Умелые руки

Оглавление
Для программы на 1 год обучения
Паспорт программы……………………………………………………… 3
Пояснительная записка…………………………………………………... 4
Учебный план 1 года обучения………………………………………….. 15
Содержание учебного плана 1 года обучения………………………….

16

Учебный план 2 года обучения………………………………………….. 21
Содержание учебного плана 2 года обучения………………………….

23

Методическое обеспечение……………………………………………… 27
1) Материально-техническое обеспечение……………………………..

27

2) Методические и дидактические материалы…………………………

29

3) Оценочные материалы………………………………………………...

31

Паспорт программы

Полное наименование программы

«УМЕЛЫЕ РУКИ»

Руководитель ОО

Тарасова Ирина Михайловна

Исполнитель, юридический адрес – МБОУ «Шамарская СОШ № 26»,
Свердловская область, Шалинский район, п. Шамары, ул. Первомайская, 31
ФИО автора

Калинин Николай Дементьевич

Должность автора

Учитель

Целевые группы

Обучающиеся в возрасте 11-15 лет

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей
обучающихся через изучение и практическое освоение различных техник
художественной обработки древесины и применение их в самостоятельной
творческой деятельности.
Направленность

художественная

Срок реализации программы

2 года

Тип программы

разноуровневая (1 год обучения –
ознакомительный, 2 год обучения –
базовый уровень)

Краткое содержание программы – данная программа знакомит
обучающихся с обработкой древесины и древесных материалов, позволяет
освоить приемы работы с технологиями художественной обработки
древесины, обучит изготовлению изделий.
По окончании освоения программы обучающийся сможет самостоятельно
изготовлять различные изделия из древесины и древесных материалов и
применять полученные навыки в самостоятельной творческой деятельности.

Пояснительная записка

1) Направленность:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелые руки» имеет художественную направленность и направлена на
развитие художественных способностей обучающихся средствами
художественной обработки древесины.
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся; на
развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных
способностей в избранных видах искусства, создание художественных
образов, самореализация в творческой деятельности, формирование
коммуникативной культуры;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
художественно-эстетическом развитии;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
- формирование общей культуры обучающихся.
2)Описание нормативно-правовой базы:
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»,
утвержденный
приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196;

- - Концепция развития дополнительного образования детей
(утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- - Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и
науки Российской Федерации «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- - методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и
науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- - Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- - Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории «Свердловской области
на период до 2035 года»;
- Устав МБОУ «Шамарская СОШ « 26».
3) Краткая характеристика предмета или вида деятельности
(программы):
Искусство обработки древесины тесно связано с жизнью человека. В
процессе обучения по программе «Умелые руки» обучающиеся получают
знания о способах обработки древесины: выжигание, точение, пропильная,,
геометрическая, контурная резьба по дереву, мозаика. а также о наиболее

выдающихся мастерах художественной обработки древесины, красоте
природы и человеческих чувств.
4) Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со
стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического
развития школьников нашего поселка, материально-технические условия для
реализации которых имеются только на базе нашего учреждения.
- Актуальность данной программы заключается в создании
необходимых условий для формирования интереса обучающегося к
творчеству, труду и, как следствие для личностного развития и позитивной
социализации. У обучающегося активизируется воображение, появляется
возможность реализовать свой творческий замысел средствами,
предлагаемыми в процессе реализации данной программы.
5). Отличительные особенности программы
Программа «Умелые руки» реализуется в МБОУ «Шамарская СОШ № 26».
При написании программы были проанализированы существующие
программы той же направленности педагогов дополнительного образования
Литовской Л.А. «Мастерская сельского Самоделкина», Тимофеевой М.М.
«Страна цветов» Величко Е.А. «Умелые руки».
Отличие от вышеперечисленных программ заключается в том, что:
1. Содержание программы «Умелые руки» объединяет несколько видов
деятельности со взаимопроникновением дисциплин (работа с природными
материалами, токарное и столярное дело). Разнообразие видов
деятельности и материалов, использованных для работы, позволяет
педагогу удерживать интерес детей на протяжении всего учебного года, а
ребенку набраться опыта и знаний в различных областях художественного
труда.
2. Содержание программы позволяет вести обучение детей не только разного
возраста, но и разных по уровню подготовки. Построение программы по
календарным праздникам делает процесс обучения эмоциональнонасыщенным, поскольку позволяет ребёнку заранее пережить радость в
процессе продуктивной деятельности по изготовлению подарков к
предстоящим праздникам, ощутить себя социально значимым.
3. Изменен учебный план в зависимости от особенностей расписания ОУ.

6) Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
обучающихся через изучение и практическое освоение различных техник
художественной обработки древесины и применение их в самостоятельной
творческой деятельности.

7). Задачи программы:
Обучающие задачи:
- научить практическим приемам и навыкам
обработки древесины;

художественной

- познакомить с разновидностями техник выполнения работ в
обработке древесины;
- научить раскрывать тему в работе средствами декоративной
обработки древесины.
Развивающие задачи:
- сформировать интерес к творчеству, путём посещения музеев,
выставок;
- развить
деятельности;

умения

грамотно

сочетать

цвета,

используемые

развивать фантазию, воображение,
образное
представление, используя занятия на цвет и фактуру;

в

мышление,

- развить способность достигать профессионального уровня в
художественной обработке древесины.
Воспитательные задачи:
- воспитать любовь к народным традициям;
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру через художественное творчество;
- воспитать чувство красоты;
- воспитать аккуратность;
- воспитать терпение в работе;
- воспитать целеустремлённость.
8) объем и срок реализации ДООП:
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 2 года
обучения, 18 месяцев, 136 учебных часов. Предполагается 2 этапа
реализации:
- первый год обучения: 9 месяцев, 68 учебных часа.
- второй год обучения: 9 месяцев, 68 учебных часа.

10) Режим занятий.
Год
обучения

Кол-во часов Кол-во

Кол-во
занятий
в неделю

Продолжительно
в сть занятия

в год

часов
неделю

1

68 ч.

2 ч.

1

2 ак.ч.

2

68 ч.

2 ч.

1

2 ак.ч.

11) Особенности организации образовательного процесса по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умелые руки»: учебные группы формируются из обучающихся разного
возраста. Занятия проводятся со всем составом учебной группы
и
индивидуально по подготовке обучающихся к выставкам, конкурсам.
Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет
от 12 до 15 человек.
11) уровневость ДООП
Содержание программы «Умелые руки» построено с учетом 2 уровней
освоения:
- ознакомительный уровень (1 год обучения, включает разделы
«Выжигание на фанере (пирография). Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Основные правила техники безопасности при работе с электровыжигателем»,
«Выполнение рисунка в цвете», «Инструменты для создания отверстий»,
«Лакирование», – предполагает формирование интереса к занятиям
художественным творчеством, содержит упражнения и задания по
выжиганию, дающие основные базовые знания и умения, необходимые для
развития навыков и творческих способностей у обучающихся. Для
обучающихся программа ознакомительного уровня – это возможность
попробовать себя в разных видах художественной обработки древесины,
возможность определиться с выбором своего жанра. По итогам освоения
данного раздела проводится промежуточный контроль – тестирование и
анализ выполненных практических работ.
- базовый уровень (2 год обучения) - предусматривает формирование
осознанного художественного видения природных форм и использование их
в творчестве, развитие способности выразить образ художественными
средствами в любых видах художественной обработки древесины. К
освоению содержания базового уровня допускаются обучающиеся,
освоившие ознакомительный уровень и показавшие по итогам
промежуточного контроля результат не ниже среднего. С обучающимися,
показавшими результаты ниже среднего проводится индивидуальная работа,
направленная
на
повышение
показателя
освоения
программы

ознакомительного уровня и предоставляющая возможность приступить к
освоению программы базового уровня.
12) Образовательные
программе.

и

учебные

форматы,

используемые

в

Формы, методы и педагогические технологии, используемые в
данной программе. В процессе реализации данной программы используются
групповые формы обучения, лекционные и практические занятия,
выполнение самостоятельной работы. Применяются словесные, наглядные,
практические, информационно-коммуникативные методы, методы контроля,
проблемные методы обучения. Реализуются педагогические технологии:
технология
личностно-ориентированного
обучения,
технология
индивидуализации обучения (индивидуальный подход и индивидуальная
форма обучения), групповая технология, технология коллективной
творческой деятельности, технология исследовательского (проблемного)
обучения, технология проектного обучения, игровая технология, технология
развивающего обучения, информационная технология, здоровьесберегающая
технология.
13) Планируемые результаты освоения программы:
- Предметные: развитие познавательного интереса к художественной
обработке древесины, включение в познавательную деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков, связаны с различными
компетенциями в данной области.
-Личностные: наличие эмоционально-ценностного отношения к
искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) мастерства; позитивная самооценка своих творческих
возможностей, коммуникативное развитие.
Метапредметные результаты: развитое художественное восприятие,
умение оценивать произведения разных видов искусств; ориентация в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.; продуктивное
сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками; наблюдение за
разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной
деятельности.
По итогам освоения 1 года обучения обучающийся будет знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники
безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз,
технический рисунок);

- физико-механические, технологические, энергетические, экологические
свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления
плоскости;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду
деятельности, по свойствам материалов;
назначение
и
устройство
станков
и
(электровыжигателя, электродрели, электролобзика);

электрооборудования

- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного
обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной
безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Обучающийся будет уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники
безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию;
- выполнения операции выпиливания, выжиганию;
- владения основными элементами графической грамотности;

- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания;
- выполнение декорирования изделий - выжиганием.
По итогам освоения 2 года обучения обучающийся будет знать:
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины
лакирование, полирование;

-

грунтовка,

шлифование,

окраска,

- основные сведения о видах художественной обработки дерева на
территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной
обработке дерева, его роль в экономике края;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления
объемных форм;
- основные приёмы точения;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (токарного станка
по обработке древесины, сверлильного станка, электрофрезера);
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного
обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной
безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Обучающийся будет уметь:
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания;
- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и
изготавливать их;
- самостоятельно разрабатывать композиции для точения и выполнять их;
- бережно обращаться
инструментами;

с

оборудованием,

приспособлениями

и

- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
о обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению;
- выполнения операции точения, сверления;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для точения;
- выполнение декорирования изделий - точением.
У обучающегося будут развиты и сформированы: (развивающая и
воспитательная задачи)
- Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, представлены следующими
компонентами:
мотивационно-ценностной
(формирование
потребности
в
самореализации,
саморазвитии,
самосовершенствовании,
мотивации
достижений, ценностных ориентаций, уровеня притязаний, самооценки);
- когнитивной (формирование знаний о себе как участнике
деятельности, о собственных возможностях и перспективах развития в
рамках предметной сферы, рефлексии деятельности);
- операциональной (формирование умений, связанные с поведением в
обществе и отношениями с другими людьми);
- эмоционально-волевой (формирование эмоционального отношения к
достижению результатов, волевых усилий).
- Метапредметные: развитие мотивации к определенному виду
деятельности,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п., коммуникативные,
проектные, культурологические и т.д.;
Метапредметные (усвоенние обучающимся способов деятельности,
применяемых ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении реальных жизненных ситуаций).Учащиеся будут знать технологии
выжигания по дереву, точения по дереву и различные виды резьбы по дереву,
будут уметь создавать творческие работы в этой технике.
14). Оценка
программе.

образовательных

результатов

обучающихся

по

Входной контроль осуществляется в начале освоения программы в
форме собеседования, анкетирования.
Стартовый контроль осуществляется в начале каждого последующего
года обучения на основе критериев оценки результативности освоения
программы:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки;
- критерии оценки уровня практической подготовки;
- критерии оценки уровня творческой активности.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы,
самостоятельные работы, выставки, конкурс, защита творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года в форме
защиты творческих работ.
Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по программе
в форме творческой работы, отчетной выставки, защиты творческих работ.
Результаты итоговой аттестации обучающихся фиксируются приказом
директора по учреждению.
В рамках мониторинга, проводимого МБОУ «Шамарская СОШ № 26»,
отслеживаются личностные, предметные и метапредметные результаты
освоения дополнительной общеразвивающей программы «Умелые руки».
Дважды в год проводится промежуточная и итоговая аттестация
обучающихся с целью выявления уровня теоретической, практической
подготовки и уровня общеучебных умений и навыков обучающихся:
- промежуточная аттестация 1 года обучения проводится в форме
устного опроса по теории и выполнения практической работы «Выжигание
по дереву»; общеучебные навыки и умения отслеживаются в форме защиты
практической работы;
- итоговая аттестация первого года обучения проводится в форме
комплексной работы: теста по теории и выполнения практической работы
«Выжигание»; общеучебные навыки и умения отслеживаются в форме
защиты практической работы;
- промежуточная аттестация второго года обучения проводится в
форме комплексной работы: теста «Точение древесины на токарном станке »
по теории, и выполнения практической работы «Изготовление подсвечника»;
общеучебные навыки и умения отслеживаются в форме защиты
практической работы;
- итоговая аттестация второго года обучения в форме комплексной
работы: теста по теории, выполнения практической работы «Точение»;

общеучебные навыки
практической работы.

и

умения

отслеживаются

в

форме

защиты

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме
отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за 2 года.

Программа сроком реализации 1 год
Учебный план 1 года обучения
№
п/п

1.

2.

2.1

2.2

2.3

Наименование
разделов и темы

Количество часов

Всего
часов
Вводное занятие. Цели 2
и
задачи
курса.
Основные
правила
техники
безопасности
при
работе
с
электровыжигателем.
Выжигание на фанере 58
(пирография)
Рабочее
место.
Устройство выжигателя.
Пирографиягорячее
рисование. Древесина,
породы
древесины,
фанера,
ДВП. 6
Зачистка(шлифовка)
основы для выжигания.
Выбор
рисунка,
подготовка основы для
выжигания.
Приемы
выжигания.
Перевод рисунка на
основу.
Работа
над
объектом,
выжигание 6
рисунка на тарелочке с
изображением
«Жирафа»
Работа над объектом.
Декоративная тарелочка

Формы
аттестации/
контроля

Теория

Практика

1

1

Беседа,
практическая
работа

12

46

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

1

5

1

5

1

5

Беседа,
практическая
работа

Беседа,
практическая

«Рыбки»
2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

Работа над объектом.
Выжигание
декоративной тарелочки
«Котенок»
Работа над объектом.
Выжигание
декоративной
рамки
«Щенок»
Работа над объектом.
Выжигание
декоративной
рамки
«Синички»
Работа над объектом.
Выжигание
декоративной картинки
«Мишутка»
Работа над объектом,
выжигание по контуру.
Декоративное
выжигание- «Шкатулка
круглая»

6

работа

6

5

Беседа,
практическая
работа

5

Беседа,
практическая
работа

5

Беседа,
практическая
работа

5

Беседа,
практическая
работа

6

6

6

6

Приёмы
выжигания
рамок.
Выжигание 4
рамок по фотографии

Приёмы
выжигания 4
2.10 рамок.
Выжигание
рамок под зеркало.
3

4

5

Выполнение рисунка в 4
цвете (акварель, гуашь).
Разукрашивание
готовых изделий.
Инструменты
для
создания
отверстий:
коловорот, сверлильный 2
станок. Приемы работы.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

3

Беседа,
практическая
работа

3

Беседа,
практическая
работа

3

Беседа,
практическая
работа

1

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Лакирование. Отделка,
зачистка
изделия. 2
Оценка работы.

1

1

Итого

16

52

68

Содержание программы ( 1 год обучения)

Беседа,
практическая
работа

1. Вводное занятие.
Теория. «Выжигание на фанере». Основные правила техники безопасности
при работе с электровыжигателем.
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.
Показ образцов выжигания.
Практика. Освоение техники выжигания. Выполнение основных элементов
работы обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2. Выжигание на фанере (пирография)
2.1. Рабочее место. Устройство выжигателя. Пирография- горячее
рисование.
Древесина, породы древесины, фанера, ДВП.
Зачистка(шлифовка) основы для выжигания.
Выбор рисунка,
подготовка основы для выжигания.
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия, выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная бумага.
Теория. Показ образцов древесины, фанеры и рисунка для выжигания.
Практика. Перенос рисунка на древесину. Освоение техники выжигания.
Выполнение подготовки
самостоятельно.

основы

для

выжигания

обучающимися

Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.2. Приемы выжигания. Перевод рисунка на основу. Работа над
объектом, выжигание рисунка на тарелочке с изображением «Жирафа».
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.
Теория. Показ образцов тарелочек с изображением животных.
Практика. Освоение техники выжигания. Выполнение выжигания рисунка на
тарелочке с изображением «Жирафа» обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.3. Работа над объектом. Декоративная тарелочка «Рыбки»

Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия, выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная бумага.
Теория. Показ образцов тарелочек с изображением животных.
Практика. Освоение техники выжигания. Выполнение выжигания рисунка на
тарелочке с изображением «Рыбки» обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.4. Работа
«Котенок»

над

объектом.

Выжигание

декоративной

тарелочки

Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия, выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная бумага.
Теория. Показ образцов тарелочек с изображением животных.
Практика. Освоение техники выжигания. Выполнение выжигания рисунка на
тарелочке с изображением «Котенок» обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.5. Работа над объектом. Выжигание декоративной рамки «Щенок»
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.
Теория. Показ образцов тарелочек с изображением животных.
Практика. Освоение техники выжигания. Выполнение выжигания рисунка на
тарелочке с изображением «Щенок» обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.6. Работа над объектом. Выжигание декоративной рамки «Синички»
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.
Теория. Показ образцов тарелочек с изображением животных.
Практика. Освоение техники выжигания. Выполнение выжигания рисунка на
тарелочке с изображением «Синички» обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.

2.7. Работа
«Мишутка»

над

объектом.

Выжигание

декоративной

картинки

Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.
Теория. Показ образцов тарелочек с изображением животных.
Практика. Освоение техники выжигания. Выполнение выжигания рисунка на
тарелочке с изображением «Синички» обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.8. Работа над объектом, выжигание по контуру. Декоративное
выжигание- «Шкатулка круглая»
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.
Теория. Техника безопасности с колющими и режущими предметами.
Практика. Освоение техники выжигания
декоративного
выжигания
«Шкатулка
самостоятельно.

по контуру. Выполнение
круглая»
обучающимися

Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.9. Приёмы выжигания рамок. Выжигание рамок по фотографии.
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.
Теория. Техника безопасности с колющими и режущими предметами.
Практика. Освоение техники выжигания рамок. Выполнение декоративного
выжигания рамок по фотографии обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.10. Приёмы выжигания рамок. Выжигание рамок под зеркало.
Оборудование и материалы: электровыжигатель, фанера, изделия,
выполненные выжиганием, карандаш, коллекция рисунков, копировальная
бумага.

Теория. Техника безопасности с колющими и режущими предметами.
Практика. Освоение техники выжигания рамок. Выполнение декоративного
выжигания рамок под зеркало обучающимися самостоятельно.
Показ работ, выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
3. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь). Разукрашивание
готовых изделий.
Оборудование и материалы: акварель, гуашь, кисти, готовые изделия.
Теория. Показ ассортимента
учащимися и преподавателем.

рисунков.Показ

изделий

выполненных

Практика. Самостоятельное выполнение рисунка в цвете. Разукрашивание
готовых изделий
Показ выполненных работ, обсуждение, устранение недочётов.
4. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный
станок. Приемы работы.
Оборудование и материалы: коловорот, сверлильный станок, электродрель,
ручная дрель, пиломатериал.
Теория. Техника безопасности с колющими и режущими предметами.
Знакомство с инструментами для создания отверстий.
Практика. Приемы работы с инструментами.
Показ изделий выполненных учащимися и преподавателем.
5. Лакирование. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.
Оборудование и материалы: лак, кисти, наждачная бумага, изделия
Теория. Показ образцов выполненных педагогом.
Практика. Выполнение лакирования готовых изделий.
Показ работ выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
Программа сроком реализации 1 год
Учебный план 2 года обучения
№

Наименование

Количество часов

Формы

п/п

1.

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

3

разделов и темы

Всего
часов

Вводное занятие. Цели
и
задачи
курса
«Изготовление
фасонных изделий на
2
токарном
станке».
Правила
техники
безопасности при работе
на станке.
Изготовление
фасонных изделий на 32
токарном станке
Виды
токарновинторезных
станков.
Изменения
в
конструкции
станка
СТД-120М
и
расширение
его
возможностей.
Разбор
станка и его частей.
Фасонные
токарные
резцы
по
дереву.
Стамески, их виды и
способы
работы
токарными резцами.
Фасонные
тела
вращения. Изготовление
подставки
для
канцелярских
принадлежностей.
Проектная деятельность.
Проект «Ваза для сухих
и декоративных цветов»

Теория

Практика

аттестации/
контроля
Беседа

2

7

25
Беседа,
практическая
работа

4

4

6

2

1

1

2

3

Беседа,
практическая
работа

5

Беседа,
практическая
работа

1

Беседа,
практическая
работа

1

6

Беседа,
практическая
работа

1

3

Беседа,
практическая
работа

13

21

6
7

Разработка конструкции
изделия. Изготовление 7
круглой шкатулки.
Обоснование
и
экономический расчёт.
Защита
изделия. 4
Подготовка к выставке
изделий из дерева.
Конструирование
34
малогабаритной

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

мебели
Вводное
занятие.
Понятие
о
малогабаритной мебели, 4
её значение. Принципы
конструирования
Требования,
предъявляемые
к
столярным
изделиям.
Виды
столярных 4
соединений,
применяемых
при
изготовлении мебели.
Изготовление изделия.
Изготовление круглого 8
табурета.
Проектная деятельность.
Проект
изготовления 8
журнального столика.
Конструирование
изделия. Изготовление
6
комбинированных
полочек для книг.
Конструирование
изделия. Изготовление 3
поставок под цветы.

Беседа,
практическая
работа
4

2

2

2

2

1

Оформление проекта и
защита, заключительное 1
занятие
Всего:

68

Беседа,
практическая
работа
2

6

Беседа,
практическая
работа

6

Беседа,
практическая
работа

4

Беседа,
практическая
работа

2

Беседа,
практическая
работа

1

22

Беседа,
практическая
работа

46

Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие.
1. «Изготовление фасонных изделий на токарном станке». Правила
техники безопасности при работе на станке.
Оборудование и материалы: токарно-винторезные станки, заготовки деталей
Теория. Показ образцов выполненных
безопасности при работе на станке.

педагогом.

Правила

техники

2. Изготовление фасонных изделий на токарном станке.
2.1. Виды токарно-винторезных станков. Изменения в конструкции
станка СТД-120М и расширение его возможностей. Разбор станка и его
частей.
Оборудование и материалы: токарно-винторезные станки, заготовки деталей
Теория. Самостоятельное ознакомление учащихся со станком «СТД-120М».
Показ образцов соединения деталей в конструкции станка СТД-120М.
Практика. Знакомство с расширением возможностей станка. Освоение
техники работы на станке
2.2. Фасонные токарные резцы по дереву. Стамески, их виды и способы
работы токарными резцами.
Оборудование и материалы: токарные резцы по дереву, стамески, столярные
инструменты.
Теория. Показ резцов по дереву, стамесок.
Практика. Освоение техники работы токарными резцами. Выполнение работ
ребятами самостоятельно.
2.3. Фасонные тела вращения.
канцелярских принадлежностей.

Изготовление

подставки

для

Оборудование и материалы: фасонные тела вращения, станок СТД-120М,
стамески, пиломатериалы, образец подставки для канцелярских
принадлежностей.
Теория. Знакомство с техникой выполнения фасонных тел вращения.
Практика. Освоение техники изготовления подставки для канцелярских
принадлежностей. Выполнение работы ребятами самостоятельно.
2.4. Проектная деятельность. Проект «Ваза для сухих и декоративных
цветов»
Оборудование и материалы: станок СТД-120М, пиломатериалы, слесарные
инструменты.
Теория. Составление проекта «Ваза для сухих и декоративных цветов».
Практика. Знакомство с техникой выполнения фасонных изделий. Освоение
техники работы на станке. Выполнение работы ребятами самостоятельно.
Показ работ выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.5. Разработка конструкции изделия. Изготовление круглой шкатулки.

Оборудование и материалы: станок СТД-120М, пиломатериалы, слесарные
инструменты.
Теория. Составление проекта круглой шкатулки.
Практика. Знакомство с техникой выполнения фасонных изделий. Освоение
техники работы на станке. Выполнение работы ребятами самостоятельно.
Показ работ выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
2.6. Обоснование и экономический расчёт. Защита изделия. Подготовка
к выставке изделий из дерева.
Оборудование и материалы: готовый изделия, калькулятор.
Теория. Показ готовых изделий.
Практика. Отбор изделий на выставку.
3. Конструирование малогабаритной мебели.
3.1. Вводное занятие. Понятие о малогабаритной мебели, её значение.
Принципы конструирования
Оборудование и материалы: образцы малогабаритной мебели
Теория. Показ образцов мебели, на картинках, слайдах, наглядная
демонстрация.
Практика. Знакомство с технологией конструирования мебели.
3.2. Требования, предъявляемые к столярным изделиям.
столярных соединений, применяемых при изготовлении мебели.

Виды

Оборудование и материалы: столярные изделия, мебель.
Теория. Знакомство с требованиями, предъявляемыми к столярным
изделиям. Показ ассортимента работ, выполненных в этой технике.
Показ изделий выполненных учащимися и преподавателем.
Практика. Знакомство с инструментами и материалами.
3.3. Изготовление изделия. Изготовление круглого табурета.
Оборудование и материалы: пиломатериалы, столярные инструменты, лекало
для изготовления табурета.
Теория. Техника безопасности. Знакомство с техникой выполнения каркаса
для круглого табурета. Показ изделий выполненных учащимися.
Практика. Самостоятельная работа обучающихся.

Показ работ выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
3.4. Проектная
столика.

деятельность.

Проект

изготовления

журнального

Оборудование и материалы: пиломатериалы, столярные инструменты, лекало
для изготовления журнального столика.
Теория. Техника безопасности. Знакомство с техникой выполнения каркаса
для журнального столика. Показ изделий выполненных учащимися.
Практика. Самостоятельная работа обучающихся.
Показ работ выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
3.5. Конструирование изделия. Изготовление комбинированных полочек
для книг.
Оборудование и материалы: пиломатериалы, столярные инструменты, лекало
для изготовления полочек для книг.
Теория. Техника безопасности. Знакомство с техникой выполнения каркаса
полочки для книг. Показ изделий выполненных учащимися.
Практика. Самостоятельная работа обучающихся.
Показ работ выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
3.6. Конструирование изделия. Изготовление поставок под цветы.
Оборудование и материалы: пиломатериалы, столярные инструменты, лекало
для изготовления подставок для цветов.
Теория. Техника безопасности. Знакомство с техникой выполнения каркаса
подставки для цветов. Показ изделий выполненных учащимися.
Практика. Самостоятельная работа обучающихся.
Показ работ выполненных участниками спецкурса, обсуждение, устранение
недочётов.
3.7. Оформление проекта и защита, заключительное занятие.
Практика. Оформление проекта и защита.
Методическое обеспечение
1) Материальное - техническое обеспечение

Учебное оборудование и приборы
№
п/п

Наименование

Количество

1.

Учительский стол

1 шт.

2.

Учительский стул

1 шт.

3.

Ученический стол

9 шт.

4.

Ученический стул

18 шт.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний
обучающихся
№
п/п

Наименование

Количество

1.

Ноутбук

1 шт.

2.

Телевизор

1 шт.

3.

Учебно-практическое оборудование и инструменты
№
п/п

Наименование

Количество

1.

Электрический лобзик

шт.

2.

Ручной лобзик

10 шт.

3.

Электродрель

1 шт.

4.

Ручная дрель

4 шт.

5.

Шлифовальная машина

1 шт.

6.

Фрейзерный станок

1 шт.

7.

Рейсмусовый станок

1 шт.

8.

Фуговально-пильный станок

1 шт.

9.

Токарный станок

5 шт.

10.

Сверлильный станок

1 шт.

11.

Точило

1 шт.

12.

Выжигатели

6 шт.

13.

Набор стамесок

15 шт.

14.

Набор для резьбы

1 шт.

15.

Ножовки

15 шт.

16.

Угольники

15 шт.

17.

Штангенциркули

15 шт.

18.

Сверла

2 набора

19.

Рубанок

15 шт.

Учебно-практические материалы
№
п/п

Наименование

Количество

1.

Гаушь

10 шт.

2.

Пиломатериал

3.

Бумага для моделирования

5 пачек

4.

Копировальная бумага

1 пачка

5.

Лак

2 л.

6.

Клей

3 л.

7.

Морилка

3.л.

8.

Наждачная бумага

4 м.

2) Методические и дидактические материалы

Наглядный материал. Таблицы.
№ Название
п/п

Издательство

Год
издания

Количеств
о
экземпляро
в

1.

Пожарная безопасность

Москва,

2018

3 шт.

Просвещение
2

ТБ при ручной обработке Москва,
древесины.
Просвещение

2018

4 шт.

3

ТБ
при
работе
сверлильном станке

на Москва,

2018

2 шт.

ТБ
при
работе
токарном станке

на Москва,

2018

1 шт

ТБ
при
работе
выжигателем

с Москва,

2018

1 шт.

ТБ
при
работе
заточном станке

на Москва,

2018

1 шт.

4

5

6

Просвещение

Просвещение

Просвещение

Просвещение

Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель, имеющий высшее образование в
области, соответствующей профилю программы без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению программы.

Оценочные материалы
Уровни и методы оценки планируемых результатов
Показатель

Формы и методы диагностики

Уровень
- Наблюдение.
сформированности предметных
- Контроль при
компетентностей обучающихся
(теоретическая и практическая практической работы.
подготовка)
Уровень
активности

творческой

выполнении

- Метод наблюдения.
- Метод проектов.
- Практическая работа

Уровень
- Наблюдения за межличностными
коммуникативных
отношениями в детском коллективе
компетенций
(способов
общения и взаимодействия со
взрослыми и сверстниками)
Уровень
критического
мышления
(потребности,
способности и готовности к
анализу и принятию решений)

- Метод наблюдения.
- Собеседование.

Уровень самопрезентации
- Метод наблюдения
(потребности, способности и
Динамика
формирования
готовности представить свое
мнение, суждение, отношение и интегративных качеств воспитанников в
собственные
результаты
в каждый возрастной период освоения
программы
процессе сотрудничества)
Уровень
удовлетворенности
образовательного
родителей

- Анкета для родителей;
качеством
процесса

- Анкета для родителей по оценке
открытого занятия

Критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценка уровня теоретической подготовки
Высокий
уровень

обучающийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный
период; специальные термины употребляет осознанно и в

полном соответствии с их содержанием.
Средний
уровень

у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой.

Низкий
уровень

обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; ребёнок, как правило,
избегает употреблять специальные термины.

Оценка уровня практической подготовки
Высокий
уровень

обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период;
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества.

Средний
уровень

у обучающегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на основе
образца.

Низкий
уровень

ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков;
испытывает серьёзные затруднения при работе с
оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога.

Оценка уровня творческой активности
Высокий
уровень

обучающийся проявляет ярко выраженный интерес к
творческой деятельности, к достижению наилучшего
результата, коммуникабелен, активен, склонен к
самоанализу, генерирует идеи

Средний
уровень

обучающийся имеет устойчивый интерес к творческой
деятельности, стремится к выполнению заданий педагога,
к достижению результата в обучении, инициативен.

Низкий
уровень

обучающийся пассивен, безынициативен, неудачи
способствуют снижению мотивации, нет стремления к
совершенствованию в выбранной сфере деятельности, не
может работать самостоятельно

Оценка уровней коммуникативных компетенций, критического мышления
самопрезентации обучающихся

Высокий
уровень

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в
учебной и творческой деятельности; демонстрирует
углублённый уровень владения материалом, выходящий
за рамки планируемых результатов, указанных в
программе; принимает активное участие в выставках
начиная с городского и заканчивая региональным или
международным уровнем. Принимает активное участие в
проектной деятельности.

Средний
уровень

Учащийся
демонстрирует
достаточную
заинтересованность в учебной и творческой деятельности;
уровень усвоения материала соответствует планируемым
результатам, указанным в программе; участвует в
школьных районных и городских мероприятиях,
отражающих содержание программы. При итоговом
контроле показывает хорошие результаты.

Низкий
уровень

Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в
учебной и творческой деятельности, сталкиваясь с
трудностями, не доводит начатую работу до конца;
уровень усвоения материала ниже планируемых
результатов, указанных в программе.

Оценка удовлетворенности качеством
образовательного процесса родителей
Высокий
уровень

100
%
родителей
(законных
представителей)
удовлетворены качеством организации образовательного
процесса и условиями реализации программы.

Средний
уровень

70-50
%
родителей
(законных
представителей)
удовлетворены качеством организации образовательного
процесса и условиями реализации программы.

Низкий
уровень

Менее 50 % родителей (законных представителей)
удовлетворены качеством организации образовательного
процесса и условиями реализации программы.

Оценочные материалы.
Выжигание по дереву.
Вопрос №1
Как по другому можно назвать «выжигание по дереву» ?
a. Переграфия по дереву
b. Пирография по дереву

c. Политография по дереву
Вопрос №2
Чем выжигали в старину рисунок на древесине?
a. Палками разогретыми на костре
b. Горелкой
c. Металлическими стержнями разогретыми на огне
Вопрос №3
Каким прибором выполняют выжигание по древесине?
a. Электровыжигателем
b. Электросжигателем
c. Разогретыми металлическими стержнями
Вопрос №4
При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с
древесиной…..:
a. …ее поверхностный слой подгорает, принимая желто-коричневый оттенок.
b. …. ее поверхностный слой сгорает, принимая коричневый оттенок.
c. … ее внутренний слой подгорает, принимая черный оттенок.
Вопрос №5
Древесина на которой выполняется выжигание:
a. Гладкой и темного цвета
b. Должна быть светлой и без сучков
c. Должна быть хвойной и без сучков
Вопрос №6
Электровыжигатель состоит из:
a. держатель, корпус, нагреватель, регулятор
b. рукоятка , корпус , регулятор нагрева наконечника, электрический шнур
c. рукоятка ,наконечник, корпус , регулятор нагрева наконечника,
электрический шнур.
Вопрос №7
Чтобы выжечь тонкую линию наконечник электровыжигателя ..:
a. Быстро с нажимом наконечник электровыжигателя перемещают
поверхности.
b. Медленно не дотрагиваясь до древесины перемещают на поверхности.
c. Быстро и без сильного нажима перемещают на поверхности.
Вопрос №8
Чтобы выжечь толстую линию наконечник электровыжигателя ..:
a. ведут линию медленно.
b. ведут линию быстро с нажимом.

на

Вопрос №9
Завершающим этапом является отделка изделия...:
a. лакированием
b. шлифованием
Вопрос №10
Рукоятку электровыжигателя держат в руке :
a. Строго вертикально поверхности древесины
b. Как карандаш при обычном рисовании
Вопрос №11
Первоначально
при
выжигании
поверхность
мелкозернистой шлифовальной шкуркой :
a. поперек волокон
b. вдоль волокон
c. круговыми движениями
Ответы к тесту:

1. b
2. c
3. a
4. a
5. b
6. c
7. c
8. a
9. a
10.b
11.b
Выжигание по дереву
Вопрос №1
Как по другому можно назвать «выжигание по дереву» ?
a. Переграфия по дереву
b. Пирография по дереву
c. Политография по дереву
Вопрос №2
Чем выжигали в старину рисунок на древесине?
a. Палками разогретыми на костре
b. Горелкой
c. Металлическими стержнями разогретыми на огне

фанеры

шлифуют

Вопрос №3
Каким прибором выполняют выжигание по древесине?
a. Электровыжигателем
b. Электросжигателем
c. Разогретыми металлическими стержнями
Вопрос №4
При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя
с
древесиной…..:
a. …ее поверхностный слой подгорает, принимая желто-коричневый оттенок.
b. …. ее поверхностный слой сгорает, принимая коричневый оттенок.
c. … ее внутренний слой подгорает, принимая черный оттенок.
Вопрос №5
Древесина на которой выполняется выжигание:
a. Гладкой и темного цвета
b. Должна быть светлой и без сучков
c. Должна быть хвойной и без сучков
Вопрос №6
Электровыжигатель состоит из:
a. держатель, корпус, нагреватель, регулятор
b. рукоятка , корпус , регулятор нагрева наконечника, электрический шнур
c. рукоятка ,наконечник, корпус , регулятор нагрева наконечника,
электрический шнур.
Вопрос №7
Чтобы выжечь тонкую линию наконечник электровыжигателя ..:
a. Быстро с нажимом наконечник электровыжигателя перемещают
поверхности.
b. Медленно не дотрагиваясь до древесины перемещают на поверхности.
c. Быстро и без сильного нажима перемещают на поверхности.
Вопрос №8
Чтобы выжечь толстую линию наконечник электровыжигателя ..:
a. ведут линию медленно.
b. ведут линию быстро с нажимом.
Вопрос №9
Завершающим этапом является отделка изделия...:
a. лакированием
b. шлифованием
Вопрос №10
Рукоятку электровыжигателя держат в руке :
a. Строго вертикально поверхности древесины

на

b. Как карандаш при обычном рисовании
Вопрос №11
Первоначально
при
выжигании
поверхность
мелкозернистой шлифовальной шкуркой :
a. поперек волокон
b. вдоль волокон
c. круговыми движениями

фанеры

шлифуют

Ответы к тесту:

1. b
2. c
3. a
4. a
5. b
6. c
7. c
8. a
9. a
10.b
11.b
Точение древесины на токарном станке
1. Для чего применяется полукруглая стамеска?
а) для первоначальной грубой обточки и проточки криво линейных
поверхностей
б) для первоначальной грубой обточки заготовки
в) для обработки деталей
2. На какие этапы делится точение древесины по качеству?
а) черновое и чистовое
б) качественное и некачественное
в) черновое и окончательное
г) чистовое и предварительное
3. Как подводят резец к вращающейся детали?
а) быстро
б) медленно
в) резец подводят к остановившейся детали
4. Для чего на торцах заготовки-бруска проводят диагонали?

а) для деления торца на четыре части
б) для нахождения геометрического центра
в) для построения центра окружности
5. Как проверить, надёжно ли закреплена заготовка и не ударится ли
она о подручник?
а) сделать рукой несколько оборотов заготовки;
б) покачать заготовку рукой;
в) измерить расстояние между заготовкой и подручником
6. Чем крепится заготовка в планшайбе?
а) гвоздями через отверстие
б) шурупами через отверстие
в) дюбель — гвоздями через отверстие
г) болтами или винтами
2 вариант
1. Для чего применяется плоская стамеска (косяк)?
а) для гладкой чистовой обработки заготовки
б) для гладкой чистовой обточки заготовки, подрезания торцов, отрезания
детали
в) для подрезания торцов и отрезания детали
2. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать при работе
на токарном станке?
а) работать в халате и защитных очках
б) работать в халате и берете
в) работать в защитных очках и халате
г) работать в халате, берете и защитных очках
3. Как производят измерения при работе на токарном станке по
дереву?
а) на вращающейся детали
б) при снятой детали
в) при полной остановке станка
4. Какой должна быть деревянная заготовка, закрепляемая на станке?
а) влажной
б) с любыми трещинами
в) с любыми сучками
г) сухой, без пороков
5. Каким должен быть зазор между подручником и заготовкой?

а) 2-3 мм
б) 10 мм
в) 5-6 мм
г) 1 см
6. Что нужно сделать, чтобы закрепить заготовку в трезубце?
а) насадить заготовку пропилом на трезубец и нанести удары киянкой
б) заготовку насадить на трезубец и нанести удары киянкой
в) вставить трезубец в пропил на заготовке
Ответы на тест
1 вариант
1-а
2-а
3-б
4-б
5-а
6-б
2 вариант
1-б
2-г
3-в
4-г
5-а
6-в

Диагностическая карта.
Диагностическая карта заполняется в конце учебного года с целью
определения степени освоения обучающимися базового уровня программы.
№ Ф. И. О. Уровен
учащегося ь
развити
я
зритель
ной
памяти

1

Умение
изобра
жать
человек
а,
предме
ты быта
и
животн
ых

Умение
изобра
жать
геометр
ические
формы
– шар,
конус,
куб

Умение
передав
ать
объем
предме
тов

Уровен
ь
чувства
пропор
ций
предме
тов

Итого:

Критерии оценивания параметров диагностической карты.
1) Уровень развития зрительной памяти.
3 балла – у ребёнка хорошо развита зрительная память, может по
памяти нарисовать многие предметы.
2 балла – обучающийся не всегда может по памяти нарисовать
предметы, зрительная память недостаточно развита.
1 балл – зрительная память у ребёнка не развита, без помощи педагога
не может нарисовать предмет по памяти.
2) Умение в доступной форме изображать человека, предметы быта и
животных.
3 балла – обучающийся хорошо умеет изображать человека, предметы
быта и животных (для своего возраста).
2 балла – обучающийся не может точно изобразить человека, предметы
быта и животных, нарушая пропорции и размеры.
1 балл – обучающийся неправильно рисует человека, предметы быта и
животных, не соблюдает пропорции и размеры.
3) Умение изображать геометрические формы.
3 балла – обучающийся может правильно изобразить геометрические
формы (для своего возраста).
2 балла – обучающийся изображает геометрические формы, но
нарушает пропорции и размеры.
1 балл – обучающийся неправильно рисует геометрические формы.
4) Умение передавать объем предметов.
3 балла – обучающийся хорошо умеет передавать объем предметов,
грамотно пользуясь тоном и светотенью.
2 балла – обучающийся не может полностью передавать объем
предметов, не всегда использует все необходимые элементы: тон, светотень,
цвет, не использует рефлекс.
1 балл – обучающийся не умеет передавать объем предметов,
изображая их плоскими.
5) Уровень чувства пропорций предметов.
3 балла – обучающийся хорошо умеет передавать пропорции
предметов, правильно используя соотношение их высоты и ширины.

2 балла – обучающийся нарушает пропорции предметов, предметы
получаются либо слишком узкими и высокими, либо широкими и низкими.
1 балл – обучающийся не умеет передавать пропорции предметов,
изображая их непохожими на натуру.

Результат отслеживается по уровням:
минимальный уровень 10 - 12 баллов;
средний уровень 13 - 16 баллов;
максимальный уровень 17 – 21 балл.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого
саморазвития. – Казань «Центр инновационных технологий». – 2004.
2. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград.: 2009.
3. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работ в школе. –
Волгоград.: - 2008.
4. Программы средней общеобразовательной школы «Основы народного
и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным
изучением предметов художественно-эстетического цикла (1–4 классы)
– М.: «Просвещение». – 2012.
5. Программы средних общеобразовательнх учреждений «Трудовое
обучение. Технология» 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: «Просвещение».
– 2006.
6. Проснякова Т.Н.Уроки мастерства. Творческая мастерская – учебники
3 и 4 класс. – Самара.: «Учебная литература». – 2004.
7. Свинцова В.П. Диагностические методики изучения личности
воспитанника УДО и метод психолого-педагогической диагностики. –
Оренбург. ДТДиМ. – 2005.
8. Черныш Н.И. Поделки из природных материалов.-М., 2009.
- ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Афанасьев С., Груздева Л. Веселые каникулы для больших и
маленьких. – М.: АСТ – Пресс-книга. – 2004.
2. Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.:Культура и
традиции – 2002. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. –
Ростов - 2004.
3. Домашняя коллекция рукоделий. Альбом узоров. – СПб. – 1993 - № 5.
4. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов. – 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».