Краеведение

Оглавление
Паспорт программы………………………………………………………
Пояснительная записка…………………………………………………...
Учебный план……………………………………………………………..
Содержание программы………………………………………………….
Методическое обеспечение………………………………………………
1) Материально-техническое обеспечение……………………………..
2) Методические и дидактические материалы…………………………
3) Оценочные материалы………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………….

1

3
4
9
10
13
13
13
15
19

Паспорт программы
Полное наименование программы Юный краевед
Руководитель ОУ
Тарасова Ирина Михайловна
Исполнитель, юридический адрес - МБОУ «Шамарская СОШ № 26»,
Свердловская область, Шалинский район, п. Шамары, ул. Первомайская, 31
ФИО автора
Перина Надежда Александровна
Должность автора
Учитель истории
Целевые группы
Обучающиеся в возрасте 12-15 лет
Цель программы – формирование у обучающихся чувства патриотизма,
развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать
знания, приобщение к поисково– исследовательской и проектной
деятельности.
Направленность
туристско-краеведческая
Срок реализации программы
1 год
Уровень освоения программы Ознакомительный
Краткое содержание программы – данная программа знакомит
обучающихся с историей земли Шалинской, историей Урала, позволяет
освоить приемы работы с краеведческим материалом. По окончании
освоения программы обучающийся научатся собирать и анализировать
сведения о своих земляках, записывать биографии односельчан, сохранять
историю малой родины для будущего поколений.

2

Пояснительная записка
1. Направленность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет
туристско-краеведческую направленность и ориентирована на формирование
общей
культуры
обучающихся
удовлетворение
индивидуальных
потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии в процессе
изучения краеведческого материала.
Программа направлена на развитие познавательных, исследовательских
навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного
края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране
природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы
малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная,
архивная и экспедиционная работа.
2. Нормативно-правовая база:
Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196,
- Концепцией развития дополнительного образования детей
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и
науки Российской Федерации «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3

(утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории «Свердловской области на
период до 2035 года»;
- Постановлением главы Шалинского городского округа от 23 декабря
2020 года № 114 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании детей»;
- распоряжением Управления образованием Шалинского городского
округа от 30 августа 2019 года № 151-О «О создании и функционировании
муниципального опорного центра дополнительного образования детей в
Шалинском городском округе».
3. Характеристика предмета или вида деятельности:
В понятие «краеведение» в первую очередь входит всестороннее изучение
определенной части страны местным населением, для которого эта
территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает
исследование истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Краеведение развивает у детей наблюдательность, мышление,
воспитывает патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи,
своей малой родины. При изучении «своей местности» у обучающихся
формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и
процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем
самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание
согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от
близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная
педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение –
одно из средств осуществления межпредметных связей в процессе обучения.
4. Новизна:
Новизна программы состоит в том, что, что в процессе обучения
школьники получают знания о родном посёлке, своей школе, своей
семье. Программой предусмотрено, что каждое занятие направлено на
приобщение детей к активной познавательной и творческой работе на основе
личного интереса обучающихся.
5 Актуальность:
Актуальность
программы обусловлена
новыми
социальноэкономическими условиями, требованиями к результатам образования в
соответствии с ФГОС. Изменения последних лет в социально-экономической
жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться
4

на то, что имеет ценность для десятков поколений людей, искать опору в
краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого. В последние годы
возрос интерес к истории малой родины. Вследствие этого возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию краеведческого курса.
Программа составлена по материалам школьного музея, она позволяет
больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические
особенности своей малой Родины
6. Отличительная особенность программы
Программа предназначена для дополнительного, внеурочного изучения
истории Шалинского района и посёлка Шамары;
Занятия проводятся с привлечением материалов музея МБО «Шамарская
СОШ №26».
Программа предусматривает использование межпредметных связей с
историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием,
музыкой. Использование экспонатов и документального материала,
собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.
7. Цель программы: формирование у детей исторического сознания,
патриотизма к историко-культурному наследию родного края средствами
краеведческой
деятельности.
8.Задачи программы:
Обучающие:
- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного
края,
- познакомить с приемами исследовательской и проектной деятельности по
краеведению;
- обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории
села и использования их в просветительской работе.
Развивающие:
- создать благоприятные условия для достижения результатов в
познавательно- поисковой деятельности;
- развивать творческий потенциал личности средствами самореализации;
- развивать умение контактировать со сверстниками в совместной творческой
деятельности;
-учить навыкам экскурсионной работы;
- применять мультимедийную технику в экскурсии и краеведческой работе;
-уметь выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
-содействовать гармоничному развитию личности,
-совершенствовать нравственные потребности обучающихся;
-прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего
края;

5

-формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное
отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское
самосознание, чувство гордости за родной край.
9. Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 12-15
лет.
Данный возраст является определяющим для становления человека.
Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У
них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети
поступают неправильно, сделав неправильный выбор. Именно в 12 – 15 лет
подростки учатся отличать истинные ценности от ложных. В этот же период
они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют
отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток
был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он
чувствовал себя нужным и полезным. Думаю, что занятия в историкокраеведческом кружке разовьют психологические качества личности,
способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и
толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать
самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.
10. Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 1
год обучения, 9 месяцев, уровень освоения программы - ознакомительный.
11. Режим занятий.
Год
обучения

Кол-во
Кол-во
Кол-во
Продолжительность
часов
часов
в занятий в занятия
в год
неделю
неделю
1
35 ч.
1 ч.
1
1 ак.ч.
12. Особенности организации образовательного процесса по
дополнительной общеразвивающей программе «Юный краевед»: учебные
группы формируются из обучающихся одного возраста. Прием детей
осуществляется по желанию обучающихся. Наполняемость туристскокраеведческого кружка до 15 человек.
13) Образовательные и учебные форматы, используемые в
программе.
В процессе реализации данной программы используются различные
формы и методы обучения:
1.
Объяснительно-иллюстративный
2.
Репродуктивный
3.
Проблемного изложения
6

4.
5.
6.
7.

1.
2.
3.
4.
5.

Частично-поисковый
Исследовательский
Наглядный
Контроля
Два первых предполагают изложение педагогом и усвоение обучающимся
готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую
деятельность (работа с документами и их исследование, поиск и обработка
материала для определенной темы). При реализации программы автор
намерен использовать следующие технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Индивидуализация обучения
Информационные
Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, походы,
экспедиции, экскурсии).
Ведущей формой организации детей на занятиях является групповая.
Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения,
например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и
экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Формы проведения занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми –
лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений,
исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических
конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, участие в
походах, экскурсии.

13. Планируемые результаты освоения программы:
По итогам освоения программы обучающийся будет знать:
историю своего края, своего посёлка, своей школы.







Обучающиеся должны уметь:
работать с историческими источниками;
уметь брать интервью;
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и
творческих работах;
уметь представлять свою исследовательскую работу.
Способы проверки предполагаемых результатов:
Вид контроля
14) Оценка образовательных результатов
программе.
Способы оценки предполагаемых результатов:
7

обучающихся

по

Вводный контроль
(выявление первоначальных представлений)
Диагностические задания, задачи поискового характера
Текущий контроль (по итогам каждого занятия или по итогам прохождения
темы)
Организация выставок, проведение экскурсий, классных часов, викторины,
презентации, исследовательские работы, самостоятельная работа.
Промежуточный контроль
(1 раз в полугодие)
Итоговый контроль
(по итогам всего курса)
Участие в смотрах-конкурсах, в научно-практических конференциях школы,
района, проведение экскурсий, краеведческая выставка
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- участие в школьных, районных краеведческих конкурсах;
- краеведческая выставка, на которой члены кружка готовят творческие
отчеты по интересам.

Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10
11

Количество часов
Наименование раздела,
Всего
темы
Теория
часов
Введение в краеведение 1
1
Наш край в далёком 2
1
прошлом
История
Урала
в 2
1
период освоения
Урал
в
горниле 2
1
гражданской войны
Урал – опорный край 2
1
державы
Выдающиеся уральцы. 2
1
Вклад земляков
География
Урала. 2
1
Исторические места на
карте Урала
Современный Урал
2
1
Источники по истории 2
1
Урала
Мой род в истории
4
2
Народная
2
1
8

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Анкетирование

1

Опрос

1

Практическая работа

1
1
1

1
2
2
1

12
13
14

15

16

традиционная культура
Встречи с интересными
людьми
Мастерство
экскурсовода
Виртуальная экскурсия
как способ изучения
родного края
Составление
экскурсионных
маршрутов
Проведение экскурсий
для обучающихся
Итого

1

-

1

2

1

1

4

2

2

2

1

1

3

3

35

16

19

Содержание программы
Введение в краеведение.
Теория. Что такое «краеведение». Почему нужно изучать историю родного
края. Понятие «малая родина».
Наш край в далёком прошлом.
Теория. «Рифейский камень». Появление на Урале человека. Население
Урала. Занятие коренных народов. Памятники культуры, оставленные
коренным населением.
Практика. Подготовка докладов о народах, населяющих Древний Урал.
История Урала в период освоения.
Теория. Период освоения. Первые русские города на территории Урала.
Смешение культур. Урал – ворота в Сибирь. Появление промышленности.
Демидовы.
Практика Сообщение о первых промышленниках на Урале.
Урал в горниле гражданской войны.
9

Теория.Общее положение в России в начале XX века. Белое и красное
движение на Урале. Гибель царской семьи. Последствия гражданской войны.
Практика. Работа с картой.
Урал опорный край державы.
Теория. Эвакуация промышленности на Урал. Уральский добровольческий
танковый корпус. Тыл в годы войны. Герои уральцы. Встречи с Ветеранами,
тружениками тыла, детьми войны.
Практика.Выставка плакатов и рисунков «Я помню, я горжусь!»
Выдающиеся уральцы. Вклад земляков.
Теория. Знакомство с биографиями выдающихся личностей. Герои Урала.
Поэты, писатели, художники, посвятившие свое творчество Уралу.
Практика. Создание сборника «Выдающиеся уральцы»
География Урала. Исторические места на карте Урала.
Теория. Положение Родного края на карте страны, мира. Памятники природы
на Урале. Исторические места на карте Урала.
Практика.Создание карты исторических памятников и памятников природы
Урала.
Современный Урал
Теория. Урал в современном мире. Экономика родного края. Культура.
Практика. Подготовка докладов про города Урала.
Источники по истории Урала.
Теория. Науки-помощницы: археология, палеография, метрология,
геральдика, генеалогия. Письменные исторические источники. Устные
исторические источники. Вещественные исторические источники.
Практика. Поисковая работа. Оформление выставки
Мой род в истории.
Теория. Родословная. Способы и формы записи своей родословной. Ресурсы
для поиска поколенных связей и информации о предках. Значение
генеалогии.
Практика. Составление генеалогического древа
Народная традиционная культура.

10

Теория. Обычаи, верования, приметы. Традиционные народные праздники.
Игры, песни, танцы. Прослушивание русских народных песен, частушек,
потешек.
Практика. Встреча со старшим поколением.
Встречи с интересными людьми.
Практика. Знакомство с народными умельцами, местными поэтами,
артистами, интересными людьми, краеведами.
Мастерство экскурсовода. Теория. Техника речи. Экскурсионные термины.
Этапы подготовки и проведения экскурсий.
Практика.Занятия по развитию речи. Тренинги публичных выступлений.
Ролевая игра.
Составление экскурсионных маршрутов.
Теория. Экскурсионный маршрут - понятие, виды, примеры.
Практика. Составление оригинальных маршрутов по родному краю.
Представление и защита своих маршрутов
Проведение экскурсий для учащихся.
Практика.Виды экскурсий. Правила и нормы поведения посетителей.
Техника безопасности при проведении экскурсий. Посещение музеев,
памятников природы и истории.

11

Методическое обеспечение
1) Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
34
34
34

Режим
занятий
1 занятие
по 1 часу в
неделю

Недель в I полугодии: 16
Недель во II полугодии: 18
Каникулы: 1 июня – 31 августа
Выходные дни: 31 декабря – 8 января

2) Материальное - техническое обеспечение
Учебное оборудование и приборы
№
Наименование
п/п
1. Учительский стол
2. Учительский стул
3. Ученический стол
4. Ученический стул

Количество
1 шт.
1 шт.
9 шт.
18 шт.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний
обучающихся
№
Наименование
Количество
п/п
1. Ноутбук
1 шт.
2. Мышь компьютерная
1 шт.
3. Мультимедиапроектор
1 шт.
4. Документ-камера
1 шт.
3) Методические и дидактические материалы
Наглядный материал. Таблицы.
№ Название
Издательство
п/п
1. Карты по истории Урала
2
Атласы
по
истории
Урала
Методические и учебные пособия
Для педагога
12

Год
издания
2012
2012

Количество
экземпляров
12 шт.
15 шт.

№ Название
Автор
Издательство Год
Количество
п/п
издания экземпляров
1.
Внеклассная
Д. В.
М.:
1975.
1
работа
по Кацюба
Просвещение,
истории
(Краеведение) :
пособие
для
учителей
2
История родного Кулагина Г. Свердловск:
1976
1
края: книга по А.
Сред.-Урал.
истории Среднего
книж. изд-во,
Урала для 7–8
класса
средней
школы.
История Урала с Огоновская Екатеринбург: 2001
1
древнейших
И.
С., Дом учителя
времен до конца Шкерин В.
XVIII
в.
: А
программа курса.
6–7 кл.
Для обучающегося
№ Название
Автор
Издательство Год
Количество
п/п
издания экземпляров
1. Хрестоматия
М. Е. Главацкий Изд-во Урал. 1998
15
по
истории
ун-та, изд-во
Урала. XX век
Дома учителя,
: учеб. пособие
для учащихся
старших
классов
И. С. Огоновской, Екатеринбург: 2003
История
ИД «Сократ»,
Урала
с Н. Н. Попова.
древнейших
времен
до
наших дней :
учебник
для
10–11-х
классов
общеобразоват.
учреждений

13

15

3) Оценочные материалы
Тест
Наш край в далеком прошлом.
1. Древнейший человек на Земле появился около 3 млн. лет назад. Когда
появились первые люди на Урале?
а) 1млн. лет назад,
б) 300 тыс. лет назад,
в) около. 150 тыс. лет назад.
2. Какая стоянка человека на территории края самая древняя:
а) на берегу озера Карабалыклы,
б) поселение Аркаим,
в) Идрисовская пещера на р. Юрюзань.
3.Южный Урал – единственный район в Восточной Европе, где открыты
пещеры с рисунками людей каменного века. Назовите пещеру, найденную в
Челябинской области:
а) Капова пещера,
б) Игнатьевская пещера,
в) Ключевская пещера.
4. Что служило источником сырья для изготовления каменных орудий труда
для первобытных мастеров:
а) кремень,
б) яшма,
в) гранит.
5. Керамика – один из первых искусственных материалов на планете. К
какому времени относится открытие керамики на Южном Урале:
а) Х тыс. лет до н.э.
б) V-VI тыс. до н.э.
в) III тыс. до н.э.
6. Какой первый металл начали обрабатывать люди на Южном Урале:
а) медь,
б) бронзу,
в) железо.
7.Когда на территории края начал складываться бронзовый век:
14

а) с начала II тыс. до н.э.
б) VII в. до н.э.
в) III тыс. до н.э.
8. Какое поселение бронзового века называется “Уральской Троей”:
а) Кулевчи,
б) Устье,
в) Аркаим.
9. Назовите основное занятие древних южноуральцев в период раннего
железного века:
а) земледелие,
б) скотоводство,
в) металлургия.
10. К какому времени относится складывание имущественного и социального
неравенства у древних жителей края:
а) к XVIII веку до н.э.
б) к VIII веку до н.э.
в) к I V веку до н.э.
11. Кто составлял основное население Южного Урала в IX –XV в.в.:
а) русские,
б) башкиры,
в) половцы.
12. В честь какого минерала наши предгорья именовались страной булатного
камня:
а) горный хрусталь,
б) яшма,
в) гранит.
13. В каком районе области находится укрепленное поселение бронзового
века “Аркаим”:
а) в Кизильском и Брединском районах,
б) в Брединском и Варненском районах,
в) в Варненском и Кизильском районах.
14. Когда во взрыхленную землю Урала упали первые зерна пшеницы:
а) во II тыс. до н.э.
15

б) в I тыс. до н.э.
в) в 1 веке н.э.
15. Назовите имя первого исследователя пещер Южного Урала:
а) Г.Б.Зданович,
б) П.И.Рычков,
в) Г. Н. Матюшин.
16. Когда наши предки освоили металлургическое производство и кузнечное
дело:
а) 5 тыс. лет назад,
б) 6 тыс. лет назад,
в) 7 тыс. лет назад.
17. В каком году оренбургский историк Петр Иванович Рычков начал
исследования пещер Южного Урала:
а) в 1556 г.
б) в 1760 г.
в) в 1918 г.
18. К какому понятию относится определение “ курганы с насыпью из
камней, по дуге в восточном направлении от них тянутся дороги из каменных
плит”:
а) Курганы с усами,
б) Каменные курганы,
в) Царские курганы.
19. Арабский путешественник Х века, который оставил нам яркие зарисовки
из жизни кочевых племен Урала:
а) Ахмед ибн Фадлан,
б) Махмуд Кашгари,
в) Идриси.
20. Следы древнего человека на Урале найдены в период:
а) Палеолита,
б) Мезолита,
в) Неолита,
г) Энеолита,
д) Бронзового века,
16

е) Раннего железного века.
21. Назовите первого “ копателя” местных древностей:
а) Р.Т. Игнатьев,
б) Н.К. Минко,
в) С.Н.Дурылин.
Ответы
Тема 1. Наш край в далеком прошлом.
I-В; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7-А; 8-В; 9-Б; 10-В; II-Б; 12-Б; 13-А; 14-А; 15-Б;
16-А; 17-Б; 18-А; 19-А; 20-А; 21-А;

17

Список литературы
Для педагога:
1.Внеклассная работа по истории (Краеведение) : пособие для учителей /
сост. Д. В. Кацюба. М.: Просвещение, 1975. 192 с.
2. Огоновская И. С., Шкерин В. А. История Урала с древнейших времен до
конца XVIII в. : программа курса. 6–7 кл. Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
40 с
Для обучающихся:
1. Авдонин, В. Н. Очерки об уральских минералах [Текст]: монография / В.
Н. Авдонин, Ю. А. Поленов. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург : УГГА, 2004. –
419 с.
2. Крестьянский сарафан Малахитницы [Текст] / под общ.ред. В. В.
Нестерова. – Екатеринбург : ИД "СОКРАТ", 2003. – 368 с.
3. Православные храмы: история и архитектура [Текст] / ред. В. Д. Оленьков.
– Челябинск :АвтоГраф, 2008. – 256 с.
4. Урал // Военная история Урала: события и люди / под ред. А. В.
Сперанского. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – С. 150 – 174.
5. Урал в период Первой мировой войны // История Урала с древнейших
времен до наших дней: учебник для учащихся 10–11–х классов / под ред. И.
С. Огоновской, Н. Н. Попова. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – С. 275 – 279.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».