (заражение; убеждение; внушение; подражание)

Раскрывают способы воздействия на
человека в большой группе (заражение; убеждение; внушение; подражание). Приводят примеры.
Формируют навыки выявления
деструктивных псевдопсихологических технологий и противостояния
их воздействию

Безопасность в цифровой
среде

Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды
на жизнь человека. Приватность,
персональные данные.
Цифровая зависимость, её признаки
и последствия.
Опасности и риски цифровой среды,
их источники.
Правила безопасного поведения в
цифровой среде

Характеризуют цифровую среду, её
влияние на жизнь человека. Объясняют смысл понятий «цифровая
среда», «цифровой след», «персональные данные».
Анализируют угрозы цифровой
среды (цифровая зависимость;
вредоносное программное обеспечение; сетевое мошенничество и
травля; вовлечение в деструктивные
сообщества; запрещённый контент),
раскрывают их характерные признаки.
Вырабатывают навыки безопасных
действий по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите
от опасностей цифровой среды

Модуль № 8. «Безопасность в информационном пространстве» (8 ч)

Психологические механизмы
воздействия на большие
группы людей

в группе. Манипулятивные приёмы.
Манипуляция и мошенничество

44

Федеральная рабочая программа

Объясняют смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное программное обеспечение».
Характеризуют и классифицируют
опасности, анализируют риски,
источником которых является
вредоносное программное обеспечение.
Вырабатывают навыки безопасного
использования устройств и программ
Перечисляют и классифицируют
риски, связанные с поведением
людей в цифровой среде.
Раскрывают опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой среде
(имитация близких социальных
отношений; травля; шантаж разглашением сведений; вовлечение в
деструктивную, противоправную
деятельность), способы их выявления и противодействия им.
Вырабатывают навыки безопасной
коммуникации в цифровой среде

Основное содержание

Вредоносное программное обеспечение. Виды вредоносного программного
обеспечения, его цели, принципы
работы. Правила защиты от вредоносного программного обеспечения.
Кража персональных данных,
паролей. Мошенничество, фишинг,
правила защиты от мошенников.
Правила безопасного использования
устройств и программ

Поведенческие риски в цифровой
среде и их причины.
Опасные персоны, имитация близких
социальных отношений. Неосмотрительное поведение и коммуникация в
Сети как угроза для будущей жизни
и карьеры.
Травля в Сети, методы защиты от
травли.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой
среде, их признаки. Механизмы
вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция,
воронки вовлечения.

Темы

Опасности, связанные с
использованием программного обеспечения

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой
среде

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

45

Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации.
Проверка на достоверность.
«Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные
советчики, манипуляторы.
Понятие «фейк», цели и виды,
распространение фейков.
Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений

Понятие прав человека в цифровой
среде, их защита.
Ответственность за действия в
Интернете. Запрещённый контент.
Защита прав в цифровом пространстве

Достоверность информации в
цифровой среде

Защита прав в цифровом пространстве

Радикализация деструктива. Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества.
Правила коммуникации в цифровой
среде

Раскрывают правовые основы
взаимодействия с цифровой средой,
вырабатывают навыки безопасных
действий по защите прав в цифровой
среде.
Объясняют права, обязанности
и ответственность граждан и организаций в информационном пространстве

Объясняют смысл и взаимосвязь
понятий «достоверность информации», «информационный пузырь»,
«фейк».
Вырабатывают навыки проверки
достоверности, легитимности информации, её соответствия правовым и
морально-этическим нормам

46

Федеральная рабочая программа

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Экстремизм и терроризм как угроза
устойчивому развитию общества.
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты
проявления экстремизма, возможные
последствия. Преступления террористической направленности, их цель,
причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки. Предупреждение вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействие этому

Формы совершения террористических актов. Уровни террористической угрозы. Правила поведения и
порядок действий при угрозе или
совершении террористического акта,
проведении контртеррористической
операции

Экстремизм и терроризм как
угроза устойчивому развитию общества

Правила безопасного поведения при угрозе и совершении
террористического акта

Анализируют методы и виды террористической деятельности.
Характеризуют уровни террористической опасности, вырабатывают
навыки безопасных действий при их
объявлении.
Актуализируют навыки безопасных
действий при угрозе (обнаружение
бесхозных вещей, подозрительных

Характеризуют экстремизм и терроризм как угрозу благополучию
человека, стабильности общества и
государства.
Объясняют смысл и взаимосвязь
понятий «экстремизм» и «терроризм». Анализируют варианты
их проявления и возможные последствия.
Анализируют признаки вовлечения в
экстремистскую и террористическую
деятельность, вырабатывают навыки
безопасных действий при их обнаружении

Модуль № 9. «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (6 ч)

Темы

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

47

Противодействие экстремизму и
терроризму в Российской Федерации.
Цели, задачи, принципы

Раскрывают правовые основы,
структуру и задачи государственной
системы противодействия экстремизму и терроризму.
Объясняют права, обязанности и
ответственность граждан и организаций в области противодействия
экстремизму и терроризму

Оборона страны как обязательное условие её благополучного развития

Россия в современном мире. Оборона
страны как обязательное условие
мирного социально-экономического
развития Российской Федерации и
обеспечения её военной безопасности. Роль Вооружённых сил Российской Федерации и других войск,
воинских формирований и органов,
повышения мобилизационной
готовности Российской Федерации в
обеспечении национальной безопасности.
Современная армия. Воинская

Анализируют угрозы военной
безопасности Российской Федерации,
обосновывают значение обороны
государства для мирного социально-экономического развития страны.
Характеризуют роль Вооружённых
сил Российской Федерации и других
войск, воинских формирований и
органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации в обеспечении национальной
безопасности. Приводят примеры.

Модуль № 10. «Взаимодействие личности, общества и государства
в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения» (9 ч)

Противодействие экстремизму и терроризму

предметов и др.) и совершении
террористического акта (подрыв
взрывного устройства; наезд транспортного средства; попадание в
заложники и др.), проведении
контртеррористической операции

48

Федеральная рабочая программа

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Темы

Классификация чрезвычайных
ситуаций по масштабам и причинам
возникновения.
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Территориальный и функциональный
принцип организации РСЧС.

обязанность и военная служба.
Подготовка к службе в армии.
Права и обязанности граждан
Российской Федерации в области
гражданской обороны

Основное содержание

Классифицируют чрезвычайные
ситуации по масштабам и причинам
возникновения. Приводят примеры.
Характеризуют правовую основу
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.

Объясняют историю развития и
характеризуют современное состояние Вооружённых сил Российской
Федерации.
Приводят примеры применения
Вооружённых сил Российской
Федерации в борьбе с международным терроризмом.
Раскрывают понятия «воинская
обязанность», «военная служба».
Раскрывают содержание подготовки
к службе в армии.
Объясняют права и обязанности
граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны.
Актуализируют действия при
сигнале «Внимание всем!»

Основные виды деятельности
обучающихся

Продолжение

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 10—11 классы

49

Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности

Правовая основа обеспечения национальной безопасности.
Принципы обеспечения национальной безопасности.
Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого
развития Российской Федерации.
Взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов

Её задачи и примеры их решения.
Права и обязанности граждан в
области защиты от чрезвычайных
ситуаций

Раскрывают правовые основы и
принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Характеризуют роль личности,
общества и государства в достижении
стратегических национальных
приоритетов. Объясняют значение их
реализации в обеспечении комплексной безопасности и устойчивого
развития Российской Федерации,
приводят примеры

Раскрывают понятие Единой системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
объясняют задачи РСЧС, приводят
примеры их решения.
Объясняют права и обязанности
граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».