Программа Школа безопасности

Оглавление
1. Паспорт программы…………………………………………….…………3
2. Пояснительная записка…………………………………………………...4
3. Учебный план……………………………………………………………..10
4. Содержание программы………………………………………………….12
5. Методическое обеспечение………………………………………………13
6. Материально-техническое обеспечение……………………….…………..13
7. Оценочные материалы………………………………….………………...15
8. Список литературы……………………………………………………….22

2

Паспорт программы

Школа безопасности
Полное наименование программы
Тарасова Ирина Михайловна
Руководитель ОУ
Исполнитель, юридический адрес – МБОУ «Шамарская СОШ № 26», п.
Шамары, ул. Первомайская, 31
Кирякова Наталья Васильевна
ФИО автора
Учитель начальных классов
Должность автора
Обучающиеся в возрасте 9-10 лет
Целевые группы
Цель программы Формировать у детей потребность предвидеть
возможные жизненные экстремальные ситуации, сознательное и
ответственное отношение к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Социально-гуманитарная
Направленность
1 год
Срок реализации программы
Уровень освоения программы Ознакомительный
Краткое содержание программы – По окончании освоения программы
обучающийся сможет
иметь представление о правилах поведения в
экстремальных условиях. Научиться оказывать первую медицинскую
помощь. Приобретет начальные знания, умения и навыки в области
безопасности жизни.
Ознакомиться с
организацией правильного и
здорового питания. Научиться бережному отношению к своему здоровью и
здоровью окружающих.

3

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности»
имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Описание нормативно-правовой базы:
Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана с
учетом:
- Федерального закона от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепции развития дополнительного образования детей
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р);
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Устава МБОУ «Шамарская СОШ № 26»
- Образовательной программы МБОУ «Шамарская СОШ № 26».
Краткая характеристика предмета «Школа безопасности»:
Освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для
полноценного существования в современном обществе: в первую очередь это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического,
психического и социального здоровья.
Занятия по курсу «Школа безопасности» призваны способствовать
формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к
вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного
поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового
образа жизни, антитеррористического поведения.
4

Программа дополнительного образования разработана на основе
программы для начальных классов, примерного содержания программы по
ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова, в
соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об
образовании», « О защите населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной
безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и
др. Программа внеурочной деятельности разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования.
На изучение курса «Школа безопасности » отводится 17 ч (1ч в 2
недели)
Актуальность программы «Школа безопасности» в том, что она
охватывает одновременно несколько образовательных областей, уделяя
основное внимание, прежде всего вопросам самовыживания и
предотвращения опасных ситуаций.
Отличительная особенность: Пропаганда знаний, обеспечение
правильных действий учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данная программа составлена, на примере программы Калининой М.С.
Изменено тематическое планирование, количество часов реализации
программы уменьшено, данная программа разбита на 4 блока, в которых
темы и формы проведения занятий отличаются от программы Калининой
М.С. Ссылка на программу: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/osnovybezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2015/02/16/rabochaya-programma-po
Цели программы:
 Формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные
экстремальные ситуации.
 Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к
личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи программы:
Обучающие: - сформировать начальные навыки ориентирования на
местности; - обучить основным приёмам безопасного поведения при
пожаре и на водоёмах; - научить пользоваться средствами
индивидуальной защиты; - сформировать начальные навыки доврачебной
5

помощи; - обучить основным приёмам
автономного пребывания в природной среде.

выживания

в

условиях

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность,
коммуникативные умения, коммуникабельность.
Воспитательные: формировать сознательное и ответственное отношение к
вопросам личной безопасности, потребность в самопознании и
саморазвитии, чувство коллективизма
Занятия в «Школе безопасности» являются эффективным средством
приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки
воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к
активной познавательной и творческой работе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
 занятия в свободное время;
 обучение организовано на добровольных началах всех сторон
(обучающиеся, родители, мед.работники, соц. портнеры);
 обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих
интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Данный курс состоит из четырех разделов.
Первый раздел
нацелен
на обучение детей правильному
поведению на улицах и дорогах «Правила движения для всех без
исключения»: знакомство с историей и развитием ПДД; с обязанностями
водителей, велосипедистов и пешеходов; c причинами ДТП и с дорожными
знаками.
Второй раздел отведен пожарной безопасности «Пожарным можешь
ты не быть, но должен знать, как поступить». В данном разделе ребята
ознакомятся с историей возникновения пожарной службы; причинами
возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях; с правилами
безопасного поведения при пожаре в жилом и общественном здании; со
способами и средствами тушения пожара; с оказанием первой помощи при
ожогах.
В третьем разделе «От глупого риска до беды близко» ребята получат
необходимую информацию о правилах безопасного поведения на воде; при
общении с домашними животными; о возможных опасностях и опасных
ситуациях, которые могут возникнуть дома; о безопасном поведении в
ситуациях криминогенного характера.

6

Четвертый раздел « В здоровом теле – здоровый дух» нацелен на
воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.
Режим занятий:
Год
Кол-во часов
обучения
в год
17 ч.
1

Кол-во
часов в неделю
0,5 ч.

Кол-во занятий Продолжительность
занятия
Одно занятие в 2
1 ак.ч.
недели

Особенности
организации
образовательного
процесса
по
дополнительной общеразвивающей программе «Школа безопасности»:
учебные группы формируются из обучающихся одного возраста. Занятия по
дополнительной общеразвивающей программе проводятся со всем составом
учебной группы Количество обучающихся, одновременно находящихся в
группе, составляет 15 человек.
Основные направления содержания деятельности:
 здоровьесберегающие технологии;
 духовно-нравственное развитие;
 технология развивающего обучения.
Средства диагностики: наблюдение; тесты; анкетирование (анализ анкет);
отзывы родителей.
Форма занятий: групповая.
В практике работы используются следующие формы: интеллектуальные
игры; ролевые игры; беседы, экскурсии, праздники, конкурсы, викторины.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым
обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки
обучающегося является не столько его талантливость, сколько его
способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного
результата, ведь овладеть всеми навыками безопасности и сохранности
своего здоровья должен каждый ребёнок.
Личностные результаты:
 понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
 развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную
безопасность в различных жизненных ситуациях;
 формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил
дорожного движения.
Регулятивные УУД:
7

 ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять
знания, умения и навыки в практической деятельности;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
 контролировать свою деятельность по ходу или результатам
выполненного задания;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в
любой ситуации.
Познавательные УУД: знать и соблюдать основные правила дорожного
движения;
 знать основные дорожные знаки;
 наблюдать, делать выводы;
 задавать вопросы, уточняя непонятное;
Коммуникативные УУД:






сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
выполнять требования и условия ролевых игр;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
осуществлять взаимопомощь.

По окончанию изучения программы обучающиеся:
Знать:
 Факторы пагубно, влияющие на здоровье;
 Различать факторы, негативно воздействующие на здоровье;
 Как применять индивидуальные способы контроля за развитием
адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение
физической подготовленности;
 Какие бывают опасности и как их избежать.
Уметь:
 Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и
планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный
уровень индивидуальной работоспособности;
 Контролировать и регулировать функциональное состояние организма
при
выполнении
физических
упражнений,
добиваться
оздоровительного эффекта
 Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
 Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на
занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при
травмах и несчастных случаях.
8

Учебный план (17 ч.)
№
Наименование раздела и темы
раздела
и темы
I
«Правила движения для всех
без исключения»
1.
Для
чего
нужны
правила
дорожного движения?
2.
Безопасный маршрут от дома до
школы.
3.
Правила дорожного движения –
знай как таблицу умножения!
4.
Клуб внимательных пешеходов. В
гостях у Светофорика.
5.
Викторина « Я пешеход »
II
«Пожарным можешь ты не
быть, но должен знать, как
поступить».
1.
Огонь – друг и враг человека
2.
Причины возникновения пожара.
Правила поведения во время
пожара.
3.
Конкурс детского плаката и
рисунка
«Спички детям - не
игрушка»
4.
Игра «Пожарным можешь ты не
быть, но ППБ знать обязан»
III
«От глупого риска
до беды
близко»
1.
Что делать, чтобы не попасть в
беду в лесу?
2.
Безопасность на льду зимой и
весной.
3.
Безопасность на воде летом.
Основные спасательные средства.
4.
Игра-конкурс
«Настоящие
Робинзоны»
IV
«В здоровом теле – здоровый дух»
1.
В гостях у Мойдодыра. Правила
личной гигиены. Распорядок дня.

Количество часов
Всего Теория Практика
часов
5
1

0,5

0,5

1

0,7

0,3

1

0,5

0,5

1

0,3

0,7

1
4

0,3

0,7

1
1

0,5
0,3

0,5
0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,7

0,3

1

0,5

0,5

1

0,6

0,4

1

0,5

0,5

4
1

0,5

0,5

4

9

2.
3.
4.

Как сохранить своё здоровье?
Здоровое питание ( встреча с мед.
работ.)
Здоровые и вредные привычки.
День Здоровья.
Итого

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

17

8

9

Содержание программы
Раздел I. «Правила движения для всех без исключения» - 5 часов
Тема 1.1. Для чего нужны правила дорожного движения?
Теория. Беседа для чего нужны ПДД?
Практика. Постановка в классе ситуации на дороге.
Тема 2.1. Безопасный маршрут от дома до школы.
Теория. Какие опасности подстерегают нас по пути в школу.
Практика. Рисуем маршрут от дома до школы.
Тема 3.1. Правила дорожного движения – знай как таблицу умножения!
Теория. Разговор о ПДД
Практика. Изготовление дорожных знаков.
Тема 4.1. Клуб внимательных пешеходов. В гостях у Светофорика.
Теория. Техника безопасности.
Практика. Игра внимательный пешеход.
Тема 5.1. Викторина « Я пешеход »
Теория. Объяснение правила викторины.
Практика. Викторина «Я пешеход».
Раздел II. «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как
поступить». – 4 часа.
Тема 2.1. Огонь – друг и враг человека.
Теория. Просмотр презентации – огонь друг и враг.
Практика. Обыгрывание ситуации. Как вести себя, чтобы огонь был другом.
Тема 2.2. Причины возникновения пожара. Правила поведения во время
пожара.
Теория. Обсуждение причин возникновения пожара.
Практика. Рисунок, что нельзя делать во время пожара.
Тема 2.3. Конкурс детского плаката и рисунка «Спички детям - не игрушка»
Теория. Просмотр презентации- спички детям не игрушка.
Практика. Рисуем плакат на тему «Спички детям не игрушки»
Тема 2.4. Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан»
Теория. Вспомним правила ППБ
Практика. Игра в пожарного.
Раздел III. «От глупого риска до беды близко»- 4 часа
Тема 3.1. Что делать, чтобы не попасть в беду в лесу?
Теория. Правила безопасности в лесу.
Практика. Обыгрывание ситуации – если ты попал в беду.
Тема 3.2. Безопасность на льду зимой и весной.
10

Теория. Круглый стол – как нужно вести себя зимой на льду.
Практика. Составление правил безопасности на льду.
Тема 3.3. Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.
Теория. Беседа. Как вести себя на воде.
Практика. Изготовление модели спасательного круга.
Тема 3.4. Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны».
Теория. Объяснение правил игры.
Практика. Игра «Настоящие Робинзоны»
Раздел IV. «В здоровом теле – здоровый дух»- 4 часа
Тема 4.1. В гостях у Мойдодыра. Правила личной гигиены. Распорядок дня.
Теория. Разговор с Мойдодыром.
Практика. Составление распорядка дня.
Тема 4.2. Как сохранить своё здоровье?
Теория. Круглый стол – как сохранить здоровье.
Практика. Работа в микрогруппах – составление книжки о здоровье.
Тема 4.3. Здоровое питание ( встреча с мед. работ.)
Теория. Рассказ мед.раб. о здоровом питании.
Практика. Игра «Съедобное не съедобнон»
Тема 4.4. Здоровые и вредные привычки. День Здоровья.
Теория. Вспоминаем полезные привычки.
Практика. Составление памятки заботы о своем здоровье.
Методическое обеспечение
1) Материальное - техническое обеспечение
Учебное оборудование и приборы
№
п/п

Наименование

Количество

1.

Учительский стол

1 шт.

2.

Учительский стул

1 шт.

3.

Ученический стол

8 шт.

4.

Ученический стул

15 шт.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний
обучающихся
№
п/п

Наименование

Количество

11

1.

Ноутбук

1 шт.

2.

Мышь компьютерная

1 шт.

3.

Мультимедиапроектор

1 шт.

4.

Документ-камера

1 шт.

Учебно-практическое оборудование и инструменты
№
п/п

Наименование

Количество

1.

Клей

15 шт.

2.

Детские ножницы

15 шт.

Учебно-практические материалы
№
п/п

Наименование

Количество (шт.)

1.

ватман

8 шт.

2.

Цветная бумага

8 шт.

3.

Цветной картон

8 шт.

4.

Альбом

4 шт.

Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель начальных классов, имеющий среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению программы.
Оценочные материалы:
1.
Круглый стол по разделу программы «Опасные ситуации
природного характера».
Р е к о м е н д а ц и и «Ваши действия при ЧС природного характера».
БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ
В а ш и д е й с т в и я:
12

1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и
окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).
3.Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.
4.Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.
5.Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от
берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом
волны.
6.В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а
лучше всего—в подвал.
7.Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в
сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое
могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем
более деревьев.
8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган
немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не
оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой
стороны.
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
В а ш и д е й с т в и я:
1.Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить
пламя ветками.
2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам
в спину, подгребайте за собой угли.
3.Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за
помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться
в кольце огня.
Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью
и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.
4.Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении
реки или дороги.
5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное
поле, большой пустырь или каменистая гряда.
6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают
моментально.
7.В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись
курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.
8.Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже
потух.
ЛАВИНА
Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после
снегопадов.
ПОД СНЕГОМ
В а ш и д е й с т в и я:
13

1.Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда
лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как
снег после остановки обвала быстро твердеет.
2.Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать
пространство для дыхания.
3.Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во
рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос,
вы будете знать, что находитесь вверх ногами.
4.Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей,
старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.
НАВОДНЕНИЕ
В а ш и д е й с т в и я:
1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует
выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы,
вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три),
медикаменты, перевязочные материалы.
2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу,
необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на
дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны
удерживать человека на воде.
3.Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум
осторожности, когда будете переправляться через неё.
4.Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.
5.Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при
переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку,
чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.
6.Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.
7.Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас
и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от
дна только после того, как плотно поставите другую.
8.При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.
9.Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь,
взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его
там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать
переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой
держа палку.
10.Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно
обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего
впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый
должен страховать идущего впереди.
2.
ТЕСТ
характера».

по

разделу

«Опасные

ситуации

техногенного

14

«Основные правила пожарной
безопасности».
Вариант №1
1. Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар? Укажите
правильные ответы в необходимой последовательности:
а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства
пожаротушения;
б) открыть окно для удаления дыма;
в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь;
г) позвать на помощь взрослых;
д) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о
пожаре.
2. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите
правильные ответы:
а) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться
лифтом;
б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и
поручни;
в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при
помощи простыней;
г) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или
ползком;
д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;
е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено
родителям на работу;
ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;
з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться
переносным карманным фонариком.
3. Вы пьете чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы
почувствовали запах дыма. Открыв дверь, вы увидели что с кухни валит дым
и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно:
а) вбежать или заглянуть на кухню и посмотреть что горит;
б) быстро вернуться обратно и закрыть дверь в комнату;
в) пригнувшись выходить из квартиры;
г) подойти к телефону и вызвать пожарных;
д) взять шарф или просто кусок ткани, чтобы сделать повязку на лицо,
если есть возможность, смочить ее водой и прижать к лицу так, чтобы она
закрывала нос и рот;
е) налить воды в чайник и начать тушить;
ж) зайти к соседям и вызвать пожарных.
4. Вы идете вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома
идет дым, и из него выбегают дети. Выберите правильный вариант действий:
а) подойти и спросить, что там дымит;
б) войти внутрь и посмотреть, что горит;
15

в) пойти домой и позвонить в пожарную охрану.
5. Вы сидите дома и слушаете музыку. Через некоторое время из
розетки, в которую вы включили магнитофон, начинает идти дым, и она
трещит. Вилка не вытаскивается. Ваши действия:
а) взять отвертку и починить розетку;
б) позвонить родителям;
в) обрезать провод;
г) отключить электричество;
д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;
е) открыть окно, чтобы было чем дышать;
ж) накрыть магнитофон плотным пледом и полить сверху водой (если
он дымится).
Вариант №2
1. Определите из приведенных ниже основные причины пожаров в
жилых зданиях:
а) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми
и электронагревательными приборами;
б) отсутствие первичных средств пожаротушения;
в) неосторожное обращение с огнем;
г) неисправность внутренних пожарных кранов;
д) нарушение правил хранения и использования горючих и
легковоспламеняющихся жидкостей;
е) беспечность и небрежность при обращении с огнем;
ж) неисправность телефонной связи;
з) утечка газа;
и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
к) неисправность системы водоснабжения.
2. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Что
необходимо сделать в этом случае? Ваши действия:
а) взять ведро с водой и залить пламя;
б) обесточить телевизор или полностью отключить электропитание в
квартире;
в) сообщить о возгорании в пожарную охрану;
г) если телевизор взорвался, и пожар усилился, открыть окно и
попытаться сбить пламя;
д) если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна;
е) если после отключения телевизор продолжает гореть, накрыть его
плотной тканью.
3. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей
квартиры идет дым. Ваши действия:
а) войти в квартиру и узнать причину задымления;
б) взять у соседей ведро и потушить огонь;
в) пойти к соседям и позвонить 01;
г) позвонить родителям.
16

4. Основные правила пожарной безопасности:
а) пользоваться неисправными электроприборами;
б) не играть с открытым огнем;
в) не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;
г)
пользоваться
без
разрешения
взрослых
горючими
и
легковоспламеняющимися жидкостями;
д) соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими
изделиями;
е) украшать елку самодельными электрогирляндами.
5. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите
правильные ответы:
а) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или
ползком;
б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и
поручни;
в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при
помощи простыней;
г) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться
лифтом;
д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;
е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено
родителям на работу;
ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;
з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться
переносным карманным фонариком.
3. ТЕСТ по разделу « Дорожно-транспортная безопасность».
Тест “Проверь себя”
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые
детьми по правилам дорожного движения у младших школьников.
Найди лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон,
аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная
машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед,
пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус,
трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть
на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен,
разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
17

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль,
двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине
дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей 8-9 правильных ответов.
4 . Викторина « Я пешеход»
1. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару).
2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).
3.Почему надо придерживаться правой стороны? (чтобы не мешать
движению пешеходов).
4. Почему на улице ходить по тротуару? (За тротуаром начинается
движение транспорта. Пешеход, вышедший на шоссе, подвергается
опасности.)
5.Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущем
транспортом? ( Автобус, Машины не могут сразу остановиться, особенно на
скользкой дороге, в снег, дождь)
6. Где нужно ждать автобус? ( На остановке)
7. Как нужно вести пассажиру в транспорте? (Входить выходить при
полной остановке, разговаривать тихо, обязательно держаться за поручни,
уступать место старшим.)
8. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (только сзади,
чтобы видеть идущий за ними транспорт.)
9. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (По переходу,
спокойным шагом.)
10.Что такое регулируемый перекрёсток? ( Это перекрёсток, на
котором движение регулируется милиционером- регулировщиком или
светофором.)
11. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика? ( Убедиться в
безопасности, посмотреть налево, дойдя до середины дороги – направо.)
12. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках? (
При зелёном свете светофора или разрешающим сигнале регулировщика.)
13. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый
сигнал?
14. Какие сигналы милиционера- регулировщика вы знаете? Каково их
значения для пешеходов?
15. Почему нельзя играть на проезжей части дороги? ( Это опасно для
жизни.)

18

Список литературы
Для педагога:
1. Конощук, С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов
детских садов, студентов, родителей./С.И. Конощук - М: Обруч, СПб.:
Образовательные проекты, 2011. – 128 с.
2. Методика
преподавания
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для
учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2014.
3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Программы внеурочной
деятельности в начальной школе» «Просвещение» 2015г .
4. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской
обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской
Федерации: официальное издание. — М., 2014- 2015.
5. Дорожная безопасность; учебная книжка-тетрадь для 3,4 классов.
Москва, 2005 г.
6. А. Усачёв, А. Березин. «Школа безопасности», Москва, изд. АСТ,
1997 г.
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение,
2011.
8. Занятия по правилам дорожного движения/ сост. Н.А. Цветкова, А.Ф.
Медведева и др.; под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б Малюшкиной. – М.: Т.Ц.
Сфера, 2008г.
Для обучающихся:
1.
Осипова М.П. Чтобы огонь не причинил вреда. Журнал «Начальная
школа», № 1/ 2012 г.
2.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста /
под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2014 .
3.
Школа дорожных наук/Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».