Шахматы

1

Оглавление
Паспорт
программы………………………………………………………………………
Пояснительная
записка…………………………………………………......................
Учебный план 1 года
обучения……………………………………………………...
Содержание учебного плана 1 года обучения……………………………….
Учебный план 2 года
обучения……………………………………………………...
Содержание учебного плана 2 года обучения……………………………….
Учебный план 3 года
обучения……………………………………………………...
Содержание учебного плана 3 года обучения……………………….………
Методическое
обеспечение……………………………………………………………
1) Материально-техническое обеспечение……………………………………
2) Методические и дидактические материалы……………………………..
3) Оценочные
материалы……………………………………………….....................
Список
литературы………………………………………………………………………
.

3
4
10
11
13
13
15
15
17
17
17
19
28

2

Паспорт программы
Полное наименование программы

Шахматы

Руководитель ОО

И. М. Тарасова

Исполнитель, юридический адрес: МБОУ СОШ № 26, 623010, Свердловская обл,
Шалинский р-он, п. Шамары, ул. Первомайская 31
ФИО составитель
Должность автора
Целевые группы

Семышев Олег Иванович
Педагог дополнительного образования
Обучающиеся в возрасте10-16 лет

Цель программы - Создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Направленность физкультурно-спортивная
Срок
реализации 3 года
программы
разноуровневая.
Тип программы
Краткое содержание программы – данная программа знакомит обучающихся с основами
игры в шахматы, позволяет освоить тактические приёмы для начинающих шахматистов.
По окончании освоения программы обучающийся сможет самостоятельно играть в шахматы.
Применять в своей игре тактические приемы, владеть фундаментальными знаниями по
разыгрыванию дебюта и эндшпиля. Активно участвовать в шахматных турнирах.

3

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет
физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Обучение по этой программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и
зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий
характер, которые стимулируют желание ребенка победить.
Актуальность
Создание данной общеобразовательной программы обусловлена наличием у детей
стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями,
новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению
перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы.
Актуальность состоит в том, что стратегические модели и концепции, усваиваемые
игроками в процессе обучения игре в шахматы, имеют не абстрактное, а прямое
применение в таких областях, как бизнес, экономика и управление. Предлагаемая
программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также
поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Также увлечение шахматами
увеличивает концентрацию внимания ребенка на занятиях, делает ребенка более
собранным, развивает аналитические способности, приучает детей анализировать
жизненные ситуации, делает их более самостоятельными. Занятия по данной программе
позволяет детям заниматься творческой деятельностью, находить нестандартные решения,
способствует успешной адаптации в обществе, наиболее полно
раскрыть свои
возможности, инициативность, расширить круг знакомств, найти общее увлечение как с
более младшими, так и с более старшими сверстниками.
Программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и
турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый
уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует
индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196,
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р);
- Письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки
Российской Федерации «О направлении информации» (вместе с «Методическими
4

рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»,
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11
декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории «Свердловской области на период до 2035 года»;
- Постановлением главы Шалинского городского округа от 23 декабря 2020 года №
114 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании
детей»;
- распоряжением Управления образованием Шалинского городского округа от 30
августа 2019 года № 151-О «О создании и функционировании муниципального опорного
центра дополнительного образования детей в Шалинском городском округе».
Актуальность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы «Белая
ладья» определяется запросом со стороны обучающихся на программы физкультурноспортивной направленности младших школьников, материально-технические и кадровые
условия для удовлетворения которого, имеются на базе МБОУ СОШ № 26.
Краткая характеристика предмета или вида деятельности
Шахматы – это настольная логическая игра для двух человек со специальными
фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в
части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию
званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.
Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с
самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих
сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного
типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Игра
в
шахматы развивает
наглядно-образное
мышление, способствует
зарождению логического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до
конца, не унывать при неудачах. Дети, вовлеченные в мир шахмат, лучше успевают в
школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Тип программы
Программа «Шахматы» – разноуровневая, 1 год обучения – ознакомительный, 2 и 3
года обучения – базовый уровень.
5

Цель программы
Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи программы
Обучающие:
 познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
 помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
 обучить решать комбинации на разные темы;
 обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
 научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
 развивать
фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
 развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных
мастеров;
 развивать способность анализировать и делать выводы;
 способствовать развитию творческой активности;
 развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
 воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и
добиваться цели;
 сформировать правильное поведение во время игры;
 воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
 воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
 способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и
самооценки.
Адресат ДООП дети обучающиеся в 5-11 классах
Объем и срок реализации ДООП
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 3 года обучения,
27 месяцев, 51 учебных часа. Предполагается 3 этапа реализации:
- первый год обучения: 9 месяцев, 17 учебных часа.
- второй год обучения: 9 месяцев, 17 учебных часа.
- третий год обучения: 9 месяцев, 17 учебных часа.
Режим занятий.
Год обучения Кол-во часов
Кол-во
в год
часов в неделю
1
2

17 ч..
17ч.

0,5 ч.
0,5 ч.

Кол-во
занятий в
неделю
1
1

3

17 ч.

0,5 ч.

1

Продолжительность
занятия

2 ак.ч.

1 ак.ч.
1 ак.ч.

6

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы»: учебные группы
формируются из обучающихся разного возраста. Занятия проводятся со всем составом
учебной группы и индивидуально по подготовке обучающихся к турнирам. Количество
обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет до 15 человек.
Формы, методы и педагогические технологии, используемые в данной
программе. используются групповая, подгрупповая,
индивидуальная формы организации занятий.
Основными, характерными при реализации данной программы, формами
проведения занятий являются комбинированные, состоящие из теоретической и
практической частей. Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется
регулярно проводить практическую
самоподготовку, играя в свободное время с различными соперниками, и участвовать
в соревнованиях. При такой форме проведения занятий большее количество времени
занимает практическая часть (турниры, участие в соревнованиях).. Применяются
словесные, наглядные, практические, информационно-коммуникативные методы, методы
контроля, проблемные методы обучения.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-критичность
мышления,
внимательность,
находчивость,
настойчивость,
целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
7

Предметные результаты:
-Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной
доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в
один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
-Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки, принципы игры в дебюте;
-Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
-Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
По итогам освоения 1 года обучения обучающийся будет знать:
1.Основные и главные правила игры в шахматы.
2.Точное название каждой шахматной фигуры: король, ферзь, ладья, конь, слон,
пешка.
3.Что такое шах и мат.
4.Понятие и условие рокировки.
5.Шкалу ценности фигур.
6.Что такое диагональ, вертикаль, горизонталь.
К концу первого года обучения дети будут уметь:
1.Ходить по правилам: королём, ферзём, ладьёй, конём, слоном, пешкой.
2.Правильно делать рокировку (короткую и длинную).
3.Ставить мат ферзём и ладьёй одинокому королю.
4.Решать одноходовые шахматные задачи на шах и мат.
5.Играть в шахматы между собой.
Второй год обучения.
По итогам освоения 2 года обучения обучающийся будет знать:
1.Основные и главные правила игры в шахматы.
2.Точное название каждой шахматной фигуры: король, ферзь, ладья, конь, слон,
пешка.
3.Что такое центр, шахматный темп (ход), королевский фланг, ферзевый фланг.
4.Что такое шах, мат и пат.
5.Понятие и условие рокировки.
6.Шкалу ценности фигур.
7.Обозначение шахматных клеток на доске.
8.Что такое диагональ, вертикаль, горизонталь.
К концу второго года обучения дети будут уметь:
1.Ходить по правилам: королём, ферзём, ладьёй, конём, слоном, пешкой.
2.Правильно делать рокировку (короткую и длинную).
3.Ставить мат ферзём и ладьёй одинокому королю.
4.Ставить мат двумя ладьями одинокому королю.
5.Ставить мат ферзём и королём одинокому королю.
6.Решать одноходовые шахматные задачи на шах, мат и пат.
7.Играть в шахматы между собой.
По итогам освоения 3 года обучения обучающийся будет знать:
8

1 Название шахматных дебютов по начальным ходам.
2 Название шахматных приёмов, ловушек и комбинаций.
3 Разнообразные и многочисленные приёмы ведения шахматной борьбы в дебюте.
4 Различные и нестандартные приёмы ведения шахматной борьбы в миттельшпиле.
5 Многочисленные и комплексные приёмы ведения шахматной борьбы в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети будут уметь:
1 Обдуманно и чётко играть шахматные партии, при использовании известных им
шахматных дебютов.
2 Применять шахматные комбинации, ловушки и приёмы ведения борьбы в
практической шахматной партии.
3 Владеть тактическими, стратегическими и психологическими правилами,
структурами шахматной борьбы.
4 Сыграть шахматную партию и предоставить бланк записи этой партии.
5 Правильно разбирать свои партии и находить свои просчёты, промахи и ошибки.
6 Решать одно-двух ходовые задачи с контролем времени не более получаса.
7 Показать на демонстрационной доске начальные ходы известных открытых,
полуоткрытых и закрытых дебютов.
8. Пользоваться шахматными часами при соблюдении всех правил при игре с ними.
Оценка образовательных результатов обучающихся по программе.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение
программы, участие в шахматных турнирах при наличии успешных результатов, отзывы
детей и родителей об отношениях к занятиям, анализ, тесты-задачи и др.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые тесты. Формы
предъявления и демонстрации образовательных результатов: турниры, соревнования.
Учебный план
1 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6

7.

Наименование
раздела, темы
Шахматная доска.

Количество часов
Всег
Теори
о часов
я
2
1

Шахматные фигуры

1

1

Начальная
расстановка фигур
Ходы и взятие фигур

1

0

6

1

Цель шахматной
партии
Игра всеми
фигурами из
начального
положения
Турнир
Итого

3

1

2

1

2
17

0
5

Формы
аттестации/
Практика
контроля
1
Индивидуальный
опрос
0
Индивидуальный
опрос
1
Диагностические
упражнения
5
Диагностические
упражнения
2
диагностические
задания
1
диагностические
задания

2
12

игра

9

Содержание учебного плана 1 года обучения
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Теория. Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Практика. Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Теория. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Практика. Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Теория. Начальное положение
(начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило
"ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур,
игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Практика. Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и
др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
10

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на
первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют
"заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей
6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в
игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и
развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика. Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Теория.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Практика. Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.
11

№

Наименование
раздела, темы

1

Краткая история
шахмат
Шахматная нотация

п/п

2
3
4
5

6

Ценность
шахматных фигур
Техника матования
одинокого короля
Достижения мата
без жертвы
материала
Шахматная
комбинация
Итог

часов
1

Учебный план
2 год обучения
Количество часов
Всего
Теория
1

0

2

1

1

2

1

1

2

0

2

1

0

1

9

7

2

17

10

7

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Индивидуальный
опрос
Индивидуальный
опрос
Индивидуальный
опрос
Диагностические
упражнения
Диагностические
задания
Диагностические
задания

Содержание учебного плана 2 года обучения
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Теория. Рождение шахмат. От чатуранги к
шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Практика.
Тренировочные партии.

12

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей,
полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Запись начального положения.
Практика. Дидактические игры и задания
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны
назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем
педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи?
Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют
горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 –
а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его
цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся.
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Теория. Ценность фигур. Сравнительная
сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практика. Дидактические игры и задания
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура
сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит
ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы
очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Теория. Две ладьи против
короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья
против короля.
Практика. Дидактические, игры и задания
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король
отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на
угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Теория. Учебные
положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и
конце игры). Защита от мата.
Практика .Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два
хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Теория. Достижение мата путем жертвы
шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы
13

разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др.
Практика. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального
перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые
комбинации и др.).

Учебный план
3 год обучения
Количество часов
Всег
Теори
о часов
я
5
1

№

Наименование
раздела, темы

1

Основы дебюта

2

Основы
миттельшпиля
Основы эндшпиля

5

1

6

2

Турнир
Итог

1
17

0
4

п/п

3
4

Формы
аттестации/
Практика
контроля
4
Диагностические
задания
4
Диагностические
задания
4
Диагностические
задания
1
Игра
13

Содержание учебного плана 3 года обучения
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Теория. Двух и трехходовые партии. Невыгодность
раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от
него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.
Коротко о дебютах.
Практика. Дидактические задания
14

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский
мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано
введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более
слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как
правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику,
который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2
хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий
получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки
к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила
игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона,
рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать
сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру,
чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
2. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Теория. Самые общие рекомендации о том, как
играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации
на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения
пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации
для достижения ничьей.
Практика. Дидактические задания
“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо
комбинацию, и остаться с лишним материалом.
“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3
хода.
“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
3. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Теория. Элементарные окончания. Ферзь против
слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении
неприятельского ферзя).
Практика. Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской
ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами
(простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля.
Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит
в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой,
четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные
положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против
короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

15

Методическое обеспечение

№
п/п
1.
2.
3.
4.

1) Материальное - техническое обеспечение
Учебное оборудование и приборы
Наименование
Ученический стол
Ученический стул
Шкаф для хранения учебных пособий
Стол шахматный

Количество
6 шт.
18 шт.
1 шт.
3

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся
№
Наименование
Количество
п/п
Компьютер учителя
1 шт.
1.
№
п/п

Шахматная магнитная доска

1.
№
п/п
1.

Учебно-практическое оборудование и инструменты
Наименование

Учебно-практические материалы
Наименование
Шахматная доска (б)

Количество
1 шт
Количество
4 шт.

16

2) Методические и дидактические материалы
Методические и учебные пособия
Для педагога
№
Название
п/п
1.

Шахматы в школе.
Первый год обучения

2

Шахматы в школе.
Второй год обучения

3

Шахматы в школе.
Третий год обучения

Для обучающегося
№
Название
п/п
1. Шахматы в школе.
Первый год обучения.
Рабочая тетрадь

Автор
Э.Э Уманская,
Е.А.
Прудникова,
Е.И. Волкова
Э.Э Уманская,
Е.А.
Прудникова,
Е.И. Волкова
Э.Э Уманская,
Е.А.
Прудникова,
Е.И. Волкова

Издательство

Год
издания

Просвещение

2017

Количество
экземпляро
в
1

Просвещение

2017

1

Просвещение

2017

1

Год
издания
2017

Количество
экземпляров
1

Автор

Издательство

Э.Э Уманская,
Е.А.
Прудникова,
Е.И. Волкова

Просвещение

17

Оценочные материалы
Первый год обучения
1 четверть.
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 1четверти .
Инструкция по выполнению
1. Ответь на вопросы
1) Самая главная шахматная фигура?
а) ферзь
б) король
в) ладья
2) За один ход пешка из начальной позиции может пойти?
а) на 3 поля
б) на 1 поле
в) на 2 поля
3) Ценность фигур измеряется в ..?
а) пешках
б) рублях
в) слонах
4) В какую фигуру не может превратиться пешка?
а) ферзя
б) короля
в) слона
2.Заполни таблицу (6 баллов)
Фигура
Название
Ценность
фигуры
фигуры

18

Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

Кол-во
баллов

Уровень Освоен/не
освоен

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-7
освоен
0-2
не освоен

2 четверть.
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым во 2 четверти.
Инструкция по выполнению
1.Закончи предложение
1) Король с королём не ________________________________________
2) Шах – это нападение на _____________________________________
3) Создание угрозы «съесть» незащищённую или более ценную фигуру соперника – это
__________________________
2. Может ли на шахматной доске быть 8 ферзей? Объясни

_____________________________________________________________________________
________
3. Белые начинают и ставят мат чёрному королю за 1 ход. Стрелкой укажи верный
ход. (Если сможешь, запиши ход шахматной нотацией)

19

Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

3

Кол-во
баллов

Уровень

Освоен/не
освоен

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-5
0-2

освоен
не освоен

3 четверть.
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 3 четверти
Инструкция по выполнению теста
в каждом вопросе выберите один правильный ответ
1. С какого шахматного поля начинается крайняя левая вертикаль:
а) с1 б) h1 в) a1 г) g1
2. Какая диагональ самая длинная:
а) a8 – h1 б) b1 – h7 в) d1 – h7 г) f1 – h3
3. Как ходит ладья:
а) по вертикали б) по горизонтали
в) по диагонали г) по вертикали и горизонтали
4. Позиция, при которой королю ходить некуда, но он не находится под
шахом:
а) мат б) пат в) блокировка г) цугцванг
Ответы
1-в
2-а
3-г
4-б
Результаты диагностики
20

№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

3

4

Кол-во
баллов

Освоен/не освоен
Уровень

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-4
освоен
0-2
не освоен
4 четверть.
1. Ответь на вопросы
1) Самая главная шахматная фигура?
а) ферзь б) король в) ладья
2) За один ход пешка из начальной позиции может пойти?
а) на 3 поля б) на 1 поле в) на 2 поля
3) Ценность фигур измеряется в ..?
а) пешках б) рублях в) слонах
4) В какую фигуру не может превратиться пешка?
а) ферзя б) короля в) слона
2.Заполни таблицу (6 баллов)
3.Закончи предложение
1) Король с королём не ________________________________________
2) Шах – это нападение на _____________________________________
3) Создание угрозы «съесть» незащищённую или более ценную фигуру соперника – это
__________________________
4. Может ли на шахматной доске быть 8 ферзей? Объясни

Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

3

4

Кол-во
баллов

Освоен/не освоен
Уровень

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
21

3-4
0-2

освоен
не освоен

Промежуточная аттестация
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 1 классе .
Инструкция по выполнению:
участие в шахматном турнире
Критерии оценивания работы:
Курс освоен: при участии в шахматном турнире (1 балл)
Курс не освоен: отсутствие работы ( 0 баллов )

Второй год обучения
1 четверть
1четверти
Инструкция по выполнению теста
1. Какую фигуру лучше срубить ферзю:

а) слона б) ладью в) коня г) пешку
2. На какой диаграмме пешка, превращаясь в коня, делает позицию
выигрышной:
а) б) в) г)

3. Кто не может поставить мат королю в один ход:

а) ферзь б) ладья в) конь г) слон
22

4. Нападение одной фигуры на несколько фигур или пешек противника:
а) связка б) рентген в) двойной удар г) вскрытый шах
9. В испанской партии белые делают первый ход:
а) е2 – е3 б) d2 – d4 в) е2 – е4 г) а2 – а4
5. Какая пара фигур не может заматовать короля:
а) К и Кр б) Ф и Кр в) Л и Кр г) Л и Л
Ответы:
1-б
2-г
3-г
4-в
5-в
Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

3

4

5

Кол-во
баллов

Освоен/не освоен
Уровень

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-5
освоен
0-2
не освоен
2 четверть
Инструкция по выполнению теста
1. Какая страна родина шахмат?
А) Россия;
В) Индия;
Б) Китай;
Г) Тува.
2. Сколько полей на шахматной доске?
А) 48;
В) 50;
Б) 64;
Г) 16.
3. Что такое диаграмма?
А) Начальная позиция;
В) Материальное преимущество;
Б) Запись шахматной игры;
Г) Печатное изображение шахматной игры.
4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь;
В) Ладья;
Б) Слон;
Г) Пешка.
5. Назови среди фигур легкую фигуру:
А) Ферзь;
В) Слон;
23

Б) Пешка;

Г) Ладья.

Ответы:
1) В
2) Б
3) Г
4) В
5) В
Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

3

4

5

Кол-во
баллов

Освоен/не освоен
Уровень

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-5
освоен
0-2
не освоен
3 четверть
Инструкция по выполнению теста
1. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:
А) Король;
В) Пешка;
Б) Конь;
Г) Ферзь.
2. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и
чужие фигуры:
А) Слон;
В) Пешка;
Б) Конь;
Г) Ферзь.
3. Стадия шахматной партии, где главная цель - проведение пешек в ферзи:
А) Миттельшпиль;
В) Дебют;
Б) Эндшпиль;
Г) Начальная позиция.
4. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:
А) Король;
В) Конь;
Б) Ферзь;
Г) Слон.
5. Запись шахматной партии называется:
А) Позиция;
В) Нотация;
Б) Дневник;
Г) Запись.
Ответы:
1) В
2) Б
3) Б
24

4) В
5) В
Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

3

4

5

Кол-во
баллов

Освоен/не освоен
Уровень

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-5
освоен
0-2
не освоен

4 четверть.
Инструкция по выполнению теста
Вопрос №1
Какая страна считается родиной шахмат?
а) Греция
б) Индия
в) Россия
г) Италия
Вопрос №2
Сколько клеток на шахматной доске?
а) 16
б) 32
в) 64
г) 8
Вопрос №3
Сколько фигур в армии "белых"?
а) 8
б) 32
в) 16
г) 12
Вопрос №4
Самая слабая фигура в шахматах?
а) пешка
б) слон
в) король
г) ладья
Вопрос №5
Назовите самую сильную фигуру в шахматах?
25

а) король
б) пешка
в) конь
г) ферзь
Результаты диагностики
№
п/п

ФИ обуч-ся

Задания
1
2

3

4

5

Кол-во
баллов

Освоен/не освоен
Уровень

Критерии оценивания
Каждый вопрос оценивается – 1 балл
Количество баллов
результат
3-5
освоен
0-2
не освоен
Третий год обучения
1 четверть
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 1 четверти
Инструкция по выполнению:
участие в шахматном турнире
Курс освоен: при участии в шахматном турнире
Курс не освоен: отсутствие работы
2 четверть
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым во 2 четверти
Инструкция по выполнению:
участие в шахматном турнире
Курс освоен: при участии в шахматном турнире
Курс не освоен: отсутствие работы
3 четверть
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 3 четверти по курсу
Инструкция по выполнению:
участие в шахматном турнире
Курс освоен: при участии в шахматном турнире
Курс не освоен: отсутствие работы
4 четверть
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 3 четверти по курсу
Инструкция по выполнению:
участие в шахматном турнире
Курс освоен: при участии в шахматном турнире
Курс не освоен: отсутствие работы
26

Промежуточная аттестация по курсу «Шахматы»
Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить
качество подготовки обучающихся по основным темам, изучаемым в 3 классе по курсу «
Шахматы».
Инструкция по выполнению:
участие в шахматном турнире
Курс освоен: при участии в шахматном турнире
Курс не освоен: отсутствие работы

Список литературы
Для педагога:
"Шахматы - школе". И.Г. Сухин. Начальные классы (1 – 4)... М.:
1.
Просвещение, 2002, 3-е издание с. 370 – 392.
"Шахматы - школе". Автор И.Г. Сухин. Начальные классы (1 – 4)... М.:
2.
Просвещение. 2013- 40 с.
Новожилов А.И. Открой красоту шахмат. Екатеринбург: ООО
3.
«МезонИнвест», 2001.-200 с.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на4.
Дону: «Феникс», 2014.

Для обучающихся:
1.
Уманская, Волкова, Прудникова: Шахматы в школе. 1 класс. 1-й год
обучения. Учебник. М.: Просвещение. 2019 – 175 с.
2.
Уманская, Волкова, Прудникова: Шахматы в школе. 2 класс. 2-й год
обучения. Учебник. М.: Просвещение. 2019 – 175 с.
3.
Уманская, Волкова, Прудникова: Шахматы в школе. 3 класс. 3-й год
обучения. Учебник. М.: Просвещение. 2019 – 175 с.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».