Феникс

1

Оглавление
Паспорт программы…………………
Пояснительная записка………………………………
Учебный план 1 года обучения…………………
Содержание учебного плана 1 года обучения………………
Учебный план 2 года обучения…………………………
Содержание учебного плана 2 года обучения………………….
Учебный план 3 года обучения…………………………
Содержание учебного плана 3 года обучения………………
Методическое обеспечение………………………
2) Материально-техническое обеспечение ………
3) Оценочные материалы…………………
Список литературы…………….

2
3
14
15
14
17
14
19
26
27
28
30

Паспорт программы
2

Полное наименование программы ВПК «Феникс»
Руководитель ОО
И. М. Тарасова
Исполнитель, юридический адрес: МБОУ СОШ № 26, 623010,
Свердловская обл, Шалинский р-он, п. Шамары, ул. Первомайская 31
ФИО составитель
Семышев Олег Иванович
Должность автора
Педагог дополнительного образования
Целевые группы
Обучающиеся в возрасте10-16 лет
Цель программы - Развитие у детей и подростков гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
совершенствование знаний и навыков по основам воинской службы и
специальной подготовке.
социально-гуманитарная
Направленность
Срок
реализации 3 года
программы
разноуровневая.
Тип программы
Краткое содержание программы: дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
определяет основные пути развития системы военно-патриотического
воспитания обучающихся, ее основные компоненты, позволяющие
формировать готовность наших выпускников к служению Отечеству, к
выбору профессии военнослужащего. Программа построена на принципах
добровольности,
равноправия
и
сотрудничества,
гласности
и
самостоятельности, ответственности и коллективности.

Пояснительная записка
3

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом следующих нормативных документов:
Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Феникс» относится к программам социальногуманитарной направленности. Она определяет основные пути развития
системы военно-патриотического воспитания обучающихся, ее основные
компоненты, позволяющие формировать готовность наших выпускников к
служению Отечеству, к выбору профессии военнослужащего.
Описание нормативно –правовой базы:
Нормативным основанием для проектирования и разработки ДООП
«Феникс» являются следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
- Концепция развития дополнительного образования детей
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и
науки Российской Федерации «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
4

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории «Свердловской области на
период до 2035 года»;
Краткая характеристика предмета или вида деятельности
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «Феникс» является то, что она совмещает общевоинскую,
физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Таким образом,
реализация программы будет способствовать воспитанию у детей чувства
гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и
достойным страницам прошлого через физическую подготовку детей и
подростков в военно-прикладных видах спорта, психологических установок
сильного, уверенного в себе человека. Программа дает возможность
получить допризывную военную подготовку.
Режим реализации программы обеспечивает знания и навыки по
основам воинской службы. доступность дополнительного образования с
учётом индивидуальных особенностей детей, которые проживают в сельской
местности.
Военно-патриотический клуб как форма образовательного
объединения учащихся обладает большими возможностями в организации
воспитания, обучения, развития и социализации детей. Клуб отличается
следующими особенностями: единство цели, добровольность членства,
наличие элементов самоуправления, наличие клубной символики, сочетание
в ходе образовательного процесса учебных занятий с практической
деятельностью, досугом и общением, объединяет детей разного возраста от
10 до 17 лет. Педагог работает в тесном контакте с родителями учащихся,
проводит родительские собрания, открытые занятия, консультации,
участвует в подготовке и проведении совместных дел.
Новизна программы.
Отличие данной программы заключается в том, что она направлена на
реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и
специальная физическая подготовка, основы выживания, стрелковая
5

подготовка, история Вооруженных сил России), объединенных общей целью
и задачами. Другая особенность программы и ее новизна заключается в
отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил. Программа не
ограничивается постановкой одной узкопрактической задачи, а решает целый
комплекс взаимосвязанных задач, воспитательный процесс направлен на
развитие самовоспитания, самообразования участников программы.
Актуальность и целесообразность программы:
Историческая память важна и необходима во все времена и в любом
государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда
живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой
период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического
воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Особенно
тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих
идеалах. Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно
понимают лексическое значение слова «патриот». Некоторые из них
рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то – только как
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Патриотизм – это
любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный
долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и
деятельность.
Патриотизм
выступает
в
единстве
духовности,
гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории
родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и
культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто
является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных
начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества
поможет душевно и духовно очиститься. В последние годы отмечается
значительный рост потребления алкоголя молодежью, снижение возраста
приобщения к употреблению спиртного. Общественные опросы и работа с
детьми и молодежью показывает, что среди молодых людей большими
темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, геймеров,
патологически зависимых от сети, падает нравственность, развивается
правовой нигилизм. В сознании молодежи произошли заметные изменения в
отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. Часть
подростков не имеет желания нести службу по призыву в Вооруженных
Силах. В общественном сознании глубокой эрозии подвергаются такие
ценности, как Отечество, Патриотизм, Верность героическим традициям
прошлого, Долг, Честь, Достоинство, Самоотверженность. Вот почему
проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится
одним из актуальных вопросов воспитания нашей молодежи, что и привело к
разработке
дополнительной
общеразвивающей
программы
по
патриотическому воспитанию.
6

Важную роль в подготовке молодежи к жизни играют готовность к
нравственному поведению, идеалы и ценности, в соответствии с которыми
они выбирают себе профессию, стиль жизни, строят свое будущее. Военнопатриотическое воспитание является основой для подготовки морально
устойчивых, с активной гражданской позицией, физически развитых
будущих защитников нашего Отечества.
Программа определяет основные пути развития системы военнопатриотического воспитания обучающихся, ее основные компоненты,
позволяющие формировать готовность наших выпускников к служению
Отечеству, к выбору профессии военнослужащего. Программа построена на
принципах добровольности, равноправия и сотрудничества, гласности и
самостоятельности, ответственности и коллективности.
Основная форма работы - деятельность военно-патриотического клуба в
рамках настоящей программы.
Цель программы
Развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как
важнейших
духовно-нравственных
и
социальных
ценностей,
совершенствование знаний и навыков по основам воинской службы и
специальной подготовке.
Задачи программы
Обучающие:
-комплексу физических упражнений;
- основам и способам стрельбы, строевой подготовки;
- способам самообороны и самосохранения;
- знаниями: по военной истории России и её традициям; по истории оружия
(лучшие образцы Российского оружия);
- действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
- правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы
здорового образа жизни.
Развивающие
Развить:
- навыки саморегуляции, эмоциональной устойчивости;
- умения осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
- умения понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее
достижения.
Воспитательные
Способствовать воспитанию:
- коммуникативных компетенций: умение общаться со сверстниками и
взрослыми, умение работать в команде;
- потребности в регулярных занятиях физической культурой, осмысленное
отношение к ним как способу самореализации и личностно значимому
проявлению человеческих способностей;
- желания вести здоровый образ жизни и активный отдых;
7

- патриотических чувств: чувство любви к Родине, гражданское сознание,
верность Отечеству, готовность к выполнению конституционной
обязанности – защите Родины, уважительное отношение к героической
истории нашего государства, его вооруженным силам; бережное отношение к
героическому прошлому народов России;
- сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на
выполнение поставленной цели.
Объём, срок освоения программы.
Срок освоения программы: 3 года. 17 часов в год
Режим занятий.
Год
Кол-во часов
Кол-во
Кол-во Продолжительно
обучения
в год
часов в
занятий 1 в
сть занятия
неделю
2 недели
17 ч..
0,5 ч.
1
1 ак.ч.
1
0,5 ч.
17ч.
1
1 ак.ч.
2
0,5 ч.
17 ч.
1
1 ак.ч.
3
Особенности
организации
образовательного
процесса
по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
ВПК «Феникс»: учебные группы формируются из обучающихся разного
возраста. Занятия проводятся со всем составом учебной группы и
индивидуально по подготовке обучающихся к турнирам. Количество
обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет до 15
человек.
Формы, методы и педагогические технологии, используемые в
данной программе. используются групповая, подгрупповая,
индивидуальная формы организации занятий.
Основными, характерными при реализации данной программы,
формами проведения занятий являются комбинированные, состоящие из
теоретической и практической частей. Учитывая большую важность
практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить практическую
самоподготовку, играя в свободное время с различными соперниками,
и участвовать в соревнованиях. При такой форме проведения занятий
большее количество времени занимает практическая часть (турниры, участие
в соревнованиях).. Применяются словесные, наглядные, практические,
информационно-коммуникативные методы, методы контроля, проблемные
методы обучения.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие
мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
8

- ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
-критичность
мышления,
внимательность,
находчивость,
настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Знать комплексы физических упражнений;
- Выполнять основы и способы стрельбы, строевой подготовки;
- Владеть способами самообороны и самосохранения;
- Знать военной истории России и её традициям; по истории оружия (лучшие
образцы Российского оружия);
- Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях и экстремальных
условиях;
- Использовать правила безопасного поведения в повседневной жизни,
принципы здорового образа жизни.
Планируемые результаты.
1 год обучения
1.
Военно-историческая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
9

- основные составляющие здорового образа жизни;
- военную присягу, клятву клуба «Феникс»;
- ратные страницы истории Отечества;
Строевая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
Строи, их элементы. Обязанности курсанта перед построением и в строю.
Уметь:
Выполнять предварительную и исполнительную команды
Отвечать на приветствие на месте.
Идти строевым шагом. Поворачиваться на месте и в движении.
3. Общая медицинская подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
санитарные посты и дружины;
виды медицинской помощи;
Уметь:
оказывать первую медицинскую помощь;
4.Начальная туристическая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
 правила действия при воздействии любых неблагоприятных факторов
внешней среды, преодолевать стрессоры выживания;
 типы и видя узлов
Уметь:
пользоваться знаниями на практике
2.

5.Огневая подготовка.
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
меры безопасности при обращении с оружием;
основы техники стрельбы и методики тренировки.
Уметь:
готовить оружие к стрельбе;
вести стрельбу из него по недвижимым целям в соответствии с
приемами и правилами;

-

6.Физподготовка
В результате изучения дисциплины должны знать:
роль и место физической культуры в общей системе воспитания;
нормативные требования по физической подготовке;
требования личной и общественной гигиены;
Уметь:
совершать кроссы;
выполнять нормативы;
Планируемые результаты. 2 год обучения
10

1. Военно-историческая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
- содержание воинских Уставов;
основы военной службы
2.Строевая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
Строи, их элементы. Обязанности курсанта перед построением и в строю.
Уметь:
Выполнять предварительную и исполнительную команды
Отвечать на приветствие на месте.
Идти строевым шагом. Поворачиваться на месте и в движении.
3.Основы доврачебной помощи

-

В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
виды медицинской помощи;
назначение и устройство аптечки.
Уметь:
накладывать жгут, повязки;
применять аптечку.

4.Начальная туристическая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
- типы и виды узлов
- основы выживания и самоспасения
Уметь:
пользоваться знаниями на практике
5.Огневая подготовка.
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
- устройство малокалиберной и пневматической винтовок, автомата
Калашникова, взаимодействие частей, подготовку к стрельбе, возможные
неисправности и способы их устранения;
- основы техники стрельбы и методики тренировки.
Уметь:
- анализировать результаты стрельбы;
- корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела
6.Физподготовка
В результате изучения дисциплины должны знать:
влияние физических упражнений на организм человека;
нормативные требования по физической подготовке;
меры предупреждения травматизма.
Уметь: - совершать кроссы;
11

-

выполнять нормативы
Планируемые результаты. 3 год обучения
1.Патриотическое воспитание
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
- содержание воинских Уставов;
основы военной службы

2.Строевая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
Обязанности курсанта перед построением и в строю.
Уметь:
Выполнять команды
Отвечать на приветствие на месте.
Идти строевым шагом.
3.Начальная туристическая подготовка
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
- правила действия при воздействии любых неблагоприятных факторов
внешней среды, преодолевать стрессоры выживания;
Уметь:
пользоваться знаниями на практике

-

-

4.Основы доврачебной помощи
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
назначение и устройство аптечки.
Уметь:
оказывать первую медицинскую помощь;
применять аптечку.
5.Огневая подготовка.
В результате изучения дисциплины курсанты должны знать:
основы техники стрельбы и методики тренировки.
Уметь:
анализировать результаты стрельбы;
6.Физподготвка
В результате изучения дисциплины должны знать:
нормативные требования по физической подготовке;
Уметь:
совершать марш-бросок в составе группы;
Способы проверки освоения программы:
Освоение
данной
программы
следующих результатов:

предполагает получение
12

личностных, отражающих социально значимые качества учащихся,
характеризующих
личность
курсанта
военно-патриотического клуба
«Феникс»: верность воинским традициям, высокое понятие чувства
ответственности за себя и других, глубокое личностное осознание понятия
готовности служению Отечеству;

предметных знаний, умений и навыков в области военного дела и
их успешное применение на практике в процессе занятий, сборов и лагерей;

межпредметных, характеризующих достигнутый уровень умений и
навыков, позволяющих курсантам участвовать в решении социальных
вопросов молодежного и ветеранского движения, готовности принимать в
жизни ответственные решения, готовности к выполнению конституционного
долга - службе в Вооруженных силах России.
При оценке эффективности Программы учитываются как количественные,
так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия
проводимых мероприятий на сознание и поведение воспитанников.
По качественным показателям определяется собственно конечный
результат воспитания, который оценивается, например:

изменением статуса данного молодого человека в подростковом
коллективе, появлением желания бескорыстно помогать людям и заниматься
общественной работой,

повышением интереса к государственной или военной службе,
общественно-политической обстановке в стране, наукам, культуре и
приобретению новых знаний;

пониманием необходимости защиты интересов Отечества в связи с
объективной оценкой политической ситуации в мире;

умением преодолевать жизненные трудности, вырабатыванием
жизненной стратегии, согласованной с системой духовно–нравственных
ценностей общества.
Количественные показатели объединены в систему определенных
параметров, по которым можно судить об эффективности Программы.
Параметрами являются:

определение спортивных результатов через сдачу норм;

определение спортивных результатов через сдачу тестовых нормативов
по ОФП (2 раза в год), отслеживающих рост физической подготовки
воспитанника;

участие в соревнованиях различного уровня по разным видам спорта.
- выполнение нормативов;
- проведение клубных соревнований; участие в районных, межмуниципальных
и областных соревнованиях
- тестирование;
- зачетные занятия.
Освоение
данной
программы
предполагает получение
следующих результатов:

личностных, отражающих социально значимые качества учащихся,


13

характеризующих
личность
курсанта
военно-патриотического клуба
«Патриоты России»: верность воинским традициям, высокое понятие чувства
ответственности за себя и других, глубокое личностное осознание понятия
готовности служению Отечеству;

предметных знаний, умений и навыков в области военного дела и
их успешное применение на практике в процессе занятий, сборов и лагерей;

межпредметных, характеризующих достигнутый уровень умений и
навыков, позволяющих курсантам участвовать в решении социальных
вопросов молодежного и ветеранского движения, готовности принимать в
жизни ответственные решения, готовности к выполнению конституционного
долга - службе в Вооруженных силах России.
При оценке эффективности Программы учитываются как количественные,
так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия
проводимых мероприятий на сознание и поведение воспитанников.
По качественным показателям определяется собственно конечный
результат воспитания, который оценивается, например:

изменением статуса данного молодого человека в подростковом
коллективе, появлением желания бескорыстно помогать людям и заниматься
общественной работой,

повышением интереса к государственной или военной службе,
общественно-политической обстановке в стране, наукам, культуре и
приобретению новых знаний;

пониманием необходимости защиты интересов Отечества в связи с
объективной оценкой политической ситуации в мире;

умением преодолевать жизненные трудности, вырабатыванием
жизненной стратегии, согласованной с системой духовно–нравственных
ценностей общества.
Количественные показатели объединены в систему определенных
параметров, по которым можно судить об эффективности Программы.
Параметрами являются:

определение спортивных результатов через сдачу норм;

определение спортивных результатов через сдачу тестовых нормативов
по ОФП (2 раза в год), отслеживающих рост физической подготовки
воспитанника;

участие в соревнованиях различного уровня по разным видам спорта.
- выполнение нормативов;
- проведение клубных соревнований; участие в районных, межмуниципальных
и областных соревнованиях
- зачетные занятия.
1.3.Содержание программы
№

Название

Количество часов по годам обучения
14

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Военноисторическая
подготовка
Строевая
подготовка
Общая
медицинская
подготовка
Топографическая
и туристская
подготовка,
ориентирование
Огневая
подготовка

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

физическая
подготовка

8

1

7

8

1

7

8

1

7

Итого

17

4

13

17

4

13

17

4

13

2
3

4

5

6

II год

Выездные
мероприятия,
конкурсы

III год

Всего
часов

Теория

I год

Всего
часов

раздела
программы

Всего
часов

п/п

По специальному плану

Учебный план (1-й год обучения)
15

№
1

2

3

4

5

6

7

Содержание
Военно-историческая подготовка
Вводное занятие.
Государственные символы России.
Дни боевой славы.
История создания ВС России.
Строевая подготовка
Строи, их элементы. Предварительная и
исполнительная команды. Обязанности
курсанта перед построением и в строю.
Ответ на приветствие на месте.
Строевой шаг.
Повороты в движении направо и налево.
Повороты кругом в движении
Строевой шаг. Повороты на месте и в
движении.
Выполнение воинского приветствия на
месте и в движении.

Количество часов
Теория Практика Всего
1
1
1

-

-

-

Общая медицинская подготовка
1
Общие правила оказания первой
медицинской помощи
Психологическая подготовка к службе в
ВС
1
Первая медицинская помощь при ранениях
Искусственное дыхание и непрямой
массаж сердца
Первая медицинская помощь при
обмороке и шоке
Первая медицинская помощь при
кровотечениях
Топографическая подготовка и
1
ориентирование.
Базовые навыки ориентирования
Личное снаряжение туриста
Способы движения группы на маршруте и 0,5
сигнализация
Узлы
Костры
0,5
Групповое снаряжение
Огневая подготовка
-

1
2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1
0,5

0,5
2

1
2

16

Меры безопасности при обращении с
оружием
Закон РФ «Об оружии».
Виды боевого огнестрельного оружия
Боевой патрон. Явление выстрела.
Внутренняя и внешняя баллистика
Уход за оружием, его хранение и
сбережение
9 Выполнение упражнения из
пневматической винтовки
Стрельба по мишени №8 из трех
положений:
сидя за столом или лежа с упора;
с колена;
стоя
Физическая подготовка
10 Основы физической подготовки
Стойки и передвижения.
ОФП, сгибание и разгибание рук в упоре
лежа
ОФП, метание гранаты
ОФП, подтягивание на перекладине, бег
Рукопашный бой
Полоса препятствий
Итого
8

-

1

1

-

1

1

1

7

8

7

8

13

17

1

4

Учебный план (2-й год обучения)
17

№

1
2-3

4-5

6-7

8-9

Содержание
Военно-историческая подготовка
Вводное занятие.
Уставы Вооружённых Сил РФ.
Строевая подготовка
Обязанности военнослужащего перед
построением и в строю
Строи отделения, взвода и роты в пешем
порядке
Строевые приёмы и движение без оружия
Общая медицинская подготовка
Первая медицинская помощь при вывихах,
разрывов связок и растяжений
Первая медицинская помощь при
переломах
Первая медицинская помощь при ожогах
Первая медицинская помощь при
обморожениях
Первая медицинская помощь при
поражении электрическим током и
молнией
Первая медицинская помощь при
утоплении
Первая медицинская помощь при укусах
змей и ядовитых насекомых
Первая медицинская помощь при
отравлении
Транспортировка пострадавших
Топографическая подготовка и
ориентирование. Основы выживания
Топографические и специальные карты.
Верёвки и узлы
Водообеспечение.
Добывание огня
Обеспечение пищей
Сооружение укрытий и устройство лагеря
Огневая подготовка
Меры безопасности при обращении с
оружием
Автомат. Общее устройство и работа
частей автомата. Сборка
и разборка
автомата.
Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Количество часов
Теория Практика Всего
1
1
1
1
2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

18

Пулемет. Общее устройство и работа
частей пулемёта.
Уход за оружием, его хранение и
сбережение
Физическая подготовка
10- Основы физической подготовки ТБ
17 Стойки и передвижения.
ОФП, сгибание и разгибание рук в упоре
лежа
ОФП, метание гранаты
ОФП, подтягивание на перекладине
ОФП, бег
Полоса препятствий
Итого

1

6

7

1

6

7

4

13

17

1.3.3 Учебный план (3-й год обучения)
19

№
1
2-3

4-5

6-7

8-9

Содержание
Военно-историческая подготовка
Уставы Вооружённых Сил РФ.
Строевая подготовка
Обязанности военнослужащего перед
построением и в строю
Строи отделения, взвода и роты в пешем
порядке
Строевые приёмы и движение без оружия
Общая медицинская подготовка
Первая медицинская помощь при вывихах,
разрывов связок и растяжений
Первая медицинская помощь при
переломах
Первая медицинская помощь при ожогах
Первая медицинская помощь при
обморожениях
Первая медицинская помощь при
поражении электрическим током и
молнией
Первая медицинская помощь при
утоплении
Первая медицинская помощь при
отравлении
Транспортировка пострадавших
Топографическая и туристская
подготовка, ориентирование. Основы
выживания
Топографические и специальные карты.
Верёвки и узлы
Водообеспечение.
Добывание огня
Сооружение укрытий и устройство лагеря
Огневая подготовка
Меры безопасности при обращении с
оружием
Винтовка. Общее устройство и работа
частей винтовки.
Автомат. Общее устройство и работа
частей.
Назначение и боевые свойства ручных
гранат.
Правила поведения и меры безопасности

Количество часов
Теория Практика Всего
1
1
1
1
2
2

-

2

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

20

при проведении стрельб в тире.
Стрельба из пневматической винтовки.
Уход за оружием, его хранение
сбережение.

Физическая подготовка
10- Основы физической подготовки ТБ
17 Стойки и передвижения.
ОФП, сгибание и разгибание рук в упоре
лежа
ОФП, метание гранаты
ОФП, подтягивание на перекладине
ОФП, бег
Полоса препятствий
Итого

и

1

7

8

1

7

8

4

13

17

Содержание образовательной программы (1-3 года обучения)
Вводное занятие.
Знакомство. Требования к курсантам клуба. Знакомство с планом
работы клуба, расписанием занятий, Уставом клуба кодексом чести
курсантов. Правила поведения учащихся в образовательном учреждении.
Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение правил пожарной
безопасности, правил дорожного движения, правил поведения в
общественных местах и т.п.
Раздел 1. Военно-историческая подготовка:
Основы обороны и безопасности государства.
Вооружённые Силы России. История создания. Виды Вооружённых
Сил РФ. Задачи Вооружённых Сил России. Рода войск и их назначение.
Воинская обязанность.Дни воинской славы России.
Войны и боевые действия на территории Российского государства
Войны Древней Руси. Татаро-монгольское иго. Завоевание новых
земель при Иване Грозном. Войны XVI-XVII веков. Реформы Петра
Великого. Российская армия XVIII – начала
XX веков.Крымская война. Отечественная война 1812 г.. Первая
мировая война: участие России. Вторая мировая война. Великая
Отечественная война 1941-1945 гг. Война в Афганистане. Современные
локальные конфликты и войны. Участие в миротворческих операциях.
Подвиги воинов-десантников в героических сражениях России.
Воинские звания, знаки различия и форма одежды в Российской Армии.
21

История военной формы. Звания Российской Армии. Погоны и знаки
различия. Форма одежды: парадно-выходная, повседневная и полевая.
Эмблемы родов войск.
Уставы Вооружённых Сил РФ.
Устав внутренней службы ВС. Общие обязанности военнослужащих.
Воинские звания, знаки различия и форма одежды. Знамя части - символ
воинской чести, доблести и славы. Военная присяга. Обязанности
военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины.
Порядок
применения поощрений и дисциплинарных взысканий. Правила воинской
вежливости и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина. Воинское
приветствие. Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и
старшим. Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя.
Раздел 2. Строевая подготовка.
Обязанности военнослужащего перед построением и в строю
Строи и управление ими. Порядок проверки исправности оружия,
вооружения и военной техники, боеприпасов, средств защиты, обмундирования
и снаряжения. Заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь
товарищу в устранении замеченных недостатков. Место в строю, порядок его
занятия и действия в движении. Поведение в строю. Передача приказаний и
команд.
Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке.
Строи взвода. Развернутый и походный строй. Перестроение взвода из
одношереножного в двухшереножный, из развернутого в походный и
наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Выполнение воинского
приветствия в строю на месте и в движении. Строевой смотр ВПК. Выход
ВПК на строевой смотр в походном строю. Перестроение в развернутый
двухшереножный строй. Встреча командира. Проверка наличия личного
состава, внешнего вида курсантов.
Одиночная строевая подготовка.
Строевая слаженность ВПК.
Прохождение торжественным маршем.
Прохождение с песней.
Строевые приёмы и движения без оружия.
Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику, возвращение
в строй. Выход из строя и подход к начальнику, возвращение в строй.
Строевой шаг. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение шага на месте.
Команды, подаваемые при движении, изменении скорости движения, для
прекращения движения и перемещения одиночных военнослужащих.
Движение строевым шагом. Движение бегом. Изменение скорости движения.
Повороты в движении. Строи, команды и обязанности члена ВПК перед
построением и в строю.Выполнение команд: «Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться».
Строевые приемы с оружием.
22

Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке.
Выполнение команд «Ложись», «К бою», «Встать». Передвижение
ускоренным шагом или бегом, перебежками и переползанием. Команды для
передвижения и порядок выполнения различных способов и приемов
передвижения.
Раздел 3. Общая медицинская подготовка.
Общие правила оказания первой медицинской помощи (ПМП).
Правила оказания ПМП. Определение признаков жизни и смерти.
ПМП при ранениях.
Виды ран: колотые, резаные, рубленые ушибленные, рваные,
разможженные, укушенные, отравленные и огнестрельные. Проникающие
ранения черепа, груди, живота. Обработка раны.
Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Терминальное состояние: предагональное состояние, агония,
клиническая смерть. Реанимация при остановке дыхания. Алгоритм
действий. Реанимация при остановке кровообращения.
ПМП при обмороке и шоке.
Обморок: симптомы обморока, алгоритм действий. Шок: симптомы
обморока, алгоритм действий.
ПМП при кровотечениях.
Кровотечение. Свёртывание крови. Кровоточивость. Последствия
кровотечений. Виды кровотечений. Остановка кровотечения. Кровотечение
из уха. Кровотечение из лёгких. Кровотечение в брюшную полость.
ПМП при вывихах, разрывов связок и растяжений.
Вывихи: симптомы, алгоритм действий. Разрыв связок: симптомы,
алгоритм действий. Растяжения: симптомы, алгоритм действий.
ПМП при переломах.
Виды переломов. Иммобилизация переломов.
ПМП при ожогах.
Виды ожогов. Симптомы ожогов. Алгоритм действий.
ПМП при отморожениях.
Виды отморожений. Первая помощь при отморожении. ПМП при
общем замерзании. Алгоритм действий.
ПМП при поражении электрическим током и молнией.
Электрический ток. Симптомы поражения. Алгоритм действий.
ПМП при утоплении.
Утопление. Алгоритм действий.
ПМП при укусах змей и ядовитых насекомых.
Змеиный яд. Симптомы. Алгоритм действий.
ПМП при отравлении.
Виды отравлений. Симптомы. Алгоритм действий.
Транспортировка пострадавших.
Эвакуация раненных. Способы переноски. Способы переноски с
использованием плащ-палатки, вспомогательных средств.
23

Раздел 4. Топографическая подготовка и ориентирование.
Базовые навыки ориентирования.
Топографическое и тактическое ориентирования. Способы определения
сторон горизонта. Движения по азимутам. Приборы для ориентирования.
Компасы: устройство, правила определения сторон света, типы компасов.
Альтиметры (высотомеры): правила пользования. Шагомер. Другое
оборудование: планшет, часы, курвиметр. Способы ориентирования по
природным объектам без компаса. Ориентирование во времени по солнцу,
солнцу и компасу, созвездиям.
Топографические и специальные карты.
Карта и план, их отличие. Определение карты. Типы карт. Понятие о
масштабе: численный и линейный масштаб. Классификация и назначение
топографических карт. Условные знаки и обозначения на карте. Виды условных
топографических знаков.
Выбор маршрута движения.
Подготовка карты к работе. Ознакомление с картой: изучение по карте
рельефа местности. Чтение карты: изображение рельефа на карте, оценка
местности, определение широты и долготы, Измерение по карте: масштаб карты,
измерение
расстояний.
Географические
координаты.
Определение
географических координат и точки стояния: широта, долгота. Определение на
карте своего местонахождения.
Основы выживания.
Факторы выживания.
Задачи, стоящие перед людьми, оказавшимися в условиях автономного
существования. Враги выживания: боль, холод, жара, жажда, голод,
переутомление, одиночество и тоска, уныние, страх. Три задачи выживания:
защита, вода, продовольствие.
Одежда и снаряжение
Правильный подбор одежды для ожидаемых условий. Выбор обуви.
Носимый аварийный запас (НАЗ). Индивидуальная аптечка. Индивидуальное
снаряжение. Групповое снаряжение.
Верёвки и узлы.
Верёвочная терминология. Узлы: рифовый, простой, «восьмерка»,
прямой, одиночная связка, двойная связка. Петли: одинарная, тройная, «на
бухте».
Обвязки:
половинная,
полная,
комбинация,
мёртвая,
непроскальзывающая, рыбацкий штык. Связки: квадратная, диагональная,
параллельная.
Водообеспечение.
Обезвоживание организма. Транспортировка воды. Поиск воды.
Индикаторы наличия воды: скопления насекомых, птицы, густая и
разнообразная буйная растительность, густая и сочная трава, следы
животных, низины и долины. Методы добывания воды: сбор росы и
24

дождевой воды, солнечный испаритель, конденсация. Обеззараживание
воды: кипячение, дезинфекция. Фильтрация воды: три вида фильтрации
воды.
Добывание огня.
Треугольник огня: воздух, сухость и топливо. Выбор место для очага.
Трут, растопка, топливо. Способы разведение костра. Типы костров. Костры
для обогрева: «колодец», «звездный», «охотничий», «очаг», «трапперский»,
пирамидка. Костры для приготовления пищи: траншейный, Т-образный,
«типпи», «длинный». Отражатели огня.
Обеспечение пищей.
Основы рационального питания. Требования к пище: калорийность,
пищевые вещества (белки, углеводы, жиры, витамины минеральные вещества).
Режимпитания. Добывание пищи: охота, рыбная ловля, сбор ягод, грибов,
съедобных растений. Съедобное и несъедобное – способы определения.
Приготовление еды: варка, жарка, обжаривание, печение, пропаривание.
Сохранение пищи: сушка, вяление.
Сооружение укрытий и устройство лагеря.
Выбор места для лагеря. Типы укрытий: моментальные укрытия,
укрытия из корней, естественные углубления, упавшие деревья, укрытия с
тентом, вигвамы, северные укрытия. Гигиена в лагере. Организация лагеря.
Раздел 5. Огневая подготовка.
Меры безопасности при обращении с оружием.
Общие положения. Проведение инструктажа под роспись.
Закон РФ «Об оружии».
Определение, виды, предназначение оружия. Гражданское оружие.
Служебное оружие. Боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Порядок
приобретения оружия и патронов к нему. Ответственность за незаконный
оборот оружия.
Виды боевого огнестрельного оружия.
Выставка боевого огнестрельного оружия. Общая характеристика.
Боевой патрон. Явление выстрела. Внутренняя и внешняя баллистика.
Строение патрона. Явления, происходящие при выстреле из
стрелкового оружия. Три периода выстрела. Отдача оружия. Траектория и её
элементы. Прицеливание. Рассеивание. Определение средней точки
попадания. Приведение оружия к нормальному бою.
Автомат. Общее устройство и работа частей автомата.
Назначения и боевые свойства автомата. Его виды. Общее устройство и
работа частей. Разборка и сборка автомата.
Приёмы и правила стрельбы из автомата.
Изготовка к стрельбе: стоя, сидя, лёжа. Прицеливание. Спуск курка.
Автоматический и одиночный огонь.
Пулемет. Общее устройство и работа частей пулемёта.
25

Назначения и боевые свойства пулемёта. Его виды. Общее устройство
и работа частей. Разборка и сборка пулемёта.
Винтовка. Общее устройство и работа частей винтовки.
Назначения и боевые свойства винтовки. Её виды. Общее устройство и
работа частей. Разборка и сборка винтовки.
Прицелы.
Назначение. Принцип действия. Характеристики.
Назначение и боевые свойства ручных гранат.
Устройство гранат и запалов к ним. Положение частей и механизмов до
броска. Подготовка ручных гранат к броску. Требования безопасности при
обращении с ручными гранатами. Работа частей и механизмов после броска.
Выполнение упражнений по метанию учебных гранат.
Правила поведения и меры безопасности при проведении стрельб в
тире.
Выполнение команд. Поведение на огневом рубеже. Инструктаж.
Практическое выполнение учебных стрельб.
Стрельба из различных видов оружия согласно Курса стрельб в тире и
на войсковом стрельбище.
Уход за оружием, его хранение и сбережение.
Чистка и смазка оружия. Особенности чистки каждого вида оружия.
Раздел 6. Физическая подготовка.
Комплекс контрольных упражнений по ОФП включает в себя следующие
тесты:
 бег 30 м с низкого старта (сек). Проводится на стадионе в спортивной обуви
без шипов. Количество стартующих зависит от количества дорожек. После
10-15 мин. разминки дается старт. Разрешается только одна попытка.
 челночный бег 4 по 20 м (сек). Тест проводят в спортивном зале. Отмеряют
20-метровый отрезок, начало, и конец которого отмечают линией. За каждой
чертой – 2 полукруга радиусом 50 см. спортсмен становится за ближней
чертой линии и по команде «марш» начинает бег в сторону финишной черты:
обегает полукруг и возвращается к линии старта. Затем также обегает другой
полукруг и возвращается обратно.
 прыжок в длину с места (см). Выполняют толчком двух ног от линии и края
доски на покрытии.
 подтягивание в висе на перекладине (количество раз). Выполняют из
положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук
26

подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при
вспомогательных движениях ног и туловища.
 сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз). И.П. – упор лежа на
горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых
суставах, туловище и ноги составляют единую линию. Отжимания
производится на кулаках. Засчитывается отжимание, когда обучающийся,
коснувшись грудью пола, вернулся в исходное положение. При выполнении
упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах
 поднимание туловища из положения лежа, колени согнуты (количество раз).
И.П. сидя на матах. Руки сцеплены в «замке» за головой. Колени согнуты.
Выполнять упражнение следует, опуская спину до касания поверхности мата
и вернуться в И.П. Обязательное условие - коснуться грудью колен. При
выполнении упражнения запрещено разрывать руки за головой и отрывать
ноги от пола.
 бег на 1000 м. Проводится на дорожке стадиона. Время фиксируется с
точностью до 0,1 сек.
бег на 3000 м, мин. Проводится на дорожке стадиона. Время фиксируется с
точностью до 0,1 сек.
Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель, имеющий среднее профессиональное
или высшее образование в области, соответствующей профилю программы
без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению программы.
Методические материалы и пособия
1. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с
историей и значением официальных государственных символов РФ и их
популяризации (Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г.
№30-51131/16)..).-[Электронный
ресурс]
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=357334#0
(Дата обращения 25.05.2017 г).
2. Портал «Дополнительное образование»,
Портал «Дополнительное
образование» создан с целью поддержки развития уникальной системы
дополнительного (внешкольного) образования в России, ее популяризации.
http://dopedu.ru/
27

3. Внешкольник. РФ Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании.
Представлена законодательная база, публикации материалов по
дополнительному образованию, новейшие методики и разработки, каталог
учреждений дополнительного образования и многое другое, http://dopobrazovanie.com/
4. Социальная сеть работников образования. Здесь педагоги могут создавать
свои мини-сайты, вести блоги и сообщества, обмениваться опытом, найти
различные материалы: сценарии мероприятий, презентации, сборники,
http://nsportal.ru/
5.
ГКУ
НСО
«Центр
патриотического
воспитания»,
https://www.patriotnso.org/
6. Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник
мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и
другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек,
вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военноспортивных игр. Волгоград: «Учитель», 2006.- 115стр.
7. Кадочников А.А., «Боевая система Кадочникова: рукопашный бой». М.:
Астрель, 2008г.- 432 стр.
8. «Общие воинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации».
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006г.- 464 стр.
9. Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг., М.: «Новая школа»,
2009г.- 366 стр. 3.
Материально-техническое обеспечение.
Для
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
имеется
обеспечение:

общеобразовательной
материально-техническое

Помещения:
1.
для проведения учебных занятий – учебный кабинет (№ 6, 48 кв.м.)
2.
для проведения стрельбы из пневматического оружия- место для
стрельбы
3.
для проведения занятий по ОФП –спорт зал.
№
Разделы
п/п
1. Оборудование:
Эмблема клуба
Костюм камуфляжный
Банданы
Плакаты
комплект
(по
военно-патриотическому
воспитанию)
2. Оборудование для проведения занятий по начальной

Кол-во
1
7
7
1

28

3.
4.

5.

6.

военной подготовке
Противогазы
ОЗК
Автомат Калашникова (учебный)
Оборудование
для
проведения
стрельбы
из
пневматической винтовки на группу
Винтовка типа ИЖ – 38, 52
Туристское снаряжение на группу (15 чел.):
палатки 2-х местные
Рюкзаки
Аптечка
Ножовка
Тур. веревка (10мм, 50 метров)
Карабины
Компас
Рукавицы (перчатки) брезентовые
Фонарь электрический с запасными элементами питания
Спортивное снаряжение на группу (15 чел)
Секундомер
Гири 16кг
Рулетка 10м
Свисток
Перекладина
Брусья
Шведская стенка
Канат
Скамья гимнастическая
Скакалка
Другое оборудование
Учебная граната
Саперная лопатка

5
1
2

2
2
1
1
1
2
6
свои
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
20
1
1

Оценочные материалы
Формы контроля: текущий, тематический, итоговый.
1. Текущий контроль – оперативная и динамичная проверка
результатов обучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления
умений и навыков воспитанников (проверка знаний). Текущий контроль за
реализацией программы предусмотрен в конце каждого модуля (контрольное
занятие, форму проведения которого выбирает педагог, исходя из уровня
подготовленности группы, погодных условий и др. факторов). Контрольное
29

занятие может быть проведено в форме беседы, тестирования, зачётного
занятия, полевого выхода и др., учитывая содержание модуля).
2. Тематический контроль – проверка решения заранее определенных
задач или программного материала (контрольные занятия, сдача
нормативов).
3. Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие, год
(зачет). В конце полугодия, учебного года воспитанники сдают зачет по
теоретической части, а также нормативы по физической подготовке.
Результаты сдачи нормативов, результаты участия воспитанников в
соревнованиях по тематике образовательной программы заносятся
в
протоколы .
На начальных этапах обучения (октябрь) воспитанники сдают входные
нормативы по физической подготовке, результаты сдачи нормативов педагог
заносит в следующую таблицу:












Контроль и оценка учебных достижений.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется:
в процессе обучения;
по итогам обучения (по теме, разделу);
на контрольных занятиях;
в лагерях/экспедициях (ежегодно в каникулярное время по окончании
теоретического курса).
Основными способами проверки уровня знаний, умений и навыков,
полученных курсантами в рамках Программы являются:
обратная связь с курсантами по завершению отдельных программных
мероприятий;
тестирование, опросы, анкетирование; участие
в походах,
соревнованиях, мероприятиях участие в походах, соревнованиях,
мероприятиях
беседы, выступления, сочинения, рефераты;
контрольные упражнения, нормативы, задания, зачеты

30

Список литературы:
Для педагога
1. Дни воинской славы России/ А.П. Пашкович, Е.В. Шитов. – М.: Глобус,
2007. – 174 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»
3.
Дисциплинарный устав ВС РФ.
4. Конституция Российской Федерации. – М. Юридическая литература, 1993.
5.Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов
и материалов по патриотическому воспитанию обучающихся к военной
службе. – М.: Мнемозина, 2001
6. Маргелов А.В., Маргелов В.В. Десантник № 1 генерал армии Маргелов. –
М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование – 2003, - 638 с.
7. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников/ А.Н.
Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.
8. Патриотическое воспитание/ Л.И. Гайдина, В.А. Яровенко, О.Е. Жиренко.
– М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
9. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория,
практика/ А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. М., 2005
10. Положение о военно-патриотических молодежных и детских
объединениях
11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о
подготовке граждан РФ к военной службе» № 1441 от 31 декабря 1999 г.
12. Положение о подготовке граждан РФ к военной службе.
13. Постановление Правительства РФ «О военно-патриотических
молодежных и детских объединениях» № 551 от 24 июля 2000 г.
14. Приказ Министерства Образования РФ №575 от 23 февраля 2000г. «О
подготовке к военной службе в образовательных учреждениях РФ»
15. Строевой устав ВС РФ.
16. Устав внутренней службы ВС РФ.
17. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
18. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53 от
28 марта 1998 г.
19. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений»
31

Для обучающихся
1. «Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 20082011г.г.
2.«Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих,
ветеранов и членов их семей, 2008г.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».