Положение о реализации прогорамм ДО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шалинского городского округа
«Шамарская средняя общеобразовательная школа № 26»

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ «Шамарская СОШ № 26»
протокол от 15 октября 2020 года № 4

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Шамарская СОШ № 26»
от 16 октября 2020г. № 317-О
Директор МБОУ «Шамарская СОШ № 26»
_________________ И.М. Тарасова

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации программ
дополнительного образования
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Шалинского городского округа
«Шамарская средняя общеобразовательная школа № 26»

п. Шамары

2020
1

Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об
образовании в Российской Федерации" предопределяет необходимость и обязательность
учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности всех типов
и видов учреждений образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора
формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием
образовательных программ.
1. Учебный план на учебный год
Направленность ДО

Физкультурноспортивная
Художественная
Техническая
Социальногуманитарная

Туристскокраеведческая

Название модуля
(секции)

Организатор

Кол-во
часов

Кол-во детей

«Баскетбол»
«Волейбол»

Потеряев В.М.
Потеряев В.М.

2
2

15
15

«Умелые ручки»
«Робототехника»
«Шахматы»
«Школа
безопасности»

Калинин Н.Д.
Семышев О.И.
Семышев О.И.
Кирякова Н.В.

1,5
1
0,5
0,5

15
15
15
15

«Феникс»
«Краеведение»,

Семышев О.И.
Перина Н.А.

0,5
1

15
15

Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется согласно
расписанию занятий. Расписание занятий - нормативный, управленческий документ,
регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных
планов и программ. Составление расписания регулируется следующими документами:
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного
образования
детей",
уставом
школы,
учебным
планом,
образовательными программами педагогов. При составлении расписания учитывается
загруженность кабинетов и учебных помещений, возраст обучающихся, год занятий по
программе.
2. Расписание занятий.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и
заканчивается 25-31 мая текущего года.
Продолжительность учебного года по дополнительным образовательным
программам составляет 35 недель, в которые входят не только 34 учебных недели, но и
занятия во время осенних и весенних каникул. Возможно увеличение учебных недель за
счет проведения занятий с обучающимися во время зимних каникул, о чем указывается
отдельно в программе педагога.
Начало учебного года – 01-05.09.2016г. Для обучающихся первого года обучения 0509.09.2016г. – после проведения презентации объединений дополнительного образования.
Окончание учебного года по дополнительным образовательным программам - 3031.05.2016г.
2

Во время осенних, зимних, весенних каникул учебные занятия проходят по
отдельному расписанию, предполагающему перенос времени на первую половину дня,
дополнительно организуются временные досуговые площадки. В каникулярное время
занятия по дополнительным образовательным программам могут проводиться педагогами
в различных формах:
- по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
- в форме поездок, туристических походов и т.п.
- на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью профориентации
подростков.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН2.4.4.3172-14, посещение ребенком занятий
более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно
совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения
занятий одного профиля не более 2 раз в неделю.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из
педагогической целесообразности, педагоги проводят занятия со всем составом
коллектива, по группам и индивидуально. Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14, занятия
начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для
обучающихся в возрасте 16 - 18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.
Продолжительность занятий детей определяется учебным планом, дополнительной
образовательной программой и санитарно-гигиеническими требованиями: в учебные дни не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4
академических часов в день. После 30 - 45 минут теоретических занятий организуется
перерыв длительностью не менее 10 минут. Продолжительность одного занятия зависит
от возраста обучающихся. В МБОУ «Шамарская СОШ № 26» следующая
продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в какой день недели проходит
занятие - в обычный учебный день после уроков или в выходной):
- для младших школьников - от 30 до 40 минут без перерыва;
- для школьников среднего и старшего возраста - от 35 минут до 2-х часов с 10
минутным перерывом.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе
педагога.
Направленность ДО

Название
модуля
(секции)

Организатор

Кол-во
часов

Кол-во
детей

Расписание

«Баскетбо
л»

Потеряев
В.М.

2

15

«Волейбо
л»

Потеряев
В.М.

2

15

Художественная

«Умелые
ручки»

Калинин
Н.Д.

1,5

15

Техническая

«Робототе
хника»

Семышев
О.И.

1

15

Среда, пятница 19.00-19.50
( с учетом 10 минутного
перерыва)
Вторник, четверг 19.00-19.50
( с учетом 10 минутного
перерыва)
Понедельник, среда 15.00-15.50
( с учетом 10 минутного
перерыва)
Среда 14.50-15.30

Физкультурноспортивная

3

Социальногуманитарная

Туристскокраеведческая

«Шахмат
ы»
«Школа
безопасно
сти»

«Феникс»
«Краеведе
ние»,

Семышев
О.И.
Кирякова
Н.В.

0,5

15

Четверг (краткосрочный курс на
февраль-март) 14.00-14.50

0,5

15

Вторник 13.10-13.50 (одно
занятие в 2 недели на 17 недель)

Семышев
О.И.
Перина
Н.А.

0,5

15

Суббота 12.00-12.50 (одно
занятие в 2 недели)

1

15

Пятница 14.50-15.40 (с учетом 10
минутного перерыва)

Каждая программа дополнительного образования содержит различные формы
аттестации обучающихся в зависимости от реализуемого направления.
3. Дополнительные образовательные программы.
Программа (греч. - распоряжение) - это нормативная модель совместной
деятельности людей, определяющих последовательности действий по достижению
поставленной цели.
На сегодняшний день педагоги дополнительного образования имеют свободу выбора
действий. В отличие от учителей-предметников, им не предлагаются готовые
стандартизированные курсы; они сами конструируют программы, сценарии, занятия.
Однако педагоги имеют право пользоваться типовыми и авторскими программами
дополнительного образования, отобразив данный факт в пояснительной записке своей
программы, разрабатывая её на один год или несколько лет (2-3 года) занятий.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе
дополнительного образования детей соблюдаются общие требования, которым отвечают
образовательные программы.
Во-первых, программы дополнительного образования детей соответствуют Закону
Российской Федерации «Об образовании» и СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от
основной учебной нагрузки время, исключают общее повышение учебной нагрузки и
утомляемости детей за счет:
- обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной
деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм
деятельности и общения;
- организации естественных для соответствующего возраста форм детской
активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
- использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.
Данное требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном
объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста,
установленный учебным планом школы.
В-третьих, образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного
образования детей, обладают рядом качеств, в их числе:
4

- актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для
внешкольного образования);
- прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего
дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации
программы);
- реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы
для получения максимально полезного результата);
- чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать отклонения
реального положения дел от предусмотренных программой);
- целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения
целей);
- контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов на
их соответствие промежуточным и конечным целям);
- преемственность и согласованность ее содержания с образовательными
программами общеобразовательной школы;
- практическая значимость, технологичность (доступность для использования в
педагогической практике);
- сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материальнотехническим, научно-методическим).
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие обучающегося
средствами своего учебного курса.
4.
Результативность образовательного блока.
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ,
необходимо различать среди них следующие:
- выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные,
текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и
стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные” и
“нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не
соответствующие им полностью или частично);
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в
высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка осуществляется по учебным (чаще
всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят,
прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению
спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Также
фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает истинные
возможности достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные
результаты.
Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит
отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять
результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо
5

каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования
детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям и умениям,
но и развитию многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах
необходимо судить по двум группам показателей:
- предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания и умения);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием
занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому
педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные
мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по
итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка,
олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача
нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы - она должна быть понятна детям; отражать
реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не
формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного
успеха.
Планируемые педагогом результаты дополнительного образования являются
своеобразным мониторингом реализации программы дополнительного образования
обучающихся. Он содержит стартовый контроль, промежуточный и итоговый в формах,
определенных самим педагогом в соответствии с направлениями дополнительного
образования.

6

Название/
руководит
ель

«Волейбольная секция»/
В.М.Потеряев
«Умелые руки»/
Калинин Н.Д.
«Школа
безопасности»
Н.В.Кирякова

Спортивно-оздоровительное

«Баскетбольная секция»/
В.М.Потеряев

Направл
ение ДО

Уровен
ь
провед
ения
Школь
ный

Муниц
ипальн
ый
Регион
альный
Школь
ный

Муниц
ипальн
ый
Регион
альный
Школь
ный
Муниц
ипальн
ый
Регион
альный
Школь
ный

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Товарищеск
ая встреча
по
баскетболу
(Гора Шамары)

День
здоровья
(эстафета)

Май

Спортивн
ый
праздник

Кросс
наций
Чемпионат КЭС - баскет
День
здоровья
(эстафета)

Товарищеск
ая встреча
по
баскетболу
(Гора Шамары)

Товарищеск
ая встреча
по
баскетболу
(Гора Шамары)

Спортивн
ый
праздник

Кросс
наций
Чемпионат КЭС - баскет
Выставка

Выставка

Участие в
олимпиадах

Схема
«Безопасны
й путь
«Домшколадом».

Викторина
для уч-ся
нач. классов
по истории
ПДД

Участие в
олимпиадах
Игровые
мероприяти
я по ПДД

7

Совместная
с ГИБДД
акция на
проезжей
части п.
Шамары

Отборочный
конкурс
«Безопасное
колесо»

Июнь

Муниц
ипальн
ый

Знакомство
с
дорожными
знаками
«Сами не
видят, а
другим
говорят»

Конкурс
творчес.
работ
«Дорога и
мы» на тему
«Безопасно
сть
дорожного
движения»

Встречи по практическим вопросам с мед работником школы и инспектором по
пропаганде ОГИБДД ММО МВД России «Шалинский»

Регион
альный

8

Участие в
соревнова
нии
«Безопасн
ое колесо»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».